Мы заражаемся эмоциями от других людей - и это хорошо

Мы заражаемся эмоциями от других людей - и это хорошо

Избежать эмоционального заражения крайне сложно, если только не изолироваться полностью и не сделаться отшельником. Мы в исключительной степени уязвимы перед настроением и поведением других людей.

В октябре 2010 года в школе округа Гайбандха на северо-западе Бангладеш одна ученица заметила, что на упаковке с крекерами, которые она ела, потемнела этикетка. Испугавшись, что печенье испортилось, она почти сразу стала жаловаться на изжогу, головную боль и сильные колики в животе.

Симптомы быстро распространились среди всех одноклассников, а затем и в других школах района. Но токсикологи не обнаружили вредоносных веществ. Вскоре пострадавших выписали из больницы, врачи никаких следов болезни не выявили. На следующей неделе объявили диагноз: «массовая социогенная болезнь» или «массовая истерия». Оказалось, симптоматика у детей возникла просто потому, что они наблюдали её проявление у одноклассницы.

Массовая истерия это яркий пример явления, которое влияет на нас изо дня в день: эмоциональное заражение. Избежать такого инфицирования крайне сложно, если только не изолироваться полностью и не сделаться отшельником. Мы в исключительной степени уязвимы перед настроением и поведением других людей.

Эмоциональное заражение в начале Великой депрессии в 1930-х годах привело к тому, что многие банки потерпели крах, так как инвесторы коллективно утратили веру в способность этих учреждений производить выплаты. Та же сила скрывается за топливными кризисами, эпидемиологическими паниками, за распространением общественного горя и печали (например, в Великобритании после гибели принцессы Дианы в августе 1997 года). Также вы, скорее всего, начнёте страдать ожирением, если у вас есть полнотелые друзья или испытаете подавленность, если живёте с депрессивным соседом.

Но не всё так плохо с эмоциональным заражением. Механизм, стоящий за ним, – наша склонность имитировать выражения и поведение друг друга – имеет решающее значение для социального взаимодействия. Без него невозможно было бы выйти за рамки поверхностного общения.

Бездумная мимикрия

Мы подражаем, не задумываясь, и делаем это с огромной скоростью. Эксперимент, проведённый в 1966 году со студентами в университете Питтсбурга, показал, что люди имитируют движения тела друг друга в течение 21 миллисекунды.

Наш мимический ответ первобытен. Так делают все приматы и человеческие младенцы.

Если посмотреть замедленное видео общения двух человек, то координация между их движениями и позами выглядит почти как балет. Как правило, чем глубже взаимопонимание, тем больше синхронизируются их движения.

Emotsionalnoe zarazhenie 1

От физического к эмоциональному

Мимикрия способствует не только физической синхронности, но эмоциональному пониманию. Когда мы подражаем, глядя на чьё-то лицо, то начинаем испытывать эмоции, скрывающиеся за выражением. Это явление наблюдал Чарльз Дарвин в 1872 году, а десять лет спустя – философ Уильям Джеймс, который предположил, что эмоции это психическое восприятие изменений в организме. Такую идею недавно расширил нейробиолог Антонио Дамасио и другие учёные. Дамасио утверждает, что физическое ощущение эмоции – учащённый пульс, сокращение мышц или расширенные зрачки – предшествует представлению в мозге. Другими словами, физиология определяет ощущение.

Это объясняет, почему эмоциональное заражение – естественная черта всех наших социальных взаимодействий. Социологи Николас Кристакис и Джеймс Фаулер продемонстрировали это в крупном масштабе на жителях Фрэмингэма, штат Массачусетс, за которыми эпидемиологи наблюдали с 1948 года. Когда Христакис и Фаулер проанализировали модели поведения нескольких тысяч друзей, родственников, соседей и коллег, то обнаружили, что счастливые люди, как правило, группируются вместе. Кроме того, их шансы ощущать себя счастливыми увеличиваются при контакте с другими счастливыми людьми. Это показывает, что на самом деле для вашего собственного счастья имеет значение, насколько счастливы ваши друзья, говорит Христакис.

Преимущества заражения

Мы склонны не замечать положительные следствия мимики и эмоционального заражения. Но иммунитет к этим эффектам может поставить нас в невыгодное положение.

Есть простой хоть и не особо разумный способ это проверить: ботокс. Мощный яд, помогающий в борьбе с морщинами, блокирует связь между сигналами двигательного нерва и мышцами лица, которые мы используем, чтобы выражать эмоции. Такое средство красоты способно нарушить нашу способность испытывать чувства.

В 2008 году в Мюнхенском техническом университете в Германии провели эксперимент, в ходе которого проанализировали функциональные магнитно-резонансные томографии женщин, получавших инъекции ботокса в мышцы нахмуривания. Исследователи обнаружили у них снижение активности в мозговых миндалинах. Это области, имеющие решающее значение для выражения эмоций в виде сердитого лица. Ботокс усложнил выражение гнева и, таким образом, вмешался в способности его испытывать.

Если выражение вашего лица и когнитивные реакции отстают от разговора, то собеседник решит, что вам не интересно общение. Люди, которые получают инъекции ботокса, рискуют казаться менее симпатичными, говорит Дэвид Гавас, изучающий язык и эмоции в университете Висконсина Уайтуотер (не подтверждённое утверждение).

Идея, что эмоции могут каскадом передаваться в группе или слоях населения, вызывает тревогу. Она предполагает, что мы не контролируем собственную повседневную жизнь и способны принимать необдуманные решения.

Но, несмотря на её роль в проблемах с массовым поведением, эмоциональная инфекция имеет сильную эволюционную функцию. Без неё мы бы теряли гораздо больше времени.

Автор статьи Майкл Бонд.

Фотографии pogonici/Shutterstock.

Телеграм