
В Викторианскую эпоху проходит огромная волна шекспировской популярности. Творчество легендарного литератора находит отклик в сердцах викторианцев, переживающих молниеносные изменения в окружающем мире. Культ морали и человечности, присущий тому времени, идеально сочетался с трудами Шекспира.
Оставленное Уильямом Шекспиром наследие служило важным руководством для занимающихся творчеством викторианцев. Джейн Остин цитировала сонеты мастера в своей книге, а Чарльз Диккенс пользовался шекспировской моделью для создания своих персонажей. Викторианские веяния не миновали и художников – в середине 19 века начинают издаваться книги с иллюстрациями к знаменитым литературным сюжетам.
Путешествие во вселенную главного драматурга
На просторах сети существует онлайн-ресурс, в котором собраны тысячи викторианских иллюстраций к пьесам Шекспира. Цифровой архив приготовлен Майклом Гудменом, профессором Кардиффского университета.
Дворцы, природа, замки, мечи, немного волшебства и эмоциональность - эти детали присущи шекспировским произведениям. Художник, который знакомится с удивительным миром, находит идеи для своих эскизов. Например, Чарльз Найт, чьи гравюры выставлены в виртуальной галерее, вдохновляется уютом и причудливостью.
Работы Найта могут казаться скучными, но только до тех пор, пока не обратишь внимание на задний план. Тут и животные, и погода, и глубина пространства. Все, что нужно для воссоздания атмосферы. К примеру – заставка к комедии “Как вам это понравиться”. На первый взгляд – обычное взаимодействие между людьми (если не считать того, что один из них просто валяется на земле). Но затем мы обнаруживаем фон, и картинка словно оживает.
Вероятно, комедия произвела на Чарльза Найта мощное впечатление, поскольку картинки к ней получаются ну очень завораживающими. Будто каждый штрих сделан осознанно, и каждый элемент излучает тепло.
В качестве артефактов – римские боевые принадлежности и знаменитая древнеегипетская живопись. Гравюра к “Антонию и Клеопатре” намекает на противостояние двух культур.
Чудаковатая, но оригинальная иллюстрация Найта к легендарному “Отелло”. Здесь изображены упомянутые в пьесе людоеды, “которых плечи выше головы”.
Темная сторона
Вниманию желающих пощекотать нервишки – рисунки Кенни Мидоуза. Его гравюры к “Королю Лиру” вполне могут напугать ребенка, или даже стать причиной бессонницы. Вы только взгляните.
Зато сколько эмоций. Если перед иллюстратором стояла задача максимально передать состояние главного персонажа – у него восхитительно получилось.
Даже изображение к комедии “Зимняя сказка” в исполнении Мидоуза выглядит жутковато.
Художник чертовски круто передает настроения персонажей. Местами забавно, но всегда четко видно, что именно на уме у людей из шекспировского мира.
Заговорщицкий мирок
Следующий иллюстратор, Джон Гилберт, изображает шекспировскую вселенную как место, пропитанное духом мести, конфликтов и драматизма. Персонажи в исполнении Гилберта не скрывают своих чувств – обо всем говорят выражения их лиц.
Вот, к примеру, иллюстрации к “Буре”. Каждый герой демонстрирует свое уникальное отношение к происходящему. Вызывает неоднозначные ощущения.
Другая картинка к произведению “Буря” похожа на кадр из психоделического мультфильма. Нечто подобное получалось у советских мультипликаторов.
Гравюра к исторической пьесе “Король Джон” вполне могла стать экспонатом для выставки. Падение нравов, отсутствие понимания между сторонами - все для любителей выразительного искусства.
Гилберт создает обстановку, в которой зритель чувствует себя тайным наблюдателем. Нас как будто лично попросили подойти ближе к сцене.
Кажется, стиль исполнения Гилберта мог стать идеальным дополнением к булгаковским “Мастеру и Маргарите”.
Иллюстратор, который нашел невесомость
Главным отличием Генри Кортни Селуса от предыдущих творцов является легкость. Он не увлечен черным цветом, напротив – делает иллюстрации мягкими и воздушными. Отличная разгрузка после увиденного ранее.
Очередная гравюра, достойная выставочного зала. На ней изображен эпизод из драмы “Перикл”.
По удачному совпадению, Шекспир и викторианцы обожали волшебных существ. Даже целое направление есть – Викторианская сказочная живопись. Г. К. Селус совмещает комедию с художеством.
А вот иллюстрация к “Двум веронцам”. Основное внимание привлекают животные, конечно же.
Классика. Изображение встречи принца Датского с призраком своего отца. При помощи одежды художник показывает движение тела Гамлета, а городок на заднем плане создает глубину пространства.
Без романтики никуда. Г. К. Силус показывает нам трогательность романтических отношений в мире Шекспира. Парень поет девушке песню о неудавшейся любви. Все очень мило, а потом мы замечаем подозрительные вещи на заднем плане.
Викторианцы относились к гению драматургии трогательно и крайне бережно. Мы, в свою очередь, можем наблюдать за красотой их взаимоотношений благодаря искусству, приоткрыв портал в далекое от нас время.
Смотрите также:
- Бесплатный онлайн-архив предлагает более 1000 старинных книжных иллюстраций
- 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
- Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней
- Онлайн-архив с первыми иллюстрированными изданиями «Божественной комедии» Данте (1487-1568)
- В свободном доступе «Гигантский кодекс» – крупнейшая средневековая рукопись со всеми знаниями бенедиктинских монахов