Фильмы Йоргоса Лантимоса: кинематографическое исследование границ разума

Фильмы Йоргоса Лантимоса: кинематографическое исследование границ разума

За свою 20-летнюю карьеру 45-летний греческий режиссёр-экспериментатор Йоргос Лантимос снял всего семь полнометражных фильмов, но они удостоились 27 разнообразных номинаций на самых престижных кинофорумах мира: «Оскар», Каннском и Венецианском кинофестивалях. И хотя пока ещё в активе грека нет главной режиссёрской награды, «Оскар 2019» может это изменить.

Вопреки тому, что Йоргос Лантимос ворвался в компанию лучших европейских режиссёров современности, о нём самом, о его личной жизни, о том, как формировались его взгляды на мир, вообще ничего не известно. Видимо, он предпочитает говорить о себе своими странными фильмами, отдавая остальное на откуп зрителю. Известно только, что Йоргос (аналог имени Георгий) постигал азы режиссуры в киношколе Ставракоса в Афинах. В 1995 году он снял свою первую короткометражку, также параллельно занимался театральными постановками, подрабатывал съёмками клипов и рекламных роликов.

В 2001 году на экраны вышел первый полнометражный фильм Йоргоса Лантимоса – «Мой лучший друг». Правда, эту комедию он снял вместе с исполнителем главной роли и сценаристом картины – Лакисом Лазопулосом. Судя по рейтингам, зрителя она особо не впечатлила. Но уже через несколько лет молодой греческий режиссёр ступил на самостоятельный путь, который и привёл его к триумфу.

Кинетта / Kinetta (2005)

Кинетта Kinetta

Рейтинг на Кинопоиске – 5,2; IMDb – 4,9

Драма «Кинетта» вышла на экраны в 2005 году, и это было уже полностью самостоятельное творение Лантимоса не только в качестве режиссёра, но и соавтора сценария. И именно в этой картине начал формироваться особый стиль, который впоследствии выделит режиссёра среди других.

Действие фильма «Кинетта» происходит в одноимённом греческом курортном городке. Опустев в туристическое межсезонье, он стал пристанищем рабочих-мигрантов. Странный полицейский в штатском расследует серию недавних убийств, совершённых в городе. В этом ему помогают фотограф и горничная местного отеля, которая выступает в роли приманки для маньяка. Это странноватое трио занимается реконструкциями нападений с исключительным вниманием к деталям, что вызывает массу вопросов к их собственным мотивам.

Эта фабула свидетельствует о том, что Лантимос уже начал нащупывать собственный формат и создавать галерею своих непостижимых героев.

Клык / Kynodontas (2009)

Клык Klyk

Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7,3

В мире впервые заговорили о молодом греческом режиссёре после появления его третьего полнометражного фильма – «Клык». Сценарий к нему Лантимос написал совместно с Эфтимисом Филиппоу, и это положило начало их десятилетнему плодотворному сотрудничеству.

В центре повествования артхаусной драмы «Клык» находится греческая семья: родители, сын и две дочерей, изолированные от внешнего мира. Дом может покидать только отец (Кристос Стергиоглоу), дети же развиваются исключительно в замкнутом пространстве. Поначалу сексуальные потребности сына приходит удовлетворять девушка по имени Кристина, но со временем отец разрывает и эту связь с миром, посчитав её опасной, а интимные обязанности возлагает на одну из дочерей. Однако крупица сомнения в нормальности их ограниченного мира действительно была заронена Кристиной. Старшая дочь, выбив себе тот самый мифический клык, символизирующий незрелость и необходимость оставаться в доме, вырывается на свободу.

Картина очень пришлась по душе критикам. Она получила вторую по значимости награду Каннского кинофестиваля – премию «Особый взгляд», а также была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Для молодого и никому не известного режиссёра это был настоящий прорыв.

Альпы / Alpeis (2011)

Альпы Alpy

Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 6,4

Исследовал границы человеческой психики Йоргос Лантимос и в драме «Альпы», написанной им в дуэте с Филиппоу. Это история о ночной сиделке госпиталя, которая оказывает особенные услуги семьям, потерявшим близких. Она состоит в группе, называющейся «Альпы», участники которой за определённую плату предлагают заменять собой недавно умерших во время визитов их скорбящих родственников.

Понять такое искусство обычному зрителю непросто, но критики картину оценили. Она претендовала на главную награду Венецианского кинофестиваля, но в итоге получила приз только за сценарий.

Лобстер / The Lobster (2015)

Лобстер Lobster

Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,1

Со своей первой англоязычной работой – «Лобстер» – Йоргос Лантимос не только покорил американского зрителя, но и пережил международный триумф. Фильм номинировался на «Оскар» за лучший сценарий (Лантимос и Филиппоу) и на главную награду Каннского кинофестиваля. И хотя в результате картина получила только три менее значимые награды Канн, она сразу обрела статус культовой. Более того, «Лобстер» стал нарицательным для обозначения абсолютно непонятного, запутанного, странного, почти шизоидного авторского кино. И, соответственно, греческий режиссёр окончательно утвердился в статусе творца подобных произведений.

Достаточно сказать, что даже критики не смогли точно определить жанр «Лобстера», поэтому обычно идёт просто перечисление: фантастика, чёрная комедия, драма, социальная драма, триллер, мелодрама. А сюжет так извивается на протяжении двух часов, так прыгает от одной полярности к другой, что его даже пересказать сложно. Но фабула такова: в ближайшем будущем одиноких людей арестовывают и отправляют в специальный отель. Там они обязаны найти себе пару за 45 дней. Если им это не удаётся, то их превращают в животное и отпускают в лес. Впрочем, срок можно продлить, если на Охоте убить другого одинокого претендента. Главный герой ленты – Давид (Колин Фаррелл) решил стать лобстером, если его постигнет неудача, но неожиданно он встречает Близорукую женщину (Рэйчел Вайс). А дальше следуют хитросплетения сюжета, которые развиваются столь нелогично, что предугадать следующий поворот просто невозможно.

Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer (2017)

Убийство священного оленя

Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 7,0

Через два года оказалось, что «Лобстер» был ещё вполне понятным фильмом, потому что новое творение Лантимоса – «Убийство священного оленя» – вгоняло в ступор.

Главный герой картины – успешный кардиохирург Стивен Мёрфи (Колин Фаррелл). У него большой дом, красивая жена – Анна (Николь Кидман), любящая поэкспериментировать в сексе, милый сын и дочь. Но в благополучную жизнь семейства Мёрфи врывается тёмное прошлое Стивена в виде загадочного парня – Мартина (Барри Кеоган). Грядёт расплата за грехи, и Стивену Мёрфи придётся сделать главный выбор в своей жизни. Или же отдать его на волю Случая и Судьбы.

Фильм «Убийство священного оленя» находился уже в авторской струе, поэтому вызвал чуть менее острую реакцию. Даже несмотря на то, что картина во многом отвратительна. Там нет ни кровавых, ни каких-то неприглядных физиологических сцен, но развитие сюжета и особенно финальная сцена вызывают серьёзные сомнения по поводу психического здоровья авторов (и снова сценарий написал Лантимос в соавторстве с Филиппоу).

Тем не менее, именно сценарий был отмечен наградой на Каннском кинофестивале, а вот Золотая пальмовая ветвь греку снова не покорилась.

Фаворитка / The Favourite (2018)

Фаворитка Favoritka

Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,9

И вот после самого короткого в своей фильмографии перерыва, и в фарватере вполне конкретных ожиданий, порождённых его предыдущими работами, Йоргос Лантимос выпускает свой новый фильм – «Фаворитка». Фильм, попавший в девять номинаций на «Оскар 2019» (в одной из них дважды), уже получивший две награды Венецианского кинофестиваля. Фильм, который вызвал больше вопросов к личности режиссёра, чем его предыдущие работы, притупившие остроту восприятия своими психологическими экспериментами над зрителем.

Действие картины «Фаворитка» происходит в конце 17-го – начале 18-го века в Англии, и развивается вокруг правления первой королевы Великобритании (Англии и Шотландии) и последней представительницы династии Стюартов – Анны (Оливия Колман). Вместо болезненной и психически неуравновешенной королевы страной, по сути, управляет её давняя подруга и любовница – Сара Черчилль, леди Мальборо (Рэйчел Вайс). Ситуация меняется в связи с появлением родственницы Сары – Абигейл (Эмма Стоун). Девушка благородных кровей, которая была вынуждена расплачиваться телом за карточные долги своего отца, начинает свою службу при дворце в качестве обычной прислуги. Однако очень быстро она вступает в непримиримую борьбу за внимание и любовь (во всех проявлениях) престарелой королевы.

Впервые за последние 15 лет Йоргос Лантимос не принимал участия в разработке сценария к своей картине, а доверил его дебютантке Деборе Дэвис и чуть более опытному Тони МакНамаре. Возможно, это позволило греку больше сфокусироваться на режиссуре, потому что, посмотрев «Фаворитку», можно понять, что великий экспериментатор не исчез, а просто больше внимания уделил форме. На основе, казалось бы, вполне распространённого сюжета Йоргос Лантимос снял свой уникальный фильм, многоплановый и не менее странный. Но в то же время он создал картину, понятную гораздо большему количеству зрителей, а с визуальной точки зрения – почти идеальную.

Автор: Элеонора Синдеева

Смотрите также: