
Фредрик Лернерид провёл последние полтора года, фотографируя балетный класс в Кибере, провинция Найроби. Здесь находятся крупнейшие трущобы не только в Кении, но и во всей Африке.
Фредрик Лернерид (Fredrik Lerneryd) – независимый шведский фотожурналист. Живёт в Найроби, работает на международные средства массовой информации, неправительственные организации и над личными проектами. Эти снимки он сделал в рамках фотосерии «Балет в трущобах» (Slum Ballet).
Герои фотографий, одетые в яркие синие и фиолетовые трико, выделяются в суровой обстановке с однотонными стенами и бетонным полом. Шведский фотокорреспондент заинтересовался танцорами не потому, что они знамениты или профессиональны.
Эти юные балерины (и балетчики) учатся танцевать в рамках программы, запущенной британской благотворительной организацией Anno’s Africa. Она обеспечивает альтернативное образование для более 800 детей в Кении. Преподаватель – Майк Вамейа (Mike Wamaya) – ранее работал танцором по всей Европе. Но эти балетные занятия направлены не только на физическое, но и на психическое благополучие учеников. Они нацелены на укрепление в них уверенности, необходимой для вступления детей во взрослую жизнь.
«Я наладил контакт с танцорами, когда работал над другой фотоисторией», – говорит Лернерид. – И меня очень растрогало то, что я увидел».
Проект ещё не окончен, фотограф продолжает над ним трудиться. В его изображениях не только плавные движения тел и выразительные лица. Он фокусируется на том, чтобы показать решимость людей, практикующих балет. Несколько фотографий дают представление о реалиях неформальных поселений в провинции Найроби.
Местные классы превращаются в балетную студию каждую неделю после школьных занятий. Ученики и учителя убирают скамейки и стулья, подметают пол и превращают учебное помещение в пространство для занятия искусством. «После своего первого визита я понял, что хочу вернуться и следить за их прогрессом, смотреть как они развиваются», – сказал фотограф.
В течение более года Лернерид наблюдал, как росла уверенность танцоров по мере того, как они осваивали движение за движением. «Дело в том, что они чувствуют и видят, как много могут сделать, если кто-то даёт им шанс; это повышает их самооценку и делает их сильнее в повседневной жизни», – добавил Лернерид.
Четверо танцоров из балетной программы в Кибере недавно переехали в школу-интернат за пределами трущоб. Сейчас они обучаются в балетной студии в районе Карен, престижном пригороде Найроби. В декабре они приняли участие в постановке «Щелкунчика» на сцене Национального театра в столице Кении.
«Изменения в жизни, которых они достигли всего за один год, действительно впечатляют», – заключил Лернерид.
Ниже представляем подборку снимков фотографа, в том числе изображения ребят, выступавших в «Щелкунчике».
Вид на Киберу – самые большие трущобы Африки.
Памела тренируется возле родительского дома.
В классе около 30 детей. Но даже при недостатке пространства они умудряются танцевать, не натыкаясь друг на друга.
Майк Вамейа – бывший профессиональный танцор и преподаватель в балетном классе. Кроме балета в рамках программы благотворительной организации Anno’s Africa в трущобах Кении действуют классы по художественному искусству, традиционной танцевальной музыке и многие другие.
Синтия и два мальчика перебирают пожертвованные балетки для остальной части группы.
13-летний Шамик – один из старших учеников и участник группы, которая начала заниматься в танцевальной студии респектабельного района Карен.
Школа, в которой проходят занятия по балету, – старое бетонное здание с выбитыми стёклами и без дверей.
Во время занятий местные подростки – чаще мальчишки – собираются у оконных и дверных проёмов, чтобы посмотреть на красивые танцы в холодном бетонном помещении.
Здесь дети могут свободно двигаться и отрабатывать танцевальные движения.
Венди в этом году ходила на кастинг в Танцевальный центр Кении, но её так и не взяли. Она планирует повторить попытку в следующем году.
Сочетание классической музыки, ярких платьев и голоса, повторяющего «раз, два, три, четыре!», превращает серое помещение в настоящую балетную студию.
Купер Раст – художественный руководитель Танцевального центра в Кении. Она говорит, что хотя дети без обуви тренируются в маленькой необорудованной комнате, они не значительно отличаются от учеников, которые занимаются в её студии несколько раз в неделю. Здесь она учит 13-летнего Диккенса.
«Я увидела балет по телевизору, когда была маленькой. Мне очень понравился танец и их обувь. С тех пор я мечтала стать балериной», – говорит 13-летняя Памела, одна из старших учениц в классе.
Ученицы готовятся к началу занятия.
Несколько старших учеников один день в неделю занимаются в балетной школе в престижном районе Карен. Распорядок дня здесь такой же, но помещение просторное, светлое и с деревянным полом вместо бетона.
Венди тренируется, а другие ученики за неё болеют. Каждый день они учатся друг у друга по очереди.
Группа дорожит балетными тапочками, за их сохранностью внимательно следят. Хотя ученики тренируются в основном босиком, а обувь используют, чтобы отточить свою технику.
Обувь и одежда Памелы всегда в идеальном состоянии.
Танцоры делают школьные домашние задания в перерывах между занятиями балетом, чтобы не отставать в учёбе. Они знают, что хорошие оценки и танцы – это две вещи, которые однажды помогут им выбраться из Киберы.
Памела и другие танцоры в студии в Карене. Здесь вдоволь пространства.
Джордж играет в «Щелкунчике». Контраст между классом в трущобах и Национальным театром Кении невероятен.
Джордж и Шамик за кулисами во время репетиции.
У Памелы и Джорджа большие роли в «Щелкунчике».
Памела наблюдает и ждёт, когда настанет её черёд выходить на сцену во время репетиции в театре.
Джордж в роли Щелкунчика.
Памела и две другие танцовщицы готовятся перед выступлением.
Памела на выступлении в «Щелкунчике». Теперь она танцует в балетной студии, переехала из трущоб в школу-интернат, так что её жизнь улучшилась благодаря танцевальному таланту.
Зрители приветствуют танцоров аплодисментами после первого показа «Щелкунчика» в Национальном театре Найроби.