11 артхаусных фильмов ужасов без типичной резанины

11 артхаусных фильмов ужасов без типичной резанины

Среди фильмов ужасов есть свои поджанры и если вы устали от типичной резанины и паранормального кино, предлагаем вам подборку из артхаусных фильмов ужасов признанных лучшими, от немого кино и до наших дней.

1. Кабинет доктора Калигари / The Cabinet of Dr. Caligari

doktor Kalgari

Немое кино. Немецкий фильм ужасов Роберта Вине, снятый в 1920 году, в котором используется смесь абстракции и кошмарных образов, которые создают не только по-настоящему страшное кино, но и произведение искусства. «Кабинет доктора Калигари» стал частью немецкого экспрессионистского движения. Многие критики назвали его первым истинным фильмом ужасов.

2. Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive

vyzhivut tolko liubovniki

Вампирский роман Джима Джармуша признали одним из самых красивых фильмов ужасов за последние годы. Это больше, чем типичный ужастик. Киноленту сняли в 2013 году с кинозвездами Тильдой Суинтон и Томом Хиддлстоном, которые сыграли многовековых вампиров, живущих в современном мире.

3. Квайдан / Kwaidan

kwaidan

Фильм-антология 1964 года от Масаки Кобаяси основан на четырёх японских народных сказках о привидениях, трупах и шокирующей правде. Яркие, экзотические и потрясающие образы превращают «Кайдан» в истинное произведение кинематографического искусства.

"Замечательная картина японского режиссёра Масаки Кобаяси создана по произведениям американского писателя Лафкадио Хёрна, словно без усилий вписавшегося в культуру Японии конца XIX века. «Квайдан: Истории о привидениях» (вообще-то по правилам японского языка слово произносится как «кайдан») состоит из четырёх новелл, воспроизводящих различные истории мистического плана, в которых происходит встреча живых героев с призраками. Но характер их взаимоотношений меняется, и все рассказы имеют не столько сюжетную, сколько символическую трактовку в соответствии с канонами восточной трансцендентной традиции. Ни для мужа, предавшего свою жену в новелле «Чёрные волосы», ни для деревенского парня, который не выполнил своего обещания никому под страхом смерти не рассказывать о «снежной женщине», губительно вовсе не столкновение с привидениями.
В отличие от западных представлений, призраки не только могут быть во плоти, но и жить вместе с людьми, даже рожать детей. Нет резкой границы между двумя мирами — реальным и потусторонним. А куда в большей степени пугает неотвратимость возмездия за совершённые проступки. Причём Кобаяси добивается ощущения психологического страха, пользуясь минимальными спецэффектами. Один лишь ракурс или поворот камеры может создать более гнетущее напряжение, состояние кошмара наяву. Поскольку осознаёшь почти воочию, что рок преследует человека по пятам, заставляя его расплачиваться по высшему счёту."

Из книги кинорецензий «3500» Сергея Кудрявцева

4. Глаза без лица / Les yeux sans visage

Glaza bez litca

Французско-итальянский фильм, сочетающий ужасающие и тревожные элементы, снял Джордж Франжю в 1960 году по роману Жана Редона. В основе сюжета история о хирурге, который похищает молодых женщин, чтобы использовать их лица для восстановления изуродованного лица своей дочери.

5. Побудь в моей шкуре (Под кожей) / Under the Skin

Pobud v moei shkure

Джонатан Глейзер представил один из самых увлекательных, оригинальных, экспериментальных фильмов ужасов в 2014 году. Как никогда эротичная и странная Скарлетт Йоханссон сыграла инопланетную соблазнительницу, которая охотится на мужчин. «Побудь в моей шкуре» - экстраординарная и психоделическая лента, меняющая сознание.

6. Забавные игры / Funny Games

zabavnye igry

Михаэля Ханеке многие назвали австрийским мастером современного ужаса. Его фильмы демонстрируют правдивые случаи террора, будь то реальные ситуации насилия или более эмоциональные и психологические приёмы. Его прошлогодняя картина «Любовь» (Amour) получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале. В 1997 году Ханеке дебютировал с одним из своих самых страшных фильмов «Забавные игры», который переделал 10 лет спустя в Америке. Сюжет сосредоточен на отдыхающей семьей, которая оказывается в плену психопатических соседей подростков.

"Внешне благополучная семья, состоящая из мужа, жены и их примерно двенадцатилетнего сына, приезжает на машине из города в свой коттедж у озера и, что называется, средь бела дня становится объектом наглых и всё более изощрённых по цинизму действий со стороны двух юношей, которые будто бы зашли по невинному поводу — попросить для соседей четыре яйца ради кулинарных целей. Но это — лишь предлог для того, чтобы проникнуть в дом и начать издевательства над членами этой семьи. Чем же всё закончится — вопрос двоякий или интерактивный, хотя в качестве роковых вершителей судьбы силятся выступить именно доморощенные садисты, которые желали бы обращаться с реальностью при помощи remote control, то есть пульта дистанционного управления. Хотя буквально-то они сами теряют контроль над собой и легко позволяют вырваться наружу своим подавленным инстинктам."
Из книги кинорецензий «3500» Сергея Кудрявцева

7. Отвращение / Repulsion

otvrashchenie 1965

Роман Полански снял «Отвращение» в 1965 году. Это ужастик в замкнутом пространстве с Катрин Денёв в роли застенчивой женщины, которая осталась одна в квартире своей сестры, где её начинают преследовать подавленные страхи из прошлого. Кошмары и галлюцинации в этом кино до сих пор позволяют ему сохранять звание одного из самых страшных фильмов режиссёра.

"Мотив двойничества — чуть ли не центральный в творчестве Романа Полянского, причём речь идёт и о разорванном сознании индивида, способного впасть в шизофренический бред, и о оборотнической сути самой реальности, которая кажется перевоплощением чего-то ирреального, абсолютно непознаваемого, изначально чуждого для человека: он поневоле чувствует самого себя заброшенным в этот мир, тотально одиноким, богооставленным. Запредельное и дьявольское (в понимании Полянского) — это как раз подтверждение ницшеанской формулы «Бог умер»."

Из книги кинорецензий «3500» Сергея Кудрявцева

8. Впусти меня / Let the right one in

vpusti menia

Шведский фильм 2008 года как субжанр вампирского кино. Но совсем не на крови и насилии фокусируется Томас Альфредсон, в центре сюжета отношения между 12-летним мальчиком и молодой девушкой вампиршей. Атмосферная и убедительная история.

9. Суспирия / Suspiria 

suspiriia

Фантасмагорический кошмар от итальянской легенды ужаса Дарио Ардженто, снятый в 1977. «Суспирия» преследует и ослепляет одурманенным движением камеры и жутким, глянцевым освещением. В центре фильма молодая женщина, которая приезжает на учёбу в европейскую балетную школу, чтобы обнаружить, что здесь заведуют ведьмы.

10. Носферату: Призрак ночи / Nosferatu the Vampyre

nonsferatu

Существует множество вариаций на тему романа Брэма Стокера «Дракула», если вы хотите нечто, лишённое современных идеализированных интерпретаций, посмотрите красивую готическую версию Вернера Херцога. Немецкий режиссёр снял «Носферату: Призрак ночи» в 1979 году с Клаусом Кински в роли графа Дракулы с традиционными темницами, гробами, летучими мышами и обречённой красавицей.

11. Невинные / The Innocents

nevinnye

Лента Джека Клейтона, снятая в 1961 году о гувернантке, присматривающей за двумя детьми в старинном особняке. Её начинают преследовать призраки, страх и напряжение нарастают постепенно. Это манерный и элегантный фильм ужасов, действие которого происходит в 19-ом веке, снят по роману Генри Джеймса «Поворот винта». Главная героиня неподражаема.

Телеграм