4-часовой плейлист с классической музыкой из фильмов Стэнли Кубрика

4-часовой плейлист с классической музыкой из фильмов Стэнли Кубрика

До Стэнли Кубрика музыку обычно использовали в кино для украшательства или в качестве усилителя эмоций. Но после его экспериментов музыка – в частности классическая – стала абсолютно неотъемлемой повествовательной частью фильма.

В 1967 году Стэнли Кубрик поручил Алексу Норту, композитору, написавшему саундтрек к «Спартаку» (1960), сочинить партитуру для фильма «2001 год: Космическая одиссея» (1968). Но пока режиссёр работал над своей культовой картиной, он совершенно очаровался временной версией саундтрека, который состоял из множества существующих произведений классической музыки, и решился на беспрецедентный шаг. Кубрик выбрал ту музыку вместо композиции Норта. Он даже не перезаписал треки, что было общепринято в те времена, а просто сделал нарезку существующих работ. Кубрик даже не удосужился получить разрешение от венгерского композитора Дьёрдя Лигети на использование его музыки, в результате чего тот подал в суд.

Как и следовало ожидать, последовала бурная реакция в определённых кругах. Великий кинокомпозитор Бернард Херрман, лауреат премий «Оскар» и BAFTA, написавший музыку для десятков фильмов от «Гражданина Кейна» до «Головокружения» и «Таксиста», был потрясен. «Когда режиссёр использует ранее сочинённую музыку, это вульгарно! Я думаю, что "2001 год: Космическая одиссея" – это вершина пошлости в наше время. Использовать космическое пространство в сопровождении "Голубого Дуная", причём отрывок даже не перезаписывался!»

Тем не менее, каждый, когда-либо смотревший «Космическую одиссею», согласится, что Кубрик сделал правильный выбор. Кто не вспоминает обезьяну с костями, когда звучат вступительные ноты симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра»? У кого не ассоциируется «Голубой Дунай» с танцем космического корабля и космической станции?

По версии Американского института кино «2001 год: Космическая одиссея» – лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а по версии международных кинокритиков – и во всей истории мирового кино.

Кубрик первым из режиссёров уравнял значение видеоряда и музыки в кино. Он говорил: «Фильм более похож – или должен быть более похож – на музыку, чем на литературное произведение. Он должен быть прогрессией настроений и чувств. Тема, скрытая за эмоциями, смысл – всё это приходит позже».

Благодаря ресурсу Spotify можно бесплатно слушать более четырёх часов классической музыки, которую Кубрик использовал в своих фильмах. В плейлист вошли различные произведения от Бетховена («Заводной апельсин», 1971) до Шуберта («Барри Линдон», 1975) и Бартока («Сияние», 1980), весь список классической музыки из фильмов Кубрика здесь.

По материалам: openculture.

Смотрите также: