Чувственная странность Деборы Турбевилль

Чувственная странность Деборы Турбевилль

Её фотографии так художественны и своеобразны, что в них не сразу угадывается работа на заказ для домов моды и ведущих журналов. И «Женщин в лесу», и задворки величия «Непарадного Версаля», и «Купальни», и множество других редакционных и модных фотосерий она снимала словно через запотевшее стекло, с налётом вуайеризма и сюрреализма. Совершенно независимая, немного загадочная Дебора Турбевилль делала расфокусированные, зернистые снимки, в которых девушки не были похожи на моделей, а обстановка полностью отличалась от локаций, в которых снимали другие фотографы.

Дебора Турбевилль даже не считала себя модным фотографом, но некоторые из её работ стали самыми запоминающимися в своём жанре. На них повлияли такие кинематографисты, как Жан Кокто, Жан Ренуар, Ален Рене и Андрей Тарковский, которые, по словам Турбевилль, разделяли её «одержимость стилем и атмосферой».

Дебора Турбевилль (Deborah Turbeville) родилась в 1932 году, выросла в Массачусетсе. В 20-летнем возрасте переехала в Нью-Йорк и работала помощником культового американского дизайнера Клэр Маккарделл, которую называла «нью-йоркской Коко Шанель».

Турбевилль принесла в модную фотографию свои сугубо личные представления о жанре. Снимать начала в 1970-х годах. Она пришла в магазин и купила фотокамеру, сразу попросила заправить плёнку, поскольку понятия не имела, как это делается. К такому решительному началу её подтолкнула будничная ситуация: Турбевилль работала редактором моды в журнале Harper's Bazaar и ей не нравилось то, что делал фотограф. Купив фотокамеру, она сама отсняла материал. Фотографии получились размытыми, но руководство одобрило, а Ричард Аведон, увидев её результаты, восхитился и позвал к себе на курсы, чтобы отточить технику.

Когда в свет вышли её первые работы, они представляли собой радикальный прорыв в мире модной фотографии, которая в то время, можно сказать, увязла в двух колеях: не обременённая смыслом жизнерадостность и одержимость сексуальностью, как в порнографическом шике Хельмута Ньютона. «Моя модная фотография была нестандартной... девочки не выглядели обычными моделями, а окружающая обстановка полностью отличалась от того, что использовали фотографы», – признавала Турбевилль.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 10
Автопортрет, Версаль, 1981.

Она привнесла в жанр очарование и романтизм, искусно используя освещение, затуманенность, дымку, застывшие движения и эмоциональную отстранённость моделей. В самом начале таким подходом Турбевилль стремилась противостоять современникам-мужчинам. С успехом эстетику её работ никогда не воспроизводили, но, безусловно, она проложила путь для современных фотографов с более эфирными представлениями.

Жизнь фотографа была такой же особенной, как и её творчество. Турбевилль описывают как спокойную интеллектуалку, читательницу малоизвестных книг и искательницу авангардных фильмов. В её квартире в Верхнем Вест-Сайде была одна большая комната, которая переносила в прошлое. «Можно было предположить, что вы находитесь в России и планируете революцию, потому что помещение выглядело как салон в Москве на рубеже веков», – вспоминает Этелин Стэйли, одна из основательниц галереи, где на протяжении десятилетий представляли работы Турбевилль.

На самом деле она любила другой город, в котором часто бывала и говорила: «Санкт-Петербург стал для меня вторым домом... и он действительно вдохновляет. Мне нравится его ветхость... нравится его серость». Турбевилль с воодушевлением фотографировала в русских дворцах, в том числе Екатерининском, Строгановском и Юсуповском, сразу признала уникальность усадьбы Останкино, была потрясена её цветами, описывала: «Только представьте бирюзовый с гранатовым, кобальтовым, изумрудным и розовым. Палитра так богата, сочетания так неожиданны».

Её фотографии узнают по зернистости, по пастельным, сепиевым и чёрно-белым тонам, по размытости и умышленному переэкспонированию, а главное – по царящему в них настроению, загадочности и странному очарованию. Она как-то сказала: «Много раз случались большие ошибки, нелогичная обрезка или одна девушка в фокусе и три вне, или размытие. Но в итоге мне нравились ошибки, и я включала их в свою работу. Ими я и прославилась».

Чувственная странность Деборы Турбевилль 54

Чувственная странность Деборы Турбевилль 2
Коллекция Valentino, Нормандия, Vogue Italia, 1978.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 4
Из серии «Купальня», Vogue, 1975.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 5
Из серии «Купальня», Vogue, 1975.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 41
«Купальня», Нью-Йорк, 1975.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 7
Осенние листья, Аурелия Вайнгартен, «Непарадный Версаль», 1980.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 25
Осенние листья, Аурелия Вайнгартен, «Непарадный Версаль», 1980.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 9
Из «Непарадного Версаля», 1980.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 23
Зима в Версальском парке, 1981.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 24
Малый театр Марии-Антуанетты, «Непарадный Версаль», 1981.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 50
Из «Непарадного Версаля», 1980.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 8
Музей Пикассо, Париж, 1980.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 14
Модели в купальне, Санкт-Петербург, Россия, 2005.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 11
Школа изящных искусств, 1977.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 15
Школа изящных искусств, 1977.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 1
Школа изящных искусств, 1977.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 12
Модели в коллекции Valentino, Vogue Italia, 2011.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 13
«Купальня», 1984.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 16
Valentino, съёмка для Harper's Bazaar Italia, 1977.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 17
Из коллекции Valentino, 1977.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 59

Чувственная странность Деборы Турбевилль 18
Энн Дуонг и Мари-Софи для коллекции Эмануэля Унгаро, Vogue, Франция, 1984.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 37

Чувственная странность Деборы Турбевилль 60

Чувственная странность Деборы Турбевилль 61

Чувственная странность Деборы Турбевилль 45

Чувственная странность Деборы Турбевилль 46

Чувственная странность Деборы Турбевилль 58

Чувственная странность Деборы Турбевилль 20
В усадьбе-дворце Во-ле-Виконт, Франция, 1985.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 27
Кладбище в Пейнсвике, Англия, 1992.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 21
Vogue Sposa, Катания, Сицилия, 1985.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 22
Апартаменты мадам Дюбарри, Версаль, Франция, 1980.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 32

Чувственная странность Деборы Турбевилль 48 2

Чувственная странность Деборы Турбевилль 34
«Женщины в лесу», Vogue Italia, Мантуя, Италия, 1977.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 19
Париж, для Vogue Italia, 1984.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 26
Для дома моды Rochas (Роша), Франция, 1985.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 28
Фотография балерины Веры Абрусовой из Театра балета под руководством Бориса Эйфмана появилась в книге «Студия Санкт-Петербург», изданной в 1997 году.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 35
Виктория Гиннесс, 1983.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 47

Чувственная странность Деборы Турбевилль 29
Образ для L'Uomo Vogue.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 30
Диана Вриланд, редактор моды в Vogue Italia, 1982.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 31
Для Vogue Italia, 1982.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 33

Чувственная странность Деборы Турбевилль 36
Одри в винтажном платье Chanel, Париж, 1998.

Чувственная странность Деборы Турбевилль 42

Чувственная странность Деборы Турбевилль 38

Чувственная странность Деборы Турбевилль 56

Чувственная странность Деборы Турбевилль 52

Чувственная странность Деборы Турбевилль 53

Чувственная странность Деборы Турбевилль 39

Чувственная странность Деборы Турбевилль 40

Чувственная странность Деборы Турбевилль 43

Чувственная странность Деборы Турбевилль 44

Чувственная странность Деборы Турбевилль 49

Чувственная странность Деборы Турбевилль 51

Чувственная странность Деборы Турбевилль 55

Чувственная странность Деборы Турбевилль 57

Чувственная странность Деборы Турбевилль 3
Пять девушек в комнате, Пигаль, Париж, Vogue Italia, 1982 год.

Смотрите также:

Телеграм