24 классика советской довоенной фотографии: авангард, пикторализм, аэросъёмка и многое другое

24 классика советской довоенной фотографии: авангард, пикторализм, аэросъёмка и многое другое

Великие исторические сломы располагают к созданию впечатляющих и проникновенных фотографий. Раннесоветская борьба за всеобщее счастье проявлялась всюду: вот работник приюта отмывает от многодневной грязи беспризорника, вот, пока не имеющие своего крова, рабочие светятся радостью на открытии очередного завода, ГЭС или метро, вот вчерашние институтки учат читать крестьян Средней Азии, а крестьяне средней полосы России с удивлением изучают обычную для нас электрическую лампочку, которая для них пока просто «лампочка Ильича». При этом, несмотря на иногда повторяющиеся сюжеты, каждый взгляд и каждый снимок того времени уникален. Среди плотных рядов соцреалистов затесались авангардисты-экспериментаторы, мастера коллажа, пейзажисты-пикторалисты, мастера ню, пионеры аэрофотосъёмки и т.д.

Около двадцати лет относительного мира между мировыми войнами, выпавших на долю государства новой, диковинной формации, притягивающей к себе взгляды интеллектуальной мировой элиты в лице Бернарда Шоу, Герберта Уэллса, Ромена Роллана, Джона Стейнбека и других, не были простыми. Беспризорщина, как призрак Гражданской войны, голод, как обратная сторона усиленной индустриализации, репрессии, как следствие укрепления административной системы. Для современного человека все эти оговорки обязательны, но большинством советских граждан перемены эти принимались без всяких оговорок. Можно списать что-то на цензуру, что-то на постановку, но типажи и характеры, сюжеты и антуражи невозможно подделать. Противоречивая пристрастность фотографий из этой подборки заставляет вспомнить крылатое выражение Андре Моруа: «Художник лжец, но искусство правда».

Макс Альперт

Получив образование фотографа в одесском фотоателье в 1914 году, Альперт (1899-1980) стал одним из культовых фотографов советской эпохи. Несмотря на то, что главные свои сюжеты мастер запечатлел во время Великой Отечественной, ранние его работы заслуживают не меньшего внимания. Начинающим фотографом Альперт исколесил многие значимые стройки: Магнитку, Турксиб, Большой Ферганский канал. Благодаря географической удалённости от центра, многие его фото хранят колорит национальных республик СССР. До начала войны, как и многие современники, трудился в журнале с говорящим названием «СССР на стройке».

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 alpert 1200 3
Рабочие на закате (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 alpert 1200 2
На строительстве Большого Ферганского канала (1939)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 alpert 1200
Возвращение Максима Горького на родину (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 alpert 800 2
Рабочий Виктор Калмыков, прибывший на строительство Магнитки (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 alpert 800
Киргизская девушка-джигитка обгоняет соперников на скачках (01.05.1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 alpert 800 3
Первый поезд Турксиба (1929)

Виктор Булла

Виктор Карлович Булла (1883-1938), сын знаменитого дореволюционного фотографа Карла Карловича Буллы, принадлежит к старшему поколению фотографов, начавших творческий путь во времена Российской Империи. Большую известность ему принесли снимки Февральской и Октябрьской революций, ради которых фотограф то смешивался с толпой, то забирался на крыши. Это позволило ему стать доверенным лицом, штатным летописцем бурлящей эпохи, принадлежащим одновременно двум временам. Он снимал Ленина, съезды и митинги, культурную жизнь страны, но был сметён последней волной репрессий в 1938 году.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 bula 1200 4
Оборона пионеров, Ленинград (1937)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 bula 1200
Расстрел демонстрантов на углу Садовой и Невского проспекта, Петроград (июль 1917 года)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 bula 1200 2
Отряд красногвардейцев, Петроград (1917)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 bula 1200 3
Личный состав бронепоезда № 12 (1919)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 bula 800 3
В.И. Ленин (1918)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 bula 800
Артисты Ленинградского гостеатра физкультуры Спартак, во время инсценировки, Ленинград (1940)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 bula 800 2
(1929)

Дмитрий Дебабов

Получивший четыре класса образования Дебабов (1899-1949), работавший на заводе и участвовавший в театральной деятельности, получил благословение на занятие фотографией от великого режиссёра Эйзенштейна. Многие годы фотограф посвятил съёмкам советского Севера (хотя находил время и для великих строек вроде Магнитки). В мирное время снимал он зажатый во льдах ледокол «Красин», а позже, в военное время, фотографировал арктические конвои.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 debabov 1200 3
Ледокол «Красин» во льдах Арктики (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 debabov 1200 
Работницы фабрики Красный чум чистят песцовые шкурки, Анадырь (1 февраля 1942)
Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 debabov 1200 2
Отто Шмидт, начальник Главсевморпути (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 debabov 1200 4
Красная Армия в Польше (1939)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 debabov 800
Строительство Магнитогорска (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 debabov 800 2
Плавка металла (1939)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 debabov 800 3
Министр обороны Климент Ворошилов на военном параде на Красной площади в Москве (1928)

Эммануил Евзирихин

 Как и Альперт, Евзирихин (1911-1984) наиболее известен снимками времён  Великой Отечественной, но и до этих трагических событий успел создать ряд знаковых фото, уделяя большое внимание не только партийным заседаниям, куда его отправляла по долгу службы ТАСС, но и будничным зарисовкам столичной жизни.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 evzerihin 800 2
Горнист (1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 evzerihin 800 3
Спортивный парад, Москва (1938)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 evzerihin 800 4
Парашютисты на воздушном параде в Тушино

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 evzerihin 800
ЦПКиО им.Горького. Каток (1938)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 evzerihin 800 5
Северная речная станция, Москва (1938)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 evzerihin 800 6

Пётр Галаджев

Пётр Галаджев (1901-1971) известен в большей степени как кинематографист и художник, но не упомянуть его, как мастера одного из раннесоветских течений фотоколлажа было бы нечестно. Окончивший курсы ВХУТЕМАСа, но ещё не нашедший окончательного пристанища в кинематографе, Галаджев создавал коллажи созвучные духу времени. Эпоха экономической свободы НЭПа ещё допускала известную фривольность, которая нашла своё отражение в работах, разительно отличавшихся от куда более политизированных коллажей других современников – Соломона Телингатера и Варвары Степановой.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 galajev 800
Коллаж с девушками, спортсменами и клоунами (1924)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 galajev 800 2
Женщина толкатель (1924)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 galajev 800 3
Франциссон

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 galajev 800 4

Александр Гринберг

Александр Гринберг (1885-1979) был настолько же актуален в раскрепощённой среде 1920-х, насколько стал нуместен в 1930-х, когда год от года советская политическая и культурная жизнь понемногу избавлялись от самых отчаянных экспериментов недавнего прошлого. Гринберг, воспитанный скрытым эротизмом 1890-х и сохранивший тягу к обнажённой женской натуре до фривольных послереволюционных лет, когда промискуитет не казался делом столь предосудительным, неожиданно для себя стал «порнографом» в 1930-е, сумев, тем не менее, сохранить для потомков удивительные образчики ню времён первой трети прошлого века.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 grinberg 1200
Трио Кастелио  ( 1924)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 grinberg 1200 2
Обнажённая (1920-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 grinberg 1200 3
(1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 grinberg 800
Портрет женщины в пеньюаре (1930-1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 grinberg 800 2
Девушки в туниках на усадебной поляне ( 1920-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 grinberg 800 4
«Искусство движения», студия Веры Майя  (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 grinberg 800 3
(1920-е)

Георгий Зельма

Уроженец Ташкента, Зельма (1904-1986) начал свой творческий путь на широтах только недавно ставшей советской Средней Азии и граничащих с ней регионов. Создав множество сюжетов о встрече традиционного национального общества с маховиком прогресса, он стал всесоюзно известен. Мировую же славу принесли фотографу снимки времён Великой Отечественной войны. Впрочем, это уже тема для отдельного материала...

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 1200
Встреча в колхозе (1929)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 1200 3
Парад Красной Армии (1932)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 1200 4
Полетели! (1933)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 1200 5
Первый узбекский парашютист (1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 1200 2
Жених и невеста регистрируются в ташкентском ЗАГСе (1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 800
Студентка педагогического факультета обучает грамоте рабочего литейного цеха Ташкентского завода Мирзу Мухамедова (1931)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 800 2
Жители Ташкента слушают Всесоюзное радио. Узбекская ССР (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 zelma 800 3Шаман. Якутия (1929)

 Борис Игнатович

Даже на фоне других советских мастеров фотографии фигура Бориса Игнатовича (1889-1976) кажется монументально-огромной. Кем только его не величают (и, заметьте, справедливо): и авангардистом, и пионером аэросъёмки, и вообще основоположником фотожурналистики... При этом, глядя на разносторонность подходов, мастерство и точность в самых сложных ситуациях нельзя не признать правоту критики: уличная фотография, портрет, пейзаж, сюжетная съёмка, преисполненная то легкомысленности, то драйва – всему найдётся место в портфолио мастера.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 1200
Молодость (1937)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 1200 3
Атланты. У входа в Эрмитаж (1931)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 1200 4

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 1200 5

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 1200 2
Купальщицы (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 1200 6
Тачанки (1932)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 800 2
Казачка (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 800 3
Вид на Исаакиевский собор

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 800 4

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 800
Регулировщик (1937)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ignatovich 800 5
«Наш ответ Чемберлену» (1927-1929)

 Густав Клуцис

Ещё один мастер коллажа и плакатного искусства раннего СССР, Латыш по национальности, Клуцис создал архетипические плакаты, которые остаются узнаваемыми и цитируемыми по сей день.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 klucis 800

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 klucis 800 2

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 klucis 800 3

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 klucis 800 4

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 klucis 800 5

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 klucis 800 6

Моисей Наппельбаум

Моисей Наппельбаум (1869-1958) имел довольно узкую специализацию, но именно в ней он достиг наибольшего успеха. Портреты выдающихся современников, созданных мастером, до сих пор живут на страницах школьных и институтских учебников, глянцевых журналов и порталах интернет-энциклопедий...

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 nappelbaum 800 2
Режиссер В. Мейерхольд

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 nappelbaum 800 4
Поэтесса А. Ахматова

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 nappelbaum 800
Режиссер С. Эйзенштейн.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 nappelbaum 800 3
Поэты А. Блок и К. Чуковский

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 nappelbaum 800 5
В. Ленин

Макс Пенсон

Переехав с семьёй в Узбекистан, Макс Пенсон (1893-1959) обрёл там одну из главных тем творчества – жизнь советского Востока. Яркий колорит, подчёркивающий столкновение цивилизаций, а также неизменное мастерство композиции, смелость обращения с камерой, умение выбирать нетривиальные, порой легкомысленные сюжеты (чего стоят одни только старейшны, расположенные в кадре точь-в-точь, как бородатые советские вожди с известного всем плаката) стали фирменным знаком фотографа.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 1000
Орошение

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 1000 2

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 1000 3

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 1000 4
(1940)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 1000 5
(1929)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 1000 6

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 800

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 800 2

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 penson 800 3

 Георгий Петрусов

Георгий Петрусов (1903-1971) нашёл своё призвание не сразу, отработав несколько лет обычным бухгалтером и лишь потом став фотокорреспондентом. До войны, когда он проявил себя блестящим мастером своего дела, Петрусов успел запечатлеть, как первых лиц государства, так и коллег по фоторемеслу, создавая остроумные коллажи-шаржи. Ну и, само собой, масштабно-пасторальные изображения великих строек и освоения целин мастер не оставил в стороне.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 petrusov 1000 3
(1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 petrusov 1000
Кишинёв (1940)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 petrusov 1000 2
Карикатура на Александра Родченко (1933-1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 petrusov 800
ДнепроГЭС (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 petrusov 800 2
На уборочной. Обед в поле (1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 petrusov 800 4
Карикатура на Дмитрия Дебабова (1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 petrusov 800 3

Александр Родченко

Александр Родченко (1891-1961) вписал своё имя в историю советской фотографии самыми что ни на есть золотыми чернилами. Основоположник конструктивизма, один из наиболее ярких представителей школы Нового видения, он создал образы, известные далеко за пределами Советского Союза. Ювелирная работа с ракурсом съёмки, невиданная свобода в обращении с камерой, тончайший нюх на визуальные гармонии позволяли фотографу схватывать сюжеты, за которыми не каждому было бы под силу угнаться, и запечатлевать их так, как никому другому в голову не пришло бы.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 1000 3
Портрет Лилии Брик на плакате «Книги» (1924)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 1000 4
Лестница (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 1000
Шуховская башня (1929)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 1000 2
Радиослушатель (1929)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 800 
Портрет шофера (1925)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 800 4
Парад на Красной площади. Пионеры (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 800 5
Ипподром. Скачки (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 800 6
Портрет Владимира Маяковского

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 800 2
Портрет матери (1924)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 800 3
Пионер-трубач (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 rodchenko 800 7
Девушка с лейкой

Виктор Руйкович

Виктор Руйкович (1907-2003) прожил долгую и непростую жизнь. Не умея лавировать в вопросах политики редакционной и политики в чистом её виде, он не раз попадал в опалу. Впрочем, до наших времён дошли некоторые его знаковые фотографии: от ранних видов почти не тронутой реконструкцией Москвы и горных пейзажей, до типичных для своего времени, но не менее талантливых и живых портретов, как советской элиты, так и простых граждан. 

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ruikovich 800 4
Муза Малиновская, одна из первых женщин-парашютисток (1937)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ruikovich 800
Человек и горы (1941)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ruikovich 800 3
Борис Пастернак и Всеволод Мейерхольд  (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ruikovich 800 2
Кремль (1927)

Варвара Степанова

Будучи женой знаменитого Александра Родченко, Степанова (1894-1958) помогала мужу в его работе, была неизменно его правой рукой. Впрочем, прославилась Степанова и как самостоятельная творческая единица, выйдя из тени мужа благодаря созданию коллажей из своих фотографий и снимков других фотографов, которые до сих пор наиболее ёмко иллюстрируют развитие советской наглядной агитации.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 stepanova 800
Красноармейцы. Фотомонтаж для журнала «За рубежом». Борис Игнатович, Варвара Степанова (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 stepanova 800 2
Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала «СССР на стройке». Александр Родченко, Варвара Степанова (1933)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 stepanova 800 3
Александр Родченко на фоне плаката к фильму «Броненосец Потемкин» (январь 1926)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 stepanova 800 4
Будь готов (1932)

 Василий Улитин

Василий Улитин (1888-1976) – ещё один уникальный мастер своего времени. На его снимках почти не встретишь рабочих, солдат и  массовых митингов – частых тем даже в творчестве самобытных фотографов, – но там неизменно появляется природа или её отголоски. Даже поезд, ползущий где-то в глубине улитинской перспективы, кажется уже не футуристической машиной из металла, а неторопливой гусеницей, частью туманного пейзажа. Эта кажущаяся туманность снимков мастера выдаёт в Улитине последователя пикторализма – популярного движения второй половины XIX –  начала XX вв, ставившего целью сближение фотографии и живописи. Поэтому совершенно неслучайно сходство работ Улитина со старинными пейзажными полотнами и живыми натюрмортами.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ulitin 1200 6
(1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ulitin 1200 3
(1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ulitin 1200
(1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ulitin 1200 2
(1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ulitin 1200 4
(1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 ulitin 1200 5
(1930-е)

 Семён Фридлянд

Снявший свои главные фото во времена Великой Отечественной войны, Фридлянд в 1930-е годы сменил несколько работ (даже отучившись на кинооператора) прежде чем всё-таки остаться в фотографии. Многие снимки Фридлянда напрочь лишены торжественной натянутости; он снимает почти те же сюжеты, что и другие коллеги, но делает их более личными для себя, а значит – более располагающими к себе зрителя. Неформальность и эмоциональная вовлечённость этих фотографий по-настоящему подкупают.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 fridlyand 800 5
Еврей-пасечник (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 fridlyand 800 7

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 fridlyand 800 3
Ночлежка (1920)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 fridlyand 800 2
Парк Горького (до 1 мая 1938)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 fridlyand 800 4
Занятия по ритмике. Театрализованная постановка «Цветок» (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 fridlyand 800
Прачки на Москва-реке (1925)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 fridlyand 800 6

Евгений Халдей

Евгений Халдей запечатлел символ Победы – поднятие красного знамени над зданием Рейхстага и передал потомкам множество других запоминающихся образов времён войны, которые принесли ему всемирную известность. До этого же он уделял особое внимание трудовому подвигу своего народа, часто обращаясь к типажам родного города – Юзовки-Сталино-Донецка. Командировки же бросали его от степей советской Украины до гор среднеазиатского Тянь-Шаня.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 haldey 1000
Забойщик Донбасса (1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 haldey 1000 2
Довоенный футбол (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 haldey 800
Пограничники, Тянь-Шань (1938)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 haldey 800 4
Комсомолки на стройке ГЭС ( 1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 haldey 800 3
Огни Донбасса (1940)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 haldey 800 5
Алексей Стаханов с автомобилем, подаренным ему Сталиным (январь 1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 haldey 800 2
Первая женщина-тракторист Паша Ангелина (1935)

 Яков Халип

Яков Халип, как и Дмитрий Дебабов, тяготел к флотской тематике и северным морским путям. Его прославили снимки, сделанные во время пребывания на Балтийском флоте и фотографии из экспедиции И.Д. Папанина к Северному полюсу. Но, несмотря на тягу к суровым реалиям и отважным характерам, мастеру не в меньшей степени удавались городские сюжеты, яркие и живые, несмотря на свою чёрно-белость.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 1200 3
Торпедист, Балтийский флот (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 1200
Невский проспект ночью (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 1200 2
Иллюминация к 7 ноября на Манежной площади (1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 1200 4
Балтийский флот (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 800
Харьковский тракторный завод. Новые тракторы сходят с конвейера (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 800 2
Первая дрейфующая станция в мире «Северный полюс – 1» и начальник станции Иван Дмитриевич Папанин (февраль 1938)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 800 3
Ночная сцена с парусниками (1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 halip 800 4
В дозоре (1936)

Иван Шагин

Иван Шагин (1904-1982) – один из крупнейших советских фотографов, чей долгий творческий путь не остановило ни тяжёлое послереволюционное время, ни война... Несмотря на то, что имя Шагина не так известно широкому зрителю, его сюжеты узнаются сразу, а если и не узнаются, то мгновенно западают в душу и в память. Умение поймать ракурс, момент, а главное – настроение этого момента, выделяет Ивана Шагина среди других достойных современников.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 1200 4
Метростроевцы – первые пассажиры метро (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 1200 5
Метание копья (1933)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 1200 6
Стальные кони (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 1200
Тушение пожара (1934)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 1200 2
Новый урожай (1933)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 1200 3
На Ленинградском металлическом заводе (Конец 1930-х)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 800
Физкультурники (1933)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 800 2
Испытатель парашютов (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 800 3
Вперед и выше (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shagin 800 4
В порту (1936)

Аркадий Шайхет

Ещё один классик (1898-1961) фотографии, чей авторитет по сей день остаётся непререкаемым, а фотографии узнаваемыми и востребованными, как иллюстрации раннего периода советской эпохи. Если некоторые фотографы, избрав стиль и источник вдохновения, привязывались к жанровым и географическим координатам, то Шайхет как будто успевал быть везде. Вот он следует за фининспектором в квартиру к зажиточной нэпманше, а вот свободно заходит в крестьянскую избу, вот снимает прибытие даже по нынешним меркам футуристического экспресса, а вот уже демонстрирует зрителю ясли под открытым небом. Снимки Шайхета в некоторой степени менее эмоциональны, но они добиваются эффекта вовлечения не благодаря эмпатии зрителя к героям, но благодаря необычности схваченных мастером сюжетов.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 1200 4
Лампочка Ильича (1925)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 1200 3
Заточка инструмента (1939)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 1200
Фининспектор у нэпманши. Москва (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 1200 5
Экспресс (1939)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 1200 2
Первые ясли в колхозе (1931)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 800
Новые дома на Усачевке. Москва (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 800 2
Купание бездомных. Москва (1927)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 800 3
Сброс колоколов со Страстного монастыря (1929)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 800 4
Монтаж конструкции глобуса на Центральном телеграфе (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shayhet 800 5
Приемная М.И.Калинина (1924)

Сергей Шиманский

Сергей Шиманский (1898-1972) провёл многие годы жизни в командировках по разным уголкам СССР, сохранив пасторальные виды Грузии, почти нетронутые вершины Тянь-Шаня, тучные украинские и молдавские житницы. Информация о его жизни достаточно скупа, но лучше всяких биографических сводок характеризуют Сергея Шиманского его снимки. Тяга к путешествиям и любовь к жизни, воплощённая в них, заразительна; она так и норовит заставить зрителя, забыв обо всех обязанностях и делах, броситься в первое попавшееся туристическое бюро... 

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 9
Черноморцы (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 8
Без названия (1929)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800
Тянь-Шань (1929)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 10
Молдавия. Урожай (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 3
Соревнования в день МЮДа

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 4
Сванетия (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 5
Сванетия (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 2
Танец (1935-1939)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 6
Крестьянки у реки (1935-1939)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shimanskiy 800 7
Без названия (1929)

 Аркадий Шишкин

Не меньше побросала жизнь и Аркадия Шишкина. Не считая национальный колорит самоцелью, Шишкин смог поэтизировать бытовые зарисовки, что отражается, к слову, даже в многословных и изящных названиях фотографий, чем пренебрегали многие его современники.

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800
Танковая атака на Финляндском фронте (1940)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800 2
Судебный процесс над вредителями в промышленности и народном хозяйстве (1928)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800 3
Семья колхозника колхоза имени 1 Мая переезжает с кочевья на постоянное место жительства (1936)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800 4
Пока пашем на «Фордзоне» (1930)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800 5
Мечтатели (1925)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800 6
Коммуна «Заря» (1931)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800 7
Инспектор по качеству дед Комаров (1935)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shishkin 800 8
Занятия по ликвидации малограмотности, организованное в Красном уголке Петроградского района (1920)

Абрам Штеренберг

Абраму Штеренбергу (1894-1979) довелось снимать, как сквоих коллег-фотографов, так и литературных знаменитостей, вроде Владимира Маяковского, Анри Барбюса и Рабиндраната Тагора, но прославила его фотография дирижабля «Граф Цеппелин», которую Штеренбергу удалось сделать случайно, будучи командированным на корабле с арктической миссией; это фото облетело все мировые газетные передовицы.

 Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shterenbrg 1000 8
Балет в Большом театре (1937)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shterenbrg 800 4
Германский дирижабль «Граф Цеппелин» проплывает в воздухе над дымящейся трубой арктического корабля «Малыгин» (27 июля 1931)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shterenbrg 800
Участники автопробега Москва – Каракумы – Москва в пути (6 июля-30 сентября 1933)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shterenbrg 800 3
Корабль «Малыгин» в арктических льдах (14 октября 1931)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shterenbrg 800 2
Пионер (1930-е)

Классика советской довоенной фотографии 1900 1940 shterenbrg 800 8
Портрет Маяковского (1924)

Смотрите также:

Телеграм