Моржи и зайцы, святые и крестьяне, пейзажи и мистические гравюры от непревзойдённого Альбрехта Дюрера

Моржи и зайцы, святые и крестьяне, пейзажи и мистические гравюры от непревзойдённого Альбрехта Дюрера

Реформатор живописи, впервые написавший портрет анфас, крупнейший художник западноевропейского Ренессанса, объявший в своём наследии огромное количество изобразительных техник: от «обязательной» масляной живописи и графики до мастерства гравера. Дюрер не только блестящий практик, но и, редкий случай, теоретик живописи, оставивший потомкам наставления в виде трактатов с формулами расчётов, графиками и, само собой, иллюстрациями. Ниже вас ждут лучшие работы мастера: утончённые этюды прирождённого натуралиста, детальнейшие гравюры, проникновенные портреты и самый настоящий дюреровский кукиш!

Рисунок (флора и фауна)

Большая часть современников мастера, особенно итальянских, прославилась в первую очередь величественными полотнами и монументальными фресками на библейские темы. Не стоит думать, что Дюрер не был созвучен эпохе – у него предостаточно крупных полотен и гравюр по сюжетам Библии. Однако, узнаваемым, особенно сейчас, его сделали совсем другие работы. И это редкий случай, когда виртуозность и тщательность не были похоронены «легкомысленным» жанром рисунка. Дюреровский заяц, жук-олень или крыло сизоворонки – не меньше достояние культуры, чем Витрувианский человек Да Винчи. Умопомрачительная точность линий, зоркость глаза, говорящая о удивительной наблюдательности и… свобода, порождающая изящество. Много работая на заказ, Дюрер не вполне мог распоряжаться своими чувствами, воплощая чужие пожелания, но в рисунке ему никто был не указ. Преклонение перед чудесами природы во всём её многообразии, придают взгляду художника нежность подлинного натуралиста.

albreht durer kartini 8
Заяц (1502)

albreht durer kartini 2 24
Мертвая птица (1512)

albreht durer kartini 2 22
Эскиз лилии (1526)

albreht durer kartini 2 25
Три снегиря (1543)

albreht durer kartini 17
Морж (1521)

albreht durer kartini 2 27
Маленькая сова (1508)

albreht durer kartini 2 28
Носорог (1515)

albreht durer kartini 12
Крыло синебрюхой сизоворонки (1512)

albreht durer kartini 13
Лев (1521)

albreht durer kartini 14
Летучая мышь (1500)

albreht durer kartini 20
Омар (1495)

albreht durer kartini 1 31
Трава (1503)

albreht durer kartini 1 5
Голова оленя (1514)

albreht durer kartini 1 35
Цветок водосбор (1526)

albreht durer kartini 1 7
Жук (1505)

albreht durer kartini 1 8Лось (1504)

Гравюра

За свою жизнь мастер создал более четырёхсот пятидесяти (!) гравюр, которые стали для него не только способом постоянного заработка, но и ещё одним страстным увлечением. Именно гравюру принято считать высшим творческим достижением Дюрера. Он стал первым немцем, освоившим как традиционную гравюру на деревянной основе, так и набирающую популярность гравюру на меди. Утилитарная, «нишевая» техника, которая должна была посредством картинок передавать неграмотным суть написанного в книге, стала благодаря Дюреру самоценным видом искусства. Многие издания классических произведений по сей день сопровождают именами художников-гравёров, как например «Божественная комедия» Доре или Апокалипсис Дюрера. Детализация, полутона, объём фигур и предметов, наконец, сюжеты, полные многозначительной таинственности («Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол») – вот причина по которой философ Эразм Роттердамский говорил: «Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью».

albreht durer kartini 25
Рыцарь, Смерть и Дьявол (1513)

albreht durer kartini 27
Танцующие крестьяне (1514)

albreht durer kartini 34
Четыре всадника Апокалипсиса (1496)

albreht durer kartini 6
Воскресение Христа (1510)

albreht durer kartini 30
Триумфальная колесница Максимилиана I (1518)

albreht durer kartini 31
Турнир на лошадях (1518)

albreht durer kartini 1 11
Меланхолия (1514)

albreht durer kartini 1 13
Морское чудовище (1498)

albreht durer kartini 1 14
Немезида (1502)

albreht durer kartini 1 16
Повар и его жена (1496)

albreht durer kartini 1 26
Святой Георгий на коне (1505)

albreht durer kartini 1 27
Семь трубящих ангелов (1511)

albreht durer kartini 1 29
Солдат и Смерть(1510)

albreht durer kartini 1 3
Волынщик (1514)

albreht durer kartini 1 33
Турецкая семья (1496)

albreht durer kartini 1 36
Четыре ведьмы (1497)

albreht durer kartini 1 9Мадонна на полумесяце (1511)

Автопортреты и портреты

Может быть подобная последовательность в заглавии может удивить человека незнакомого с творчеством мастера, но только не знатоков и ценителей. И не столь важно, что именно с портретов, написанных для немецкой знати, началась карьера мастера. Дюрер создал множество блестящих портретов, демонстрируя высочайшее мастерство, но именно автопортреты, которые мастер продолжал создавать многие годы (первый был написан им ещё в тринадцать лет) совершили переворот в жанре, впервые продемонстрировав его таким, каким он известен нам. Помимо того, что его усилиями портрет стал «самостоятельным» жанром в живописи, Дюрер впервые изобразил на (авто)портрете человека полностью анфас. Решение было противоречивым и скандальным – прежде так изображали на картинах и иконах только Христа. Молодой и привлекательный художник двадцати восьми лет от роду с длинными волосами и бородкой кажется самодовольным захватчиком, посягателем на «свято место», а авторская приписка о том, что нарисован портрет «вечными» красками, выглядит едва ли не кощунственно. Сейчас даже смешно говорить о подобном, но тогда Дюрер бросил настоящий вызов миру. И победил, конечно.

albreht durer kartini 2 3
Автопортрет (1500)

albreht durer kartini 2
Портрет Барбары Дюрер, урожденной Хольпер (1490)

albreht durer kartini 2 10
Портрет императора Максимилиана1 (1518)

albreht durer kartini 2 12
Портрет Бернарда фон Ризена (1521)

albreht durer kartini 2 13
Портрет Ганса Тухера (1499)

albreht durer kartini 2 15
Портрет Эльсбет Тухер (1499)

albreht durer kartini 2 17

albreht durer kartini 2 18
Святой Иероним (1521)

albreht durer kartini 2 2
Портрет молодой венецианской женщины (1505)

albreht durer kartini 2 21
Старуха с кошельком (1507)

albreht durer kartini 2 26
Портрет Барбары Дюрер (1514)

albreht durer kartini 2 6
Портрет Якоба Муффеля (1526)

albreht durer kartini 2 7

albreht durer kartini 2 8Автопортрет (1498)

Пейзажи

Следует откровенно признать, что пейзажи не являются любимым жанром самого мастера или важной вехой в его наследии, но игнорировать их было бы неправильно и нечестно. Порой идеально-прозрачные, порой ярко-лубочные виды городов и природы колеблются между отстранённостью и страстью. Они написаны быстрой рукой, без излишних подробностей и сложнейших полутонов, которых Дюрер умел добиваться даже чёрно-белой штриховкой, но они вместе с этим точно передают настроение самого мастера.

albreht durer kartini 2 19

albreht durer kartini 2 20

albreht durer kartini 15
Мельница в Пегнице (1494)

albreht durer kartini 16

albreht durer kartini 23
Пруд в лесу (1496)

albreht durer kartini 28
Трент. Вид с Севера (1495)

albreht durer kartini 33
Цитадель Арко в Южном Тироле (1495)

albreht durer kartini 5
Водяная мельница в горах и рисовальщик (1490)

albreht durer kartini 7
Высокогорная дорога (1490)

albreht durer kartini 9Инсбрук (1495)

albreht durer kartini 1 6
Двор замка в Инсбруке без облаков (1494)

Масло и Библия

К масляным картинам Дюрера, безусловно относится большая часть портретов и автопортретов, но здесь мы поговорим именно о его «серьёзных» полотнах, которым эта самая серьёзность и помешала. Нет, они технически почти безупречны, библейские сюжеты придают им глубины, страсть к деталям, явно ощутимая даже в гравюрах, не даёт назвать их поверхностными, но им как будто не достаёт той страсти, духа авантюризма или даже озорства, что Дюрер позволяет себе в других техниках и жанрах. Впрочем, мастер не был бы собой, если бы и здесь не пошатнул «основы нравственности», его диптих «Адам и Ева» – одно из первых изображений обнажённых людей, основывающихся на библейских сюжетах.

albreht durer kartini 2 11
Христос среди учителей (1506)

albreht durer kartini
Адам и Ева (1507)

albreht durer kartini 2 14
Бегство в Египет (1494)

albreht durer kartini 2 4
Оплакивание Христа

albreht durer kartini 2 9

albreht durer kartini 18
Мученичество десяти тысяч христиан (1508)

albreht durer kartini 2
Алтарь Паумгартнеров

albreht durer kartini 21
Поклонение волхвов (1504)

albreht durer kartini 22
Праздник четок (Праздник розовых венков) (1506)

albreht durer kartini 1 34Христос, поддерживаемый ангелами

Другие мотивы

Одним из ключевых моментов творчества, продолжающим в некотором роде натуралистическую серию, является изображение простых крестьян, типажей иностранцев, и просто зарисовок всего вокруг: от подушки, до собственного кукиша(!), которые чаще всего встречаются на рисунках и гравюрах, допускающих известную демократичность. Это и антропологическое наблюдение, и социологическое исследование в одном произведении. В этом весь Дюрер – внимание к деталям, отказ от вероятности существования несущественных подробностей, серьёзность и ирония в одном флаконе.

albreht durer kartini 24

albreht durer kartini 29
Три знатных дамы из Ливонии (1521)

albreht durer kartini 2 23
Турки и слуга

albreht durer kartini 10
Ирландские воины и крестьяне (1521)

albreht durer kartini 11
Карта северного неба (1515)

albreht durer kartini 4
Арион (1514)

albreht durer kartini 1 28Смерть верхом на лошади (1505)

albreht durer kartini 1 37Шесть этюдов подушек (обратная сторона Автопортрета с этюдами руки и подушки) (1493)

albreht durer kartini 1 38Этюд с женской фигурой (1528)

albreht durer kartini 1 39Этюд. Левая рука Альбрехта Дюрера (1494)

albreht durer kartini 1 4Голова ангела (1506)

Помимо вышеперечисленного Дюрер создавал фамильные гербы, экслибрисы для личных библиотек, эскизы витражей и даже… рисовал собственные сны. Вот текст, написанный под абстрактной, на первый взгляд картинкой: «В 1525 году после Троицы ночью между средой и четвергом я видел во сне, как хлынуло с неба множество воды. И первый поток коснулся земли в четырех милях от меня с великой силой и чрезвычайным шумом и расплескался, и затопил всю землю. Увидев это, я так сильно испугался, что проснулся от этого раньше, нежели хлынул еще поток. И первый поток был очень обилен, и часть его упала вдали, часть - ближе. И вода низвергалась с такой высоты, что казалось, что она течет медленно. Но как только первый поток коснулся земли и вода стала приближаться ко мне, она стала падать с такой быстротой, ветром и бурлением, что я сильно испугался, я дрожал всем телом и долго не мог успокоиться. И когда я встал утром, я нарисовал все это наверху. Боже, обрати все к лучшему».

albreht durer kartini 26
Сновидение (1525)

Телеграм