Алексей Лужин – художник удивительный. Почему? Мало кому удаётся быть настолько разным. В его творчестве легко соседствуют герои русского фольклора и былин с героями американских комиксов, серьёзность, пробирающая до мурашек и юмор, порой на грани фола; герои Сэлинджера, Буковски, и Хемингуэя стоят бок о бок с шаржево-карикатурными типажами нашей необъятной. Строгий реализм играючи перетекает в магический и далее – в блестящий абсурд. Одной чёрной линией художник умудряется по-бидструповски сказать больше, чем иные, пользующиеся всем спектром красок.
Удачный юмор в живописи исключительно редок. Нужно обладать очень точными весами, чтобы не перегрузить изображение, не опошлить его. С другой стороны, чтобы нарисовать откровенную «непотребщину» и сохранить лицо нужно владеть ещё более сложным инструментом – абсурдом. И этих умений у Алексея Лужина не отнять. Он может быть предельно серьёзен, создавая реалистические портреты, может быть остроумен, перевращая знаменитых персонажей вроде Дракулы и Франкенштейна в среднерусские типажи, может быть гротескным на грани отвращения, как в серии автопортретов #настроениенатабурете или же #currentmood (самые храбрые могут увидеть их в конце подборки), но вместе с тем и самоироничным.
То же самое с сюжетами. Трудно не впасть в пошлость изображая наготу, причём наготу откровенную. Непросто не скатиться в чернуху, изображая алкоголиков и бездомных. Но художнику удаётся сочетать на первый взгляд несочетаемое и быть удивительно разным. Большинство, нащупав «золотую жилу», продолжают работать, не смея сделать шаг вправо-шаг влево, пока не выработают её до дна, но Алексей поступает совсем иначе. Он может сделать скетч по героям знаменитых комиксов, после чего нарисовать урбанистический пейзаж, чтобы следом сделать серию минималистичных карандашных портретов типажей социального дна. Самое удивительное, что подобные переходы он может сделать ни единожды не сфальшивив. Разгадка секрета довольно проста – художнику это по-настоящему интересно. Он не гонится за славой, которая была бы ему очень к лицу, и поэтому может сделать и остросоциальную карикатуру в стиле популяного Стива Каттса и натюрморт с яичницей и иллюстрацию к понравившемуся рассказу. Именна эта редкая принципиальная последовательность художника вкупе с нетривиальным взглядом на обыденные вещи, делает его творчество достойным внимания.