Экзотические объективы - что в них ценного?

Экзотические объективы - что в них ценного?

Между объективами потребительского и профессионального уровня есть существенные различия, но в этой статье речь пойдет об экзотических линзах. Сегодня на рынке они представлены разнообразными вариантами и, судя по дефициту некоторых моделей, пользуются большим спросом. Отсюда возникает вопрос, что делает их такими особенными по сравнению со всеми остальными?

 

Объективы: Sigma 35мм f/1.4, Nikon 35мм f/1.4, Zeiss 35мм f/1.4, Rokinon 35мм f/1.4

Мы не будем останавливаться на технических нюансах, а сосредоточимся на мастерстве, стоимости, ценности и на маркетинговой нише, то есть на основных факторах существования экзотических объективов.

Есть «ветераны» фотографии, убежденные в том, что новой оптике Nikkor и Canon не хватает «души» в их пластиковых бочках и резиновых кольцах для фокусировки и масштабирования. Фотографы нового поколения, которые успели убедиться на практике в высокой производительности современных объективов, не могут понять, о чем это они. Само понятие оптики, "имеющей душу", вызывает обеспокоенность и даже забавляет. Но когда вам удастся испытать какой-либо экземпляр из самой редкостной коллекции старшего поколения, вы начнете понимать, что они имеют в виду.

Большинство современных объективов действительно дают такое ощущение, как будто они только что сошли с конвейера, где выпускают тысячи других точно таких же единиц с небольшими различиями между собой. Старые модели делались вручную, поэтому каждая из них получалась по-своему уникальной. В этом было свое очарование: вы никогда не знали, какой результат получите - это была игра в рулетку.

В природе человека заложено стремление к совершенству, поэтому людей заменили машинами. Компьютеризированное и автоматизированное тестирование стало частью производственного процесса. Продукты стали типичными, потребители ожидают от них стандартной отдачи и никаких «сюрпризов». Но с такими ожиданиями и роботизированным менталитетом мы теперь имеем дело с полностью идентичными товарами, которые не имеют того, что ветераны называют «душой». Это ощущение на подобие того, которое охватывает вас, когда вы заходите в мебельный магазин и видите там десятки идентичных пластиковых стульев сложенных друг на друга. Мы редко можем встретить красивый стул ручной работы, который имеет свой характер и определенную уникальность. Сегодня несовершенства и несоответствия просто не воспринимаются.

Мы также можем провести аналогию с автомобилями. Когда вы приходите в дилерские центры Toyota, Honda, Nissan или Mazda, то видите в основном продукцию одного и того же вида с небольшими различиями в спецификациях и в цвете. Эти бренды весьма успешно продвигают производительность и эффективность в краткосрочной перспективе, хотя это и не означает, что они плохие. Поэтому, приобретая автомобиль, мы заинтересованы в нем в течение нескольких лет, а затем присматриваем для замены новую модель, которая поставляется с большим количеством лошадиных сил, новыми возможностями и гаджетами.

Краткосрочная продукция имеет короткий жизненный цикл. Зачем производителю продавать вам продукт, который будет служить вечно, если он может снабжать вас почти одним и тем же продуктом каждые два-три года? Более крупную выгоду извлекают компании, выпуская не долгосрочные продукты. Такова природа современного коммерческо-производственного мира.

Теперь сравним авто с краткосрочным жизненным циклом и классический Porsche, который создавали на долгие годы. То же самое можно сказать о таких компаниях, как Zeiss, Leica и Schneider. Все они не гоняются за максимальной производительностью, массовостью производства и впечатляющими характеристиками, хотя выделиться из толпы никогда не помешает. Они хотят создавать нечто продолжительное во времени, что имеет индивидуальность и уникальность и будет вдохновлять потребителя и сегодня, и 20 лет спустя.

Взгляните на видео, где показано, как инженер Zeiss проверяет линзы при экстремальных температурах:

Теперь посмотрите видео о том, как создает свои объективы Leica:

Каждая единица продукта получает много заботы и внимания, поэтому и не удивительно, что эти производители взимают большую стоимость за свои объективы. Хотя в формировании ценника во внимание берут и такие понятия, как «воспринимаемая ценность» и «раритет». О них мы поговорим ниже.

В течение многих лет Nikon и Canon с их легендарными объективами высокого класса Pro воспринимались аналогично. Некоторые из цельнометаллических объективов AIS по-прежнему востребованы, потому что они построены настолько солидно и добротно, что могут служить целую вечность. Также превосходным качеством отличался ряд цельнометаллических AF-D линз. С переходом на AF-S объективы и ростом потребительского рынка зеркальных камер Nikon начала срезать углы и переходить от металла на более легкие детали из пластика. Этот шаг положительно сказался на решении проблем с большим весом, но некоторые из этих пластиковых деталей перекочевали и в мир профессиональных объективов. Большую часть доходов Nikon и Canon получают именно от реализации недорогой оптики. Можно наблюдать за постепенным переходом от высококачественной оптики к линзам массового производства. Нельзя винить в этом производителей – где клиенты там и деньги. В результате, сейчас мы видим больше недорогих пластиковых деталей даже в более дорогих моделях. Потенциально пластик может лучше справляться с экстремальными погодными условиями, чем металл (пластик меньше расширяется/сжимается, чем металл) и с ним проще обращаться с голыми руками при очень высокой или низкой температуре.

Связано ли это с недостаточным контролем обеспечения качества или с большим применением пластмассовых деталей, но существует мнение, что общее качество Nikon и Canon снизилось с тех пор, как они вынужденно перешли к массовости. Кроме того, с появлением всей этой электроники и технологий, которыми наполняют современные линзы, они теперь больше склонны к сбоям и неисправностям, чем объективы с ручной фокусировкой. Следовательно, у них более короткий жизненный цикл, чем у классики.

Но нельзя сказать, что вся продукция Nikon и Canon ухудшилась. На самом деле, оптическое качество линзы получило явное улучшение. Производители имеют возможность больше денег вкладывать в совершенствование продуктов, так как доходы от продаж потребительских товаров растут. К примеру, Nikon 35мм f/1.4G может превзойти по оптическому качеству такую экзотику, как Zeiss Distagon T * 35мм f/1.4. Опыт показывает то же самое при сопоставлении Nikon 50мм f/1.4G и Zeiss Planar T * 50мм F / 1.4, а также Nikon 85мм f/1.4G против Zeiss Planar T * 85мм f/1.4. Однако, как мы уже отмечали выше, Zeiss это не только оптическое качество. По крайней мере, мастерство продукта на голову выше конкурентов. И Nikon, и Canon также делают очень добротные линзы, например, Nikon 70-200мм f/2.8G VR II / Canon EF 70-200мм f/2.8L IS II USM. В линейке бренда они также выглядят как своеобразная «экзотика».

Nikon-70-200mm-vs-Nikon-200-400mm-vs-Nikon-300mm

Nikon 70-200мм, Nikon 200-400мм и Nikon 300мм

В то же время, Carl Zeiss изучает новые возможности рынка, чтобы обеспечить себе будущий рост. Этот производитель пришел к соглашению о лицензированном производстве своих объективов такими компаниями, как Sony и Cosina. Мы не ожидаем тех же стандартов качества, как у линз, изготовленных в Германии, но Zeiss утверждает, что высокие стандарты соблюдены на том же уровне.

Недавно компания Zeiss представила новую линию объективов «Touit» для беззеркалок Fuji X и Sony с байонетом E. Такой ход потенциально должен увеличить будущую популярность беззеркальных камер. Если эти линзы окажутся успешными для беззеркальных креплений, то наступит та же угроза стандартного массового производства, как в свое время это настигло Nikon и Canon.

Воспринимаемая ценность, маркетинговая ниша и раритет

Как вы уже убедились выше, производство экзотических линз не из дешевых. Но все же высокая цена на некоторую редкую экзотику не может быть оправдана себестоимостью. Вы верите, что затраты на создание Leica 50мм f/0.95 NOCTILUX (цена: ок. 11 000 долларов) в 3 раза превышают расходы на производство Leica 50мм f/1.4 Summilux (цена: ок. 4 000 долларов)? Конечно, нет. Воспринимаемая ценность может быть очень сильным аргументом.

Когда вы устанавливаете объектив f/0.95 и это Leica, то он должен быть и хорошим, и дорогим! Наверняка, он очень высокого качества, но стоит ли за него платить 11 тысяч условных единиц? Для большинства пользователей он не представляет такой ценности, но для некоторых это действительно так. То же самое касается нового объектива Nikon 800мм f/5.6 VR, который хотят продавать по 18 тыс. Действительно ли на его производство производитель затрачивает на 8 000 долларов больше, чем на Nikon 600мм F/4 VR? Не важно, сколько флюоритовых элементов есть в объективе, его производство не может обходиться на 8 тыс. дороже. Но у этого продукта есть своя аудитория, своя ниша на рынке. Это люди, которые готовы платить такие деньги. Для профессионального фотографа дикой природы 800мм f/5.6 может быть пределом всех мечтаний.

Наконец, вопрос о редкости, то есть какова потенциальная вероятность того, что в один прекрасный день продукт может стать коллекционным. Какие шансы у Nikon 50мм f/1.8G превратиться в будущем в коллекционную модель? Почти нулевые. В отличие от объективов немецкого производства Zeiss или Leica, которые могут стать редкостным коллекционным экземпляром, и вырасти в цене.

Таким образом, в дополнение к уникальному и красивому дизайну, мастерскому исполнению и повышенному вниманию к деталям мы видим существующую ощутимую ценность и редкость. Все компоненты играют определенную роль в признании экзотичности линзы.

Дорогие читатели, если у Вас есть экзотические объективы, поделитесь, пожалуйста, какова была главная причина такой покупки? Жалеете ли Вы о своем решении или линза того стоила?

И вопрос к фотографам, у которых нет экзотических объективов: планируете ли Вы обзавестись таким объективом в ближайшем будущем? Если да, то, что Вас  к этому подталкивает?

 

Подготовлено по материалам photographylife.com

Телеграм