16 советских послевоенных фотографов: от аполитичной искренности к эротике и сюрреализму

16 советских послевоенных фотографов: от аполитичной искренности к эротике и сюрреализму

Советская послевоенная фотография, пусть черпая вдохновение в работах предшественников и будучи ограниченной определёнными идеологическими рамками, тем не менее, находила способы обходить табу и выискивала новые, более соответствующие духу времени сюжеты. Пафос уступил место искренности, частное стало фотографам интересней общегосударственного, уличной фотографии было суждено  доминировать над репортажной, хотя сохранились как традиция экспериментального, так и постановочного фото. Внутрисоветские эпохи сменялись, ослабление авторитарной власти государства позволяло авторам двигаться в прежде табуированных направлениях: от сюрреализма до эротики.

Этот материал должен стать логическим завершением цикла о советской фотографии, начатой довоенной и продолженной военной подборкой работ лучших фотографов страны советов. Огромная эпоха, уместившаяся в скромные семьдесят лет, была пропитана великими свершениями и печальными событиями, она создала яркие характеры и типажи, предвосхитила нас и предопределила развитие всей мировой истории даже канув в небытие. Каждый из приведённых ниже фотографов – свидетель этой эпохи, преломивший в объективе собственной камеры её величественную и тревожную необъективность.

Александр Абаза (1934-2011)

Александра Абаза можно назвать одним из главных продолжателей довоенной фотографической традиции. Его работы пронизаны не только традиционными мотивами вроде отображения индустриальных или спортивных свершений, но в них сохраняется авангардный подход к фотографии. Его внимание к визуальным созвучиям, неутомимость в экспериментах выделялись на фоне творчества других фотографов, ищущих более простые и менее пафосные способы выражения. Снимки Абаза же взяли лучшее из уходящей эпохи с поправкой на актуальное сегодня. Ставшее для нас «вчера», оно, тем не менее, не потеряло ни в красоте, ни в творческой свободе, отличающей подлинного художника.

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 3
Гимнастки. Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова, 1973

sovetskie poslevoennie fotografi abaza

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 2
Гимнасты, 1980

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 4
Монтажники. Строительство стана 3600. Завод Азовсталь. Жданов, 1973

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 4
Первенство мира по спидвею, 1975

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1
Рельсы Азовстали, 1972

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 2
На арене Ю.Никулин. Москва. Цирк на Цв.Бульваре, 1974

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 3
Ожерелье реки, 1964

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 5
Уборка картофеля, 1970-е

Николай Хорунжий (1907-1979)

Так вышло, что Николай Хорунжий, классик соцреализма, бывший «старшим товарищем» для плеяды послевоенных фотографов, предвосхитил появление после долгого перерыва новой волны фотографов ню. «Новая квартира» получила признание и одновременно была подвергнута санкциям со стороны Министерства культуры, что, впрочем, не помешало ей обрести статус культовой. Вместе с «Догулялся» они являются визитной карточкой Николая Хорунжего.

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy 4
Новая квартира, 1959

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy 2
Догулялся, 1960

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy 3
На кондитерской фабрике, 1952

Валерий Плотников (1943-…)

Валерий Плотников специализировался на портретной съёмке, которая вскоре и сделала из него штатного летописца столичной богемы. Он фотографировал всех безоговорочных звёзд вроде Михалкова, Высоцкого, Смоктуновского и Пугачёвой, его приглашали осветить для внутрибогемной «тусовки» визиты заезжих титанов вроде режиссёра Антониони или сделать семейное фото для актёрской/певческой династии. Подход Плотникова не формальный, демократичный позволял показать его героев не просто глянцевыми идолами – а живыми, настоящими людьми.

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1 4
Алла Пугачёва и Кристина Орбакайте

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1
Александр Барышников

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1 2
Микеланджело Антониони в окружении советской богемы

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1 3
Никита Михалков
sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov
Николай Караченцов

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 2
Георгий Параджанов

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 3
Владимир Высоцкий

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 4
Иннокентий Смоктуновский

Евгений Умнов (1919-1975)

Представитель старой школы классической советской репортажной фотографии, Умнов снимал восстанавливающуюся после Великой Отечественной страну, её стройки и парады, но прославился в первую очередь как советский Эдгар Дега – делая снимки балерин. Даже величественную Майю Плисецкую затмил простенький сюжет о балеринах у стойки буфета, ставший одним из самых узнаваемых снимков эпохи.

 sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1 3
Сцена из балета «Лебединое озеро». Большой театр, 1950-е

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1
Без названия, 1950-е

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1 2
Строительство главного здания МГУ. Слева с фотоаппаратом корреспондент Яков Халип, 1951

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1 4
Фестиваль, 1957

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 3
Лебеди. Артистки балета Большого театра СССР в буфете Кремлевского Дворца съездов, 1963

sovetskie poslevoennie fotografi umnov
Весенний базар, 1 мая 1947

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 2
Вид на Красную площадь с Васильевского спуска, 7 ноября 1946

Валдис Браунс (1945-…)

Латвия, как и остальные прибалтийские республики считавшаяся территорией относительной свободы, позволяла своим уроженцам чуть более смелые эксперименты. После эротизма и свободной любви 1920-х Советское искусство приняло целибат, против которого мягко, но смело выступили фотографы вроде Валдиса Браунса, отступив на время от традиционных пасторальных сюжетов.

sovetskie poslevoennie fotografi brauns
Элегия, 1970

sovetskie poslevoennie fotografi brauns 2

sovetskie poslevoennie fotografi brauns 3
Счастливый дождь, 1977

Вильгельм Михайловский (1942-2018)

Латыш, как и Браунс, Михайловский пошёл в своих экспериментах ещё дальше и дело здесь вовсе не в наличии скромного ню, но в тяготении к сюрреалистической композиции, подкрепляемой умелым фотомонтажом, сложных сюжетах с философскими отсылками. Работы Михайловского весьма контрастно выделяются на фоне советской фотографии и даже запечатлевая почти бытийные сюжеты оставляют для внимательного зрителя дополнительный смысловой подстрочник.

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy 7
Утро для моей девочки, 1975

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy
«Апокалипсис III», фото из фото из авторской коллекции Humanus, 1982

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy 2
Из авторской коллекции Homo Soveticus

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy 3
Истоки, 1975

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy 4
Каким ты будешь, человек?, 1969

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy 5
Серия Humanus. Вдохновение, 1978

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy 6
Реконструкция VII из авторской серии Humanus, 1976

sovetskie poslevoennie fotografi mihaylovskiy 8
Из авторской серии Humanus, 1977

Владимир Лагранж (1939-…)

Безусловный классик Владимир Лагранж был одним из флагманов оптимистического направления в репортажной и уличной фотографии, равноудалённого от зарождающегося критического реализма и соцреализма с его обязательным догматизмом. Героями Лагранжа зачастую становились самые непосредственные, щедрые на эмоции возрастные категории: дети, подростки, молодёжь. Искренность, остроумие и приятный лёгкий юмор отличают его работы.

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 1 3
Юные балерины, 1962

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 1
Какие танцы без баяна?, 1983

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 1 2
Страда, 1973

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 2
Вратарь, 1961

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 3
Причёска хала, 1963

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 4
Серенада, 1962

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 5
Снежная баталия, 1968

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 6
Сольфеджио, 1968

sovetskie poslevoennie fotografi lagranj 7
Твист, 1964

Игорь Гневашев (1936-2016)

Игорь Гневашев – один из самых знаменитых фотолетописцев кинематографа сумел поработать с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным, Георгием Данелия (нередко играя, к слову, роли второго плана). При этом, ему совсем не чужды были лаконичные и меткие зарисовки «с натуры»: от мечтательных до остросоциальных.

sovetskie poslevoennie fotografi gnevashev 3
Мечта

sovetskie poslevoennie fotografi gnevashev
Вахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия, Фрунзик Мкртчян

sovetskie poslevoennie fotografi gnevashev 2
Василий Шукшин

sovetskie poslevoennie fotografi gnevashev 1
Анатолий Солоницын

sovetskie poslevoennie fotografi gnevashev 1 2
Танцы в пионерском лагере

sovetskie poslevoennie fotografi gnevashev 1 3
Воскресенье

sovetskie poslevoennie fotografi gnevashev 1 4
Отец и сын

Нина Свиридова (1933—2008) и Дмитрий Воздвиженский (1942—2005)

Союз Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского представляет собой уникальное явление. Муж и жена смогли слить не только свои гражданские, но и творческие судьбы воедино. Подчёркнутая аполитичная, далёкая от политизированности жизнерадостность их фотографий бьёт ключом. Влюблённые, молодожёны и дети составляют не только логично замыкающийся круг, но и главные темы супругов. Внимательность в выборе сюжетов и лёгкость в обращении с различными техниками съёмки являются отличительной чертой творчества Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского.

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 5
У меня такой характер

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova
Хорошо, 1965

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 2

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 3

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 4

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 6
Гуцульская мадонна

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 7
Двое, 1973

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 8
На выставке игрушек, 1964

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 9
Операционная сестра, 1973

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 10
У монумента. Москва, 1970

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 11
Хорошее настроение, 1972

sovetskie poslevoennie fotografi sviridova 12
Чайка, 1975

Сергей Васильев (1939-…)

Всю жизнь оставаясь провинциалом, Васильев сумел стать всемирно известным благодаря теплоте и искренности своих снимков. За простоту и искренность ему прощались на первый взгляд табуированные обнажённые тела. Человеческое тело для Сергея Васильева было по-ренессансному красивым и поэтому он искал не просто наготы как таковой, но наготы оправданной художественным замыслом. Однако, не наготой единой – фотограф не менее деликатно обходился с каждым встреченным им сюжетом, даже вполне прозаическим. 

sovetskie poslevoennie fotografi vasilyev 1 2
1979

sovetskie poslevoennie fotografi vasilyev 1 3
Из серии «Сельская баня». Челябинская обл. 1981

sovetskie poslevoennie fotografi vasilyev 1 4

sovetskie poslevoennie fotografi vasilyev 1 5
На сцене лауреат Ильменского фестиваля авторской песни Олег Митяев, 1978-1979

sovetskie poslevoennie fotografi vasilyev
Серия «Рождение человека». В челябинском родильном доме, 1977

sovetskie poslevoennie fotografi vasilyev 2
sovetskie poslevoennie fotografi vasilyev 3

Эдуард Песов (1932-…)

Эдуард Песов – представитель не столь популярной теперь, но весьма важной для тогдашнего общества профессии политического фотокорреспондента. В его объективе побывала половина генсеков СССР и других государственных деятелей рангом поменьше. Но Песов не был бы так интересен и значим, если бы отделывался лишь скучными протокольными снимками. Ему принадлежат фотографии вершителей судеб мира, застигнутых порой в весьма неформальной обстановке.

sovetskie poslevoennie fotografi pesov 1
Леонид Брежнев и Джеральд Форд

sovetskie poslevoennie fotografi pesov 1 2
Михаил Горбачев во время встречи с жителями Ленинграда, 17 мая 1985 года

sovetskie poslevoennie fotografi pesov 2
Супруга президента США Патриция Никсон пробует мороженое во время пребывания в СССР, 1972

sovetskie poslevoennie fotografi pesov
Утрата, 1964

Юрий Абрамочкин (1936-2018)

Юрий Абрамочкин – классик советского фото, по-хорошему «системный», продолжающий традиции старшего поколения фотографов, мастер. Соцреализм как он есть: великие люди эпохи (политики, космонавты, артисты), трудовой народ (пастухи, строители, рыбаки), счастливое подрастающее поколение (дети, куда без них). Казалось бы, всё это было снято и снято не один раз, но в том и состоит мастерство фотографа, чтобы взглянуть незамутнённым свежим взглядом на бурлящую реку круговорота жизни.

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 1 2

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 1

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 1 3

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 1 4

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 1 5

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 4
Экипаж, 1980

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin
Юрий Гагарин

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 2

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 3
Владимир Высоцкий

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 5

sovetskie poslevoennie fotografi abramochkin 6

Георгий Пинхасов (1952-…)

Несмотря на то, что единственный отечественный представитель агентства Magnum стал известен снимками, появившимися в 1990-е, его заметили на западе именно на закате Советской эпохи. Отработав фотографом при киногруппе Тарковского, Пинхасов отправился в свободное плавание, задерживая взгляд на сценах бытовых, почти легкомысленных, но выдающих порой тревожное предчувствие грядущего краха сверхдержавы.

sovetskie poslevoennie fotografi pinhasov

sovetskie poslevoennie fotografi pinhasov 2

sovetskie poslevoennie fotografi pinhasov 3

sovetskie poslevoennie fotografi pinhasov 4

sovetskie poslevoennie fotografi pinhasov 5

Сергей Борисов (1947-…)

Подобно Валерию Плотникову, Сергей Борисов стал живописцем богемы, но иной – неофициальной. В его объективе отразилась, как в призме, обновлённая Перестройкой творческая жизнь. Его «моделями» были Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Motley Crue и многие другие тогдашние культуртрегеры. Впрочем, не чужды были автору и психологично-меткие бытийные зарисовки.

sovetskie poslevoennie fotografi borisov 2
Калашников, 1985

sovetskie poslevoennie fotografi borisov
Motley Crue, 12-13 августа 1989

sovetskie poslevoennie fotografi borisov 3
Группа Кино, 1984

sovetskie poslevoennie fotografi borisov 4
Вячеслав Бутусов, 1986-1989

sovetskie poslevoennie fotografi borisov 5
Гласность и Перестройка, 1986

sovetskie poslevoennie fotografi borisov 6
Михаил Боярский. Встреча у Исаакия, 1982

Николай Бахарев (1942-…)

Николай Бахарев одним из первых перешёл черту, разделяющее редкое стыдливое советское ню и откровенную несоветскую эротику. Его работы, сексуализированные донельзя, по сути выходят за рамки сексуального, напоминая больше документальные проекты о замалчиваемой прежде стороне частной жизни советских граждан. Строго регламентированная и конформистская де-юре, де-факто она оказалась раскрепощённой и свободной. Работы Бахарева не ищут идеальных форм и сложных композиций, они являются, пусть вуайеристским, но документальным свидетельством феномена позднесоветской сексуальной революции.

sovetskie poslevoennie fotografi baharev

sovetskie poslevoennie fotografi baharev 2

sovetskie poslevoennie fotografi baharev 3

sovetskie poslevoennie fotografi baharev 4

sovetskie poslevoennie fotografi baharev 5

sovetskie poslevoennie fotografi baharev 6

sovetskie poslevoennie fotografi baharev 7

Юрий Иванов (1939-…)

Юрий Иванов из тех фотографов, за большинством фотографий у которых стоит человеческая история. Вот две близняшки, не сговариваясь родившие в один день, вот деревенская девчушка, родом из-под недавно рванувшего Чернобыля, а вот и последний миг существования Советского Союза открывшийся ему, единственному из фотографов. Большинство репортажей мастера связано с жизнью родной Белоруссии. Репортажные фото Юрия Иванова просятся к зрителю желая наперебой рассказать ему самые разные истории: удивительные, радостные, трагические…

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov 2
Евгений Евтушенко

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov 3

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov 4
Андрей Вознесенский, Антимиры, 1960

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov 6
Близняшки, Минск, 1967

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov 7
БелАЗ в Минске, 1980

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov 8
Юля Ганчура из деревни Чудяны, что возле Чернобыля, 1986

sovetskie poslevoennie fotografi ivanov 5СССР распался, Беловежская пуща, Вискули, 1991

Смотрите также:

Получайте самые свежие публикации в папку "Входящие"

Я

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.