Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть»

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть»

«Видеть недостаточно; вы должны чувствовать, что фотографируете», – так говорил один из величайших мировых фотографов, глубоко повлиявший на уличную, журналистскую, художественную фотографию.

Андре Кертеc (André Kertész) известен визуальным лиризмом и гуманизмом, что характеризуют его творчество. Анри Картье-Брессон как-то сказал о себе, Роберте Капе и Брассаи: «Что бы мы ни делали, Кертес сделал это первым». Он родился в еврейской семье в Венгрии, в 1936 году переехал в Нью-Йорк, проведя 1925-1936 годы в Париже в центре эмигрантского художественного мира, где фотографировал таких друзей-художников, как Брассаи, Пита Мондриана, Марка Шагала, Александра Колдера и Константина Бранкузи.

Фотография привлекла Кертеса в раннем возрасте. С детства он засматривался на иллюстрированные журналы, а в 1912 году, после учёбы в Академии коммерции, с первой зарплаты, полученной на должности фондового маклера, купил собственную фотокамеру. Хобби быстро стало основным занятием. Сначала Кертес фотографировал фермеров, цыган, пейзажи и своих братьев. Даже когда его призвали в армию в 1914 году, он взял с собой фотоаппарат. Снимки, сделанные во время войны, скорее напоминают личный дневник, чем репортаж. В 1925 году он покинул Венгрию и переехал в Париж, чтобы зарабатывать любимым занятием.

Если его современник Жак Анри Лартиг в снимках делал акцент на ярком стиле жизни, а Брассаи вуайеристически запечатлевал закулисье кабаре и запретные соблазны ночного Парижа, то Кертес действовал как анонимный созерцатель. Он наблюдал за городом, посещая его кафе и парки, или просто выглядывал из окна своей квартиры. Он фотографировал своих друзей-художников, витрины магазинов, плакаты и уличные знаки, отбрасываемые деревьями тени, прохожих, играющих детей, лежащие на столе очки – обыкновенные объекты, но всегда запечатлённые с уникальной точки зрения, через которую он находил поэтичное в обыденном. «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть», – говорил Кертес. – Я просто гуляю, наблюдая за объектом с разных сторон, пока элементы не складываются в композицию, которая радует мой глаз».

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 20
Автопортрет, 1984 (за год до смерти).

Его чёткость стиля, эмоциональная связь с объектом съёмки и геометричность фотокомпозиции стала очевидна с самого начала карьеры. Для Кертеса создание фотографии подразумевало не только капсулирование атмосферы, но и решение композиционных задач, связывающих форму с содержанием.

На протяжении большей части карьеры Кертес был как неизвестный солдат в мире фотографии. Несмотря на многочисленные награды он считал, что так и не получил заслуженного мирового признания. Сегодня его называют отцом фотожурналистики и дедом уличной фотографии. Куратор Музея Гетти Уэстон Наеф писал о Кертесе: «Он немного похож на Христофора Колумба, открывшего Новый Свет, который в итоге назвали в честь кого-то другого».

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 65
Набережная ранним утром, Париж.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 66
Карнавал, Париж (женщина читает за сценой), 1926.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 4
В бистро, Париж, 1927.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 21
Тень, Эйфелева башня, Париж, 1929.

master fotografii Andre Kertec 76
Гамбетта, Париж, 1929.

master fotografii Andre Kertec 77
Париж, 1928.

master fotografii Andre Kertec 78
Париж, 1928.

master fotografii Andre Kertec 79
Буэнос-Айрес, 1962.

master fotografii Andre Kertec 80
После трудового дня, 1929.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 8
Цирк, Будапешт, 1920.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 13
Танцующий фавн, 1919.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 14
Закат, Эстергом, Венгрия 1917.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 15
Ожидание корабля, Будапешт, 1919.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 16
Венгрия, 1917.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 6
Руки моей матери, Будапешт, 1919.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 17
Подводный пловец, 1917.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 24
Будапешт, 1914.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 47
Будафок, Венгрия, 1919.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 11
Гуси, Венгрия, 1918.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 12
Пуста, Венгрия, 1914.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 22 3
Венгрия, 1918.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 67 1
Венгрия, 1914-1924.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 68 1
Венгрия, 1914-1924.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 69 1
Венгрия, 1914-1924.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 37
Влюблённые, Будапешт, 1915.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 9
Будапешт, 1914.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 10
Эстергом, Венгрия, 1916.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 53
Слепой скрипач, Абонь, Венгрия, 1920.

master fotografii Andre Kertec 74
Искажение #82, Париж, 1933.

Хотя Кертес интересовался зеркалами, отражениями и идеей искажения человеческой фигуры, он всерьёз не исследовал фотографические возможности в этой области до 1933 года, когда французский журнал Le Sourire заказал ему создать серию, исследующую искажения фигуры. Используя зеркало из парижского парка развлечений, Кертес, никогда раньше не фотографировавший обнажённую натуру, провёл за этим занятием четыре недели, сделав около двухсот негативов. Некоторые кадры получились крайне сюрреалистично.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 55
Искажение #49, 1933.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 56
Искажение #34, 1933.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 57
Искажение #40, 1933.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 58
Искажение #40, 1933.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 2
Марк Шагал с семьёй, Париж, 1933.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 3
После бала, Париж, 1926.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 18
Монпарнас, сквер Жоливе, Париж, 1927.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 19
Карфур, Блуа, 1930.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 25
Мои друзья в Cafe du Dome, 1928.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 26
Посадка голубя, 1960.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 27
Лестница Монмартра, Париж, 1926.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 28
Вилка, Париж, 1928.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 29
Очки Мондриана и трубка, Париж, 1926.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 30
Меланхоличный тюльпан, 1939.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 71
Париж, 1926.

master fotografii Andre Kertec 75
Мёдон, Франция, 1928.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 31
Мост Искусств, Париж, 1932.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 7
Потерявшееся облако Нью-Йорк, 1937.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 35
Исчезновение.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 62
Петух, Нью-Йорк, 1952.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 63
Солнечный день, Нью-Йорк, 12 августа, 1978.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 63 1
Гипсовый бюст и художник, 1977.

master fotografii Andre Kertec 72
Нью-йоркский художник на крыше, 1977.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 64
Вашингтон-Сквер-парк, 1958.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 33
Вашингтон-Сквер-парк, 1954.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 23 1 1
Вашингтон-Сквер-парк, 1954.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 32
Вашингтон-Сквер, 22 Марта, 1967.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 70
Посвящается Роберту Капе, Нью-Йорк, 1954.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 39
Цапля, 1969.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 40
Балет, Нью-Йорк, 1938.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 34
1927-1928.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 38
Мальчик с мороженым, Нью-Йорк, октябрь 1944.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 41
Париж, 1963.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 73
Мартиника, январь 1972.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 42
Карусель из лошадей, Париж, 1930-е.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 52
Танцовщица, Париж, 1926.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 44
Париж, 1925.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 1
Стулья, Париж, 1927.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 45
Дети в Люксембургском саду, Париж, 1928.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 54
Париж, 1931.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 46
Люксембургский сад, Париж, 1980.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 50
Фонтан Медичи, Париж.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 51
Корабль, Нью-Йорк, 1944.

Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть» 43
Сквер Вер-Галан, Париж, 1963.

Смотрите также:

Получайте самые свежие публикации в папку "Входящие"

Я

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.