Как смартфон лишает нас 3 ингредиентов творчества: одиночества, сомнений и скуки

Как смартфон лишает нас 3 ингредиентов творчества: одиночества, сомнений и скуки

Телефон многое нам даёт, но при этом отнимает три ключевых элемента творчества: одиночество, сомнения и скуку. А ведь они всегда сопутствовали творческим идеям, считает Линда Барри.

Весной 2016 года выдающаяся создательница комиксов и педагог Линда Барри (Lynda Barry) сделала немыслимое. Прежде чем приступить к чтению лекции в Центре космических полётов имени Годдарда, она потребовала, чтобы все присутствующие сотрудники лаборатории НАСА сдали свои телефоны и другие аналогичные персональные устройства.

Такая перспектива смутила её слушателей не меньше чем любого среднестатистического смартфонозависимого подростка. Но им пришлось уступить, согласившись «писать от руки». На этом архаичном занятии тоже настояла Барри:

«Через кнопку удалить (delete) вы можете избавиться от всего, в чём не уверены, поэтому у любого новшества просто нет шансов. Письмо от руки стало открытием для людей. Может быть, потому меня и пригласили в НАСА – я всё ещё знаю, как пользоваться своими руками... и с этим связан иной способ мышления».

Барри рассказала в интервью The A.V. Club, что она создала свою книгу «Что это такое» (What It Is) с прицелом на скучающих читателей, застрявших в ожидании в пунктах замены масла Jiffy Lube. Будучи любительницей рассеянного рисования, она рассматривает его как творческую неврологическую реакцию на скуку:

«Скучная встреча, под рукой есть ручка, болтают обычные клоуны. Большинство людей начнут что-нибудь рисовать, даже те, кто рисовать не умеют. Я говорю: "Что вы рисуете, если вам скучно?" И у каждого есть что-то своё. Например: "О, у меня малыш, я его рисую". Или: "Я рисую глазные яблоки, или пальмы". ... Я спрашиваю: "Зачем вы это делаете? Как вы думаете, почему вы рисуете каракули во время этих встреч?" Я полагаю, что они помогают нам выдержать конкретную ситуацию с большей терпимостью, изменяя наше восприятие времени».

Собрания и классные комнаты остались в числе немногих мест, где экранозависимые мотыльки, предположительно, заставят себя удержаться от влекущего сияния смартфона. Остальные места – такие, как зал ожидания Jiffy Lube – требуют большей инициативы со стороны пользователя.

Когда-то мы были более соображающими студентами в менее изменяющейся привычной обстановке. Незнакомцы читали книги в метро и такими же были мы сами. После наблюдений заводились разговоры, а иногда появлялись идеи, которые приводили к творческим проектам. Сейчас многие из нас позволяют такой возможности ускользнуть, поскольку эти моменты мы заполняем смешными видео, и всё, что можем употребить, это порция социальных медиа.

Linda Barri avtoportret
Линда Барри, автопортрет.

К тому же возникает соблазн использовать смартфоны фактически в качестве щита в любое время, когда возникает социальная тревожность. Эта уловка может обеспечить краткосрочный комфорт, особенно молодым людям, но помните, Барри и многие из её сверстников-карикатуристов, в том числе Дэниел Клоуз, Саймон Хансельманн и Ариэль Шраг, стойко продержались, создавая свои арты. Они прошли через одиночество, неуверенность и скуку во время учёбы в средней и старшей школе.

«Книги, которую вы держите в руках, не существовало бы, если бы школа оказалась для меня приятным опытом... Это было в те тихие ночи выходных дней, когда даже мои родители не были рады, что я начал предпринимать серьёзные попытки к созданию рассказов в форме комиксов», – Адриан Томин, введение в «32 Истории».

Барри далеко не одинока в том, чтобы поощрять взрослых людей к избавлению от смартфонозависимости для своего же творческого блага.

Фотограф Эрик Пикерсгилл (Eric Pickersgill) снял фотосерию Removed, запечатлев ряд обыденных ситуаций, в которых сделал невидимыми телефоны и планшеты.

В своей новой книге «Глубокая работа» (Deep Work) профессор компьютерных наук Келвин Ньюпорт (Calvin Newport) утверждает, что всё это недолгое телефонное время создаёт стресс, тревожность и упущенные творческие возможности, а также расшатывает нашу личную и профессиональную жизнь.

Мануш Зомороди (Manoush Zomorodi), автор книги «Скучно и блестяще» (Bored and Brilliant), в недавнем выступлении на конференции TED рассказала о том, как скука может привести к блестящим идеям. Она делится результатами недельного эксперимента по борьбе с привязанностью к смартфону и подкрепляет свои выводы большим количеством научных доказательств.

Но что, если вы начисто сотрёте отвлекающие цифровые факторы только для того, чтобы обнаружить, что ваш мозг просто-напросто... пуст? И некогда занятое пространство теперь лишено всего, кроме смутных воспоминаний о мемах, и обобщённого страха перед миром?

В уже упомянутом интервью The A.V. Club Барри есть полезные предложения, которые помогут после временного ступора двигаться дальше:

«Я не знаю, какой будет полоска (комикса), когда начинаю. Мне никогда не известно заранее. Я часто прибегаю к тому, что называю словарным мешком. Просто мешок слов. Достигнув нужного места, я вытаскиваю слово, и это будет "пинг-понг". Оно начнёт крутиться у меня в голове, и я приступлю к рисованию картинки так, будто уже всё знаю... Я слышу фразу. Заслышав даже начало первого предложения, я... очень медленно пишу. Начеркав слова, я буду знать, какой окажется верхняя часть панели. Дойдя до её конца, как правило, я узнаю, что расположится в следующей. После трёх-четырёх предложений в первой панели, я останавливаюсь и говорю: "Теперь пришло время для рисунка". И я рисую. Но потом у меня зазвучит следующая страница! Или, рисуя Марли и Арну, я могу услышать, как она что-то скажет, а потом, как Марли ей что-то ответит. Так что, как только первое предложение готово, у меня есть все разновидности вариантов, куда я направлю свою кисть. Но если ничего не происходит, то я перехожу к тому, что называю приманкой страницы. Это как манок для уток. Подхожу и просто начинаю с ней возиться».

Смотрите также:

Телеграм