Химеры, чудеса и чудовища на страницах старорусских рукописей

Химеры, чудеса и чудовища на страницах старорусских рукописей

Одной из сенсаций прошлого литературного сезона стала книга «Страдающее средневековье», где были собраны многочисленные одиозные изображения из европейских летописей. Но неужели подобные изображения удел лишь наших западных соседей? Чтобы опровергнуть расхожее заблуждение, публикуем подборку весьма необычных изображений со страниц старорусских летописей, житий, молитвенников и других письменных источников, опубликованных в цифровом архиве Российской национальной библиотеки. Думаете наши предки были лишены фантазии и юмора? Как бы не так!

russkie letopisi gor 5
Житие св. Феодора Эдесского.  XVII в.

На этом изображении мы можем наблюдать искушение святого – классический сюжет. Древнерусские художники часто помещали рядом с изображением отшельников диких зверей. Помимо, собственно, искусителей на картине представлены единорог, лев, слон, леопард и прочие, неопознанные твари.

russkie letopisi gor
Христианская Топография.  XVII в.

А вот перед нами пример православного космизма. Иллюстрация демонстрирует читателю ангелов, которые вращают звёзды над головой человека. По средневековым представлениям о мироустройстве, за каждое природное явление, будь то гром, снег, дождь или ветер, отвечали соответствующие ангелы.

russkie letopisi gor 8
Псалтырь с восследованием.  1636 г.

Это довольно узнаваемый и частый сюжет, изображающий Иону в чреве кита. Пророк хотел избежать своего пророческого предназначения и во время путешествия морем его проглотил кит, после трёх дней испытания выбросив на берег. Иона понял, что от судьбы не уйдёшь и отправился нести своё пророчество в город Ниневию, который должен был быть вот-вот разрушен. На Руси не знали как в принципе выглядят киты, поэтому художник взял на себя смелость и изобразил его на свой вкус.

russkie letopisi gor 2
Христианская топография.  XVII в.

Учение об антиподах – веяние общеевропейское. Задолго до того, как учёные признали круглость земли, мудрецы допускали возможность существования других людей на противоположной стороне Земли, хоть и изображая их непохожими (в чём, в сущности, были правы). Данное изображение принадлежит Козьме Индикоплову, желавшему показать смехотворность подобной теории. С точки зрения современного человека, в этом рисунке ничего удивительного нет. 

russkie letopisi gor 3
Христианская топография.  XVI в.

Возможно вы удивитесь, но на данной картине изображён бегемот. Да-да, глаза не обманывают вас. Дело в том, что Христианская топография описывает множество невиданных животных и русским переписчикам приходилось иллюстрировать написанное на собственный страх и риск. Прочитавший греческое определение гиппопотам (от греч. ί̔ππος «конь» и ποταμός «река» – «водный конь»), художник ничтоже сумняшеся изобразил на странице книги обычную лошадь.

russkie letopisi gor 4
Христианская топография.  XVII в.

На этом изображении звери чуть больше похожи на собственные прототипы. Единорог, дикий вол и слон опознаются без труда. Носорог, несмотря на свои рога, получился больше похожим на медведя. Но ведь это всё равно лучше, чем предыдущий гиппопотам, верно?

russkie letopisi gor1
Сборник литературный.  XVIII в.

С этим изображением всё обстоит гораздо интересней, чем может показаться на первый взгляд. Думаете, ответ на вопрос о том, что изображено на рисунке предельно ясен? Считаете это русалки? Или русалы? А вот и нет. Перед нами притча о спасении выброшенного на берег святого Василия Нового... дельфинами. Именно так этих милых разумных существ представил себе русский автор.

russkie letopisi gor 6
Грамматика.  XVII в.

Это не просто набор букв в красном кружке, это так называемая Лопяцевская азбука; ключ к чтению зашифрованных посланий с секретным алфавитом. Такой вид шифрования был довольно распространён на Руси. Писцы выдумывали новый алфавит, изменяя существующие буквы и заимствуя их из других языков. Для прочтения тайнописи нужен был ключ, который вы видите перед собой.

russkie letopisi gor 7
Александрия.  XIX в.

В этом изображении прекрасно всё, но виноват в этом, скорее всего не переписчик, ведь текст подтверждает справедливость иллюстрации. На картинке изображён, ни много ни мало, сам Александр Македонский в виде волхва и... Медуза Горгона в виде кентавра со змеиными волосами. Медузу Александр, конечно же обманул, а вот Индию обмануть у него не получилось...

russkie letopisi vert
Сборник.  XIX в.

Данная картина иллюстрирует первую часть старой поговорки: «На покорных Бог ездит, а на пышных дьявол». Автор подошёл к делу буквально и изобразил Бога сидящим в облаке прямиком на голове у покорного господина.

russkie letopisi vert 2
Азбука.  XVIII в.

Перед вами так называемая азбука с поучениями. Здесь изображены непосредственно сами буквы и поучения, начинающиеся на соответствующую букву. Например, на "ять": "Ять веру подлежит всякому христианину"; на  "э": "Еваньгелие и другие книги божественныя почитай и по них поступай"; на "ю": "Юности не проводи всуе, в юности подобает трудитися". Только на букву "юс" составитель ничего придумать не смог.

russkie letopisi vert 3
Сборник.  Кон. XVII - нач. XVIII в.

Это знаменитая былинная птица Алконост, которую рисовал Васнецов и о которой пел Владимир Высоцкий. Птица радости, райская птица, увидев котороую всякий должен был позабыть обо всём на свете.

russkie letopisi vert 4
Синодик.  Кон. XVII - нач. XVIII в.

Это не просто портрет старика, а аллегорическое изображение зимы. Нищенское рубище символизирует облетевшие, голые деревья, платок – лёд, сковывающий реки, меч – лютый мороз и так далее.

russkie letopisi vert 5
Сборник литературный.  XVIII в.

Ангел, душащий ребёнка? Что? Всё просто, перед нами очередная история о неисповедимости путей. Ангел следует за отшельником и совершает на первый взгляд непотребные для ангела дела – обкрадывает добрых и вознаграждает злых и так далее. В конце он раскрывает спутнику необходимость манипуляций, оказавшихся неожиданно оправданными. Вариации на тему этой истории до сих пор регулярно встречаются в социальных сетях нерелигиозном контексте.

russkie letopisi vert 6
Сборник агиографический.  XVIII в.

Это иллюстрация к истории об Антонии Египетском, отправившемся на поиски своего друга-отшельника в пустыню, где и встретил сатира. Вознаграждением старцу была радость о том, что они нашли общий язык и сатир смог услышать слово Божье.

russkie letopisi vert 7
Сборник литературный.  XVIII в.

 Перед вами апсиды – фантастические создания, которых художник изобразил живущими на острове крылатыми полулюдьми-полурыбами.

russkie letopisi vert 8
Синодик.  XVIII в.

А это просто русская банька со всеми необходимыми атрибутами.

russkie letopisi vert 9
Сборник литературный.  XVIII в.

На данном изображении можно наблюдать видение Антония Великого. Именно он выглядывает из окошка кельи в правом нижнем углу, пока огромный демон хватает возносящиеся к небу души и сбрасывает в разверзнувшийся у его копыт ад.

russkie letopisi vert 10
Александрия.  XVII в.

Это не рыбы, плавающие в красной капле, а гигантские муравьи, горящие в ярком пламени. Художник иллюстрировал легенду о том, как войско Александра встретилось с огромными муравьями, которые даже смогли съесть целую армейскую лошадь, за что и были преданы огню.

russkie letopisi vert 11
Сборник смешанного содержания.  XVIII в.

Изображённые тут диковины – глухая аспида и василиска (что характерно – обе женского рода). Аспида выполнена в виде пернатого змея с крыльями и птичьими лапами, а василиска в виде полуженщины-полузмеи. Последняя особенно опасна для рода людского, замечает автор.

russkie letopisi vert 12
Сборник.  XIX в.

Иллюстрация легенды о том, что в расположенном у города Тропеи (Италия) вулкан Стромболи является пристанищем для чертей. На изображении можно видеть, как те самые черти выскакивают из жерла, а люди, чтобы отогнать их, осеняют себя крестным знамением.

russkie letopisi vert 14
Сборник литературный.  XVIII в.

При описании неизведанных земель не только русские, но и европейские художники позволяли себе пофантазировать передавая жуткие образы по испорченному телефону переписчиков. Среди таких тварей были и псоглавцы (слева) и блегмы и схиаподы и многие другие вымышленные создания.

russkie letopisi vert 15
Сборник литературный.  XVIII в.

Здесь мы можем видеть продолжение бестиария в лице питающихся лишь запахом цветов астромове, атанасиев, наделённых огромными ушами, и поподеси – разновидностью кентавра.

russkie letopisi vert 16
Сборник старообрядческий.  XIX в.

На данном изображении запечатлена душа, попавшая в руки к дьяволу. По верованиям старообрядцев поддержавшие раскол священнослужители сами являются дьяволами.

russkie letopisi vert 17
Сборник слов, поучений и апокрифов.  

В этом сборнике разные грешники уподобляются различным животным. Воры – это волки, лукавые – это лисы, сребролюбцы – это куницы, злопамятные – это ехидны и т. п.

russkie letopisi vert 18
Сборник.  XVIII в.

Здесь изображена земля в виде женщины, которая достаёт из недр тела умерших для вознесения, даже рыбы, всплывающие из глубин океана, несут тела тех, кто был съеден или утоп.

russkie letopisi vert 19
Житие св. Андрея Юродивого.  Кон. XVIII в.

Тут художник изобразил и для верности описал особо морозную зиму и её последствия: разрушенные дома, замороженные люди, мёртвые птицы.

russkie letopisi vert 20
Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.

Эта притча рассказывает о старце Зосиме, хотевшем похоронить в пустыне отшельницу Марию Египетскую. Иссушённая земля не поддавалась старческим рукам. Тогда появился лев. Зосима сперва испугался, но после понял, что это подмога свыше. Лев и вправду своими мощными когтями вырыл для святой могилу.

russkie letopisi vert 21
Житие св. Андрея Юродивого.  Нач. XVIII в.

В сообщении о каннибалах художник изобразил тех с собачьми головами, видимо, для устрашения, но позабыл о том, что святой Христофор часто изображался именно псоглавцем.

russkie letopisi vert 22
Сборник.  XVIII в.

Пока Иоанн Предтеча проповедует ветхозаветным праведникам, сатана по-дружески перешёптывается с адом.

russkie letopisi vert 23
Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.

Популярный сюжет о Макарии Египетском, нашедшем череп языческого жреца и сумевшем его «разговорить». Череп поведал Макарию о тяжкой доле попавших в ад язычников.

russkie letopisi vert 24
Известный календарь, или прогностик о урожае.  1766 г.

Это всего-навсего Меркурий в колеснице, запряжённой петухами.

russkie letopisi vert 25
Хронограф.  XVII в.

А это мышка, иллюстрирующая присказку: «Чтоб меня мыши съели!».

russkie letopisi vert 26
Сборник.  XIX в.

Здесь мы видим иллюстрацию популярной по сей день теории о том, что Ноев ковчег застрял на горе Арарат и находится там.

russkie letopisi vert 27
Сборник литературный.  XVIII в.

На миниатюре представлены несуществующие народы: неурилы, превращающиеся в волков, и пигмеи – коротышки, ездящие на козлах и охотящиеся на журавлей.

russkie letopisi vert 28
Синодик.  XVIII в.

Это притча в виде этакого раритетного комикса. Суть в том, что бежать от болезней и смерти глупо – все там будем.

russkie letopisi vert 29
Сборник.  Кон. XVII - нач. XVIII в.

Птица Сирин, она же – сирена. Но если европейские сирены обрекали моряков на гибель, то Сирин стала символом райской жизни.

russkie letopisi vert 30
Сборник слов, поучений и житий.  XVIII в.

Иллюстрация легенды о заключении договора-расписки между Адамом и дьяволом, потребовавшим её за право жить на земле. По легенде эту расписку искупал в том числе и Христос.

russkie letopisi vert 31
Житие Сергия Радонежского.  XVIII в.

Сергий Радонежский приручает зашедшего к его келье медведя.

russkie letopisi vert 32
Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.

Фигура Смерти из Апокалипсиса, которую художник для большей экспрессии «пересадил» на льва

russkie letopisi vert 33
Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.

Апокалипсис. Смерть убегает от людей жаждущих её.

russkie letopisi vert 34
Цветник.  XVIII в.

Вымышленный остров на котором живут лишь однорукие и одноногие люди, которые, собравшись вместе, бегут быстрее птицы. 

russkie letopisi vert 35
Синодик.  

 Христос затыкает уши, когда отпевают грешника, не прислушивавшегося при жизни к вере.

russkie letopisi vert 36

Синодик.  XVII в.

Закончить предлагаем на мажорной ноте. Не зря же переписчик так старательно изображал череп, да ещё и стишок к нему присовокупил.

«Кости зрак - смерти знак. Зри сие - всяк будеши так»

Телеграм