«Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Новая книга Нассима Николаса Талеба

«Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Новая книга Нассима Николаса Талеба

Хищные политики и безрассудные банкиры никогда не думают о последствиях своих действий, но должны. Так считает Нассим Николас Талеб, автор книги «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни».

«Рискуя собственной шкурой» – пятая книга Талеба. Она отлично дополняет предыдущие труды автора: вместе с «Черным лебедем» и «Антихрупкостью», они создают триаду книг, каждая из которых выделяет центральную идею последующей. «Черный лебедь» стал мировым бестселлером, славящимся своей пророческой силой: на страницах книги был предугадан финансовый кризис 2007 года. Бедствия возникают, когда мы недооцениваем сложность систем и думаем, что если никогда не видели черного лебедя – его не существует. «Антихрупкость» – больше относится к популярной философии. В ней Талеб советовал, как воспользоваться современным непостоянством и случайностями.

«Рискуя собственной шкурой» имеет больше общего с «Черным лебедем». Стиль повествования каждой книги ошеломляет, как и остроумие автора. Каждый экономист, журналист, рецензент, профессор и каждый, кто не является частью «активной и транзакционной жизни», считается круглым идиотом, если только он не входит в число уважаемых Талебом людей. «Меня не беспокоят нормальные люди», – говорит автор. «Подлые обманщики из “интеллектуальной” сферы – вот кто меня беспокоит». Талеб беспринципен и впечатление от его книг останется неизгладимым: сочетание бесстрашия, уверенности в себе и нескромности пропитывают харизмой каждую станицу. Талеб – это мессия фестиваля, за которым можно следовать вдоль реки, пока наркотики не перестанут действовать.

Главный тезис новой книги очевиден: если ваша шкура лично не участвует в игре, вы не должны быть в игре. «Если вы высказываете мнение и кто-то ему следует, вы лично обязуетесь отвечать за последствия». Люди в Белом доме не должны принимать решения о бомбах в Ираке, в то время как они останутся в кондиционированных домах со своими детьми.

Скрытая асимметрия иллюстрируется во множестве примеров. Например, Роберт Рубин, директор и старший советник финансового конгломерата Citigroup, не выплатил никаких средств после того, как Citibank был спасен за счет денег налогоплательщиков.

Есть дураки и мошенники, которые пользуются случайностями, но идея Талеба не изменяется: у них должна быть шкура в игре. Это необходимо, чтобы удостовериться: они думают правильно и учатся на своих ошибках. Тот, кто не может выиграть, должен потерпеть поражение. Большинство думающих людей согласятся, что банкиры должны нести личную ответственность, если собираются делать ответственный выбор.

У врачей, например, есть шкура в игре: профессиональная гордость и репутация, серьезные юридические последствия ошибок, глубокое понимание сложных систем и веками строящиеся этические стандарты. Освобождение бюрократов от последствий за их действия могут стать социальной болезнью, которую сложно вылечить.

В деталях книги неполноценность систем демонстрирует саму себя. «Принц Эндрю шел на больший риск, чем “простолюдины” во время войны в Фолкленде 1982 года, его вертолет находился на передовой линии. Почему? Потому, что благородство обязывает; статус лорда традиционно призывал защищать других». Не резонирует с тем, что вы когда-либо думали или слышали о принце Эндрю? Потому, что это неправда. Он летал на вертолете, и это действительно опаснее, чем вовсе не пойти войну. Но у аргентинцев было мало возможностей для воздушных атак. Земля – гораздо более опасное место.

Николас Талеб рассказывает о том, как целое население может подчиниться предпочтениям крошечного, но упрямого меньшинства. Талеб выдвигает гипотезу о семье из четырех человек, один из которых откажется от ГМО. Целой семье будет намного проще перейти на новую диету. Затем, благодаря барбекю и еще чему-нибудь, в окрестности также начнут покупать продукты без ГМО. Вскоре, в магазине начнут продавать только такую еду, и так далее.

Наименее гибкие люди доминируют над остальными. Они предпочтут есть определенные продукты, в то время как большинство будет есть что угодно. Из статистики мы узнаем, что в Великобритании, «где (практикующих) мусульман всего от 3% до 4%, большая доля мяса – халяльная (соответствует религиозным требованиям). Почти 70% импорта ягненка из Новой Зеландии – тоже соответствует халялю. Около 10% магазинов Subway используют только халяльное мясо (никакой свинины), несмотря на большие издержки и потерю клиентов, которые едят ветчину».

рискуя собственной шкурой 3

Фактически, Новая Зеландия производит халяльную ягнятину практически эксклюзивно (98%), из-за торговых сделок с Ближним Востоком. Магазины Subway являются частью сделки с 2007 года, поскольку учитывают местную демографию. Открылось 200 с лишним магазинов в северо-восточном Лондоне, Бирмингеме и других местах, где средний покупатель Subway окажется мусульманином с вероятностью не больше, чем 3%. Вывод Талеба, который он делает с учетом толерантности, религии и политики таков: «Запад сейчас находится в процессе совершения самоубийства».

Смотрите также:

Телеграм