Во времена «холодной войны» в 1955 году Музей современного искусства в Нью-Йорке открыл свои двери для монументальной выставки фотографий. Она стала эстетическим манифестом, визуализирующим идеи мира и «сущностного единства человечества». Тогдашний директор отдела фотографии музея Эдвард Стейхен отобрал 503 снимка из двух миллионов изображений, присланных 273 авторами из 68 стран.
Стейхен назвал проект «Семья человеческая» («The Family of Man») самой значительной работой в своей карьере. Позднее в каталоге выставки, который разошелся миллионными тиражами, он написал, что это был «самый амбициозный и сложный фотографический проект из когда-либо созданных». Захватывающие установки монохромных снимков наклеивали на высокие и длинные деревянные рамы, которые нередко подвешивались к потолку. Экспонаты выставки были сгруппированы по темам, которые одинаково близки разным культурам: рождение, любовь, труд, радость, смерть.
В реестре фотографов оказалось много неизвестных имен, но были и такие, которые стали легендами в мире фотографии: Эллиотт Эрвитт (Elliott Erwitt), Юджин Смит (Eugene Smith), Альфред Айзенштадт (AlfredEisenstaedt), Нина Лин (Nina Leen), Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson), Роберт Капа.
С тех пор эта выставка стала одной из самых знаменитых в истории фотографии. Она побывала более чем в 150 музеях мира, ее посетили более 10 миллионов человек. Процесс реконструкции растянулся на долгих три года. Мастера занимались очисткой и ретушированием обветшалых, поцарапанных снимков, многие из которых оказались со сломанными углами. Рамы также подвергли реконструкции, в результате чего были восстановлены в первоначальном виде.
Завершилась реконструкция не только самих экспонатов. Выставочные площадки также пришлось отремонтировать, чтобы посетители могли окунуться в первоначальную оригинальную атмосферу выставки, которая впервые проходила в нью-йоркском Музее современного искусства. Сама коллекция воспринимается как реликвия – многозначительная и запоминающаяся, но пришедшая из прошлого.
В этом месяце выставка вновь открылась для публики в своей постоянной обители в замке Клерво, где она хранится с 1994 года. Этот 900-летний национальный памятник архитектуры находится в Люксембурге, где родился автор проекта.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19