12 фильмов Педро Альмодовара. Шедевральное кино с неидеальными героями

12 фильмов Педро Альмодовара. Шедевральное кино с неидеальными героями

Испания богата уникальными режиссёрами, но очень немногие из них находят отклик на международном кинорынке. Один из самых известных – Педро Альмодовар. Его работы признаны шедеврами мировой кинопрессой, критиками и зрителями.

Отчасти его успех – результат сложившихся обстоятельств. Альмодовар начал снимать в период постфранкистского раскрепощения и развития контркультурного движения «мовида». При этом он создал вместе с братом продюсерскую компанию «El Deseo», обеспечив себе независимость от испанской киноиндустрии и возможность развивать свой уникальный голос и провокационные ракурсы.

Альмодовар снял десятки фильмов и удостоился самых престижных национальных и международных кинопремий. У него нет идеальных героев, но все они уникальны и полны чувств. Режиссёр ведёт их по лабиринтам экзотических страстей и поднимает общечеловеческие темы, говоря на языке, понятном во всём мире.

В этом списке двенадцать самых важных работ, отражающих технические, культурные и личные ориентиры испанского кинорежиссёра. Предлагаем убедиться в том, насколько красив и интересен мир фильмов Альмодовара – от дерзких и провокационных комедий до серьёзных глубоких драм.

Свяжи меня! / ?Atame! (1990)

Рики (Антонио Бандерас) покидает психиатрическую клинику и отправляется на поиски бывшей порнозвезды Марины (Виктория Абриль). Он её похищает и держит связанной, но в итоге героиня влюбляется в своего насильника. Феминистки ополчились против этой картины, да и критики восприняли её противоречиво. Наибольшему осуждению подверглись сцены секса. Но, не смотря на эпатирующую смелость, фильм служит художественной цели. Можно сказать, это версия «Красавицы и Чудовища» от маэстро Альмодовара.

Возвращение / Volver (2006)

Возвращение 2006

Место действия – Ла-Манча, родные края Альмодовара, где стоят мельницы, напоминающие о Дон Кихоте. Сюжет же сосредоточен на Раймунде (Пенелопа Крус) и её сестре Соледад (Лола Дуэньяс). Одна открывает ресторан и прячет труп своего мужа, а вторая трудится в парикмахерской и принимает на работу призрака своей матери Ирен (Кармен Маура), которая вернулась после смерти, чтобы завершить незаконченные дела.

Альмодовар смешал неореализм с историями о призраках, чтобы изучить женщин, не способных скрывать скелеты в своих шкафах. Картина удостоилась множества премий; коллективная награда «Лучшая актриса» на Каннском кинофестивале досталась сразу шести исполнительницам.

Женщины на грани нервного срыва / Mujeres al borde de un ataque de nervios (1988)

Женщины на грани нервного срыва

Актриса дубляжа Пепа Маркос (Кармен Маура) отчаянно пытается найти бросившего её любовника Ивана (Фернандо Гильен). Но она сталкивается с серией неприятностей, включая острый гаспачо и шиитских террористов.

С «Женщинами на грани нервного срыва» Альмодовар укрепился в репутации сумасбродного режиссёра. В фильме плавно объединились зарубежные веяния с испанскими мотивами, создав новый образ в испанском кинематографе. К сожалению, он также отмечен уходом Мауры, которая вернётся к работе с Альмодоваром в 2006 году в картине «Возвращение».

Всё о моей матери / Todo sobre mi madre (1999)

Всё о моей матери

Мануэла (Сесилия Рот) – скорбящая мать, чей сын смертельно ранен в результате несчастного случая. Она жертвует его органы для трансплантации и переоценивает свой консервативный образ жизни. Мануэла решает покинуть Мадрид и вернуться в Барселону, чтобы встретиться с отцом погибшего сына, который никогда не знал о его существовании.

Картина получила приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а также премии «Оскар», «Сезар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучший фильм на иностранном языке.

Кожа, в которой я живу / La piel que habito (2011)

Кожа, в которой я живу 2011

В этом научно-фантастическом фильме Антонио Бандерас играет талантливого пластического хирурга-психопата, который разрабатывает новую форму человеческой кожи, устойчивую к травмам. А Елена Анайя исполняет роль его подопытной, которую он тайно держит взаперти. После гибели жены в автокатастрофе хирург начинает свои зловещие эксперименты.

Эта работа не похожа на другие творения Педро Альмодовара. Она более сложная, так как сочетает в себе элементы мистики, ужасов, сдвиги во времени, тему сумасшедшего доктора, историю любви и секреты, которые зрителю предстоит разгадать.

Лабиринт страстей / Laberinto de pasiones (1982)

Лабиринт страстей

Поп-звезда Сексилия (Сесилия Рот) страдает нимфоманией и ищет удовольствие в оргиях. Риса (Иманоль Ариас) – ближневосточный принц гей, который скрывается в Испании от террористов и способен покорить любого мужчину. Их неожиданная встреча должна стать поворотной в судьбе обоих. Сексилия попытается побороть свою нимфоманию, а Риса – сменить ориентацию на гетеро.

В этом фильме Альмодовар изобразил прогрессивный сексуальный образ Испании начала 80-х. Андеграундный тон придаёт картине странную чувственность, которая будет дорабатываться на протяжении многих лет. «Лабиринт страстей» – одна из лучших секс-комедий Альмодовара.

Матадор / Matador (1986)

Матадор 1986

Бывший матадор Диего Монтес (Начо Мартинес) после травмы не может вернуться на арену, но сексуальное удовольствие для него неразрывно связано с убийством. Для адвоката Марии Карденаль (Ассумпта Серна) высшее наслаждение так же невозможно без смерти партнёра. Встреча этой пары ведёт к неминуемой трагедии.

Эту провокационную картину Альмодовар назвал одной из двух самых слабых работ в своей фильмографии (наряду с «Кикой»). Но здесь он представил интересный образ испанской культуры, уходящей корнями к кровавой корриде.

За что мне это? / ?Que he hecho yo para merecer esto? (1984)

За что мне это?

Глория (Кармен Маура) – женщина, увязшая в браке без любви и бытовых трудностях. Она живёт в многоэтажке унылого спального района в Мадриде вместе с мужем таксистом, восхищающемся немолодой певицей, двумя сыновьями, один из которых продаёт наркотики, а второй спит с мужчинами, и с крайне чудаковатой свекровью (Чус Лампреаве).

Чёрная комедия «За что мне это?» – первый международный хит и самый социальный из фильмов Альмодовара, в котором режиссёр исследует фрустрацию героини через объектив неореализма, изучая гендерные и классовые проблемы.

Цветок моей тайны / La flor de mi secreto (1995)

Цветок моей тайны 1995

Лео (Мариса Паредес) пишет «розовые романы», которые публикует под псевдонимом Аманда Грис, но её жизнь далеко не так счастлива, как у её героинь. Пытаясь экспериментировать в писательстве, она создаёт спорные работы и при этом осознаёт, что её брак распадается.

«Цветок моей тайны» – душевный и глубоко эмоционально фильм, ставший началом зрелого периода Альмодовара.

Закон желания / La ley del deseo (1987)

Закон желания

Режиссёр и сценарист Пабло Кинтеро (Эусебио Понсела) делит успех с сестрой Тиной (Кармен Маура) и своим любовником Хуаном (Мигель Молина). Но Пабло увлекается своим поклонником Антонио (Антонио Бандерас), что приводит к убийству Хуана.

Этот фильм о любовном треугольнике трёх мужчин полон романтики, тепла и огня. Маура создала многогранный портрет транссексуалки, обладающей собственными представлениями о женственности. «Закон желания» – первый фильм, произведённый продюсерской компанией «El Deseo», которую Педро Альмодовар основал вместе со своим братом, получив полный контроль над будущими проектами.

Дурное воспитание / La mala educacion (2004)

Дурное воспитание

К преуспевающему режиссёру Энрике (Феле Мартинес) приходит человек, который представляется его школьным товарищем Игнасио (Гаэль Гарсия Берналь). Давний друг предлагает Энрике в качестве основы для сценария рассказ о том, как в школе-интернате он подвергся сексуальному насилию со стороны падре. Между ними растёт взаимное влечение, но Энрике впадает в ступор, узнав, кто на самом деле выдаёт себя за его школьного товарища.

«Дурное воспитание» – самый личный из фильмов режиссёра. Очевидно, что Энрике во многом похож на Альмодовара и остаётся лишь гадать, насколько сценарий заимствован из реальной жизни.

Поговори с ней / Hable con ella (2002)

Поговори с ней 2002

Бениньо (Хавьер Камара) и Марко (Дарио Грандинетти) ухаживают за двумя находящимися в коме женщинами – танцовщицей Алисией (Леонор Уотлинг) и тореадором Лидией (Росарио Флорес). Мужчины разговаривают с ними, надеясь, что те вернутся к жизни. Но откровения и обвинение в изнасиловании приводят к разрыву отношений между четырьмя персонажами.

Фильм собрал престижнейшие кинопремии, в том числе «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Он стал величайшим достижением Альмодовара, смешавшего все свои характерные темы и элементы в изящный и восторженно воспринятый критиками шедевр.

Смотрите также:

Получайте самые свежие публикации в папку "Входящие"

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.