Вооружившись томиком мифов и скальпелем социального критика, кинематограф 2025-го продолжает препарировать наш треснувший по швам мир, где абсурд и трагедия два симптома одного диагноза. Режиссёры вновь и вновь облачаются в халат патологоанатома, чтобы произвести вскрытие циничным, но бережным образом, ведь у пациента пока ещё есть пульс. Список лучших фильмов года традиционно получился разноплановым — здесь и чёрные комедии с конспирологическим привкусом, и сатирические антиутопии о корпоративном прогрессе, и научно-фантастические жанровые миксы с романтикой и зомби-мутантами, и хорроры с паранормальщиной и одержимостью. Многие из этих картин уже нашли своего зрителя и ещё теплятся в обсуждениях, другие заслуживают внимания не столько за высокие рейтинги, сколько за актуальность и захватывающий сюжет.
Особое место занимает «Бугония» Йоргоса Лантимоса. Этот мастер абсурда вернулся с ремейком корейского фильма «Спасите зелёную планету!», где пара конспирологов-неудачников похищает успешную бизнесвумен, уверенные, что она — инопланетная поработительница. Название, отсылающее к древнему мифу, основанному на вере в спонтанное рождение пчёл из туши мертвого быка, символизирующее возрождение из смерти (древнегреческое слово bougoníā (βουγονία), означающее «рождение из быка»), идеально отражает циничный взгляд фильма на человечество и систему — это «гниющая туша» (корпорации травят планету, радикалы добавляют насилия), а из этого разложения якобы должно родиться «новое» (спасение, правда конспирологов), но на деле ничего хорошего — все одинаково мерзкие. Фильм долго запрягает монологами о планете и пчёлах, но в финале выдаёт взрыв трагифарса и горький мёд сатиры — поклонники грека уйдут в восторге от знакомого жужжания.
Это жужжание, впрочем, эхом отзывается и в других работах, где авторы тоже не стесняются. Пон Джун Хо в «Микки 17», например, вернулся к антикапиталистическому скальпелю: Роберт Паттинсон в роли клона-расходника умирает раз за разом ради прогресса и колонизации. Кореец по обыкновению смешивает гротеск с чёрным юмором — экшена мало, зато абсурда и уколов в систему хватает, с размышлениями о человечности, которую проще найти в инопланетных тварях.
Год, впрочем, богат и другими жанровыми экспериментами и зрелищными историями. Зак Креггер в «Орудиях» плетёт многослойный хоррор с чёрным юмором и паранормальщиной. Дрю Хэнкок в дебютном «Компаньоне» играет с ожиданиями не хуже, фильм стебётся над страхами связанными с развитием ИИ и абъюзивными отношениями. Дэнни Бойл в «28 лет спустя» возвращает франшизу к корням, но подкручивает эволюцию мертвякам. Братья Филиппу в «Верни её из мёртвых» остаются верны боди-хоррору, где скорбь матери перерастает в одержимость и демонический обряд. Скотт Дерриксон в «Ущелье» миксует жанры — если вы видели хотя бы одну научно-фантастическую романтическую комедию в жанре боевик-триллер-ужасы, то вы видели их все. Дэн Трахтенберг в «Хищник: Планета смерти» оживляет франшизу фокусом на инопланетной флоре и фауне, и показывает, на что способен клыкастый паренёк с дредами из расы яутжа.
В итоге кинематографический 2025-й подтверждает: кино способно не только развлекать, но и препарировать реальность оригинальной подачей и свежим взглядом на жанры. Добавляйте страницу в закладки и делитесь в комментариях фильмами, которые стоит посмотреть.


























