«За кулисами» культовых фильмов. Фотограф Мэри Эллен Марк

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила...

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила фотограф. – Когда я на съёмочной площадке, то вижу, как работают удивительные люди и обязательно чему-то у них учусь».

Стремление к документальности не исключало и её личного видения будущего кадра. Порою Марк пугала своей настойчивостью. Однажды Мэри Эллен заперла на чердаке драматурга Августа Уилсона, пока тот не согласился сидеть спокойно и помочь воспроизвести образ, который родился у неё в голове. Случалось, идея была настолько непредсказуемой, что даже ассистенты Марк терялись в догадках как её осуществить. Так на съёмках «Апокалипсис сегодня», когда Марлон Брандо побрил голову, ей вдруг захотелось снять его с большим местным жуком, который сидел бы на лысине.

«Если бы я предложила ему надеть жука на голову, он точно сказал бы «нет», - вспоминала фотограф. – Но если бы он случайно посадил его на себя... Поэтому я принесла банку с жуками и небрежно поставила её рядом. О чудо, все произошло само собой».

Случались съёмки, которые помогли ей в реализации собственных фотопроектов и стали поворотным моментом в творчестве и карьере. В 1973 году Марк спросила Милоша Формана, с которым уже работала на съёмках его картины «Отрыв», может ли она также поработать над его новым фильмом – «Пролетая над гнездом кукушки». У Формана не был заложен бюджет на фотографа и Мэри Эллен согласилась работать бесплатно. Чуть позже, когда в её голове возник замысел фотопроекта, снятого в стенах психиатрической больницы, Марк также не смогла найти финансирование и реализовала его за свой счёт. Сдружившись с персоналом Орегонской психиатрической клиники, в которой проходили съёмки фильма, Мэри Эллен получила разрешение запечатлеть быт пациенток «Отделения 81». Шесть недель фотограф провела в палате с другими женщинами.

«Я хотела создать повествование о личностях, которые находятся взаперти, - говорила Марк. – Показать какие они, особенно женщины. Я не хотела показывать их экзотическими или сумасшедшими».

После сенсационного внимания к проекту Роберт Хьюз из «Тайм» сказал: «То, что получилось, было по сути плачем – одно из самых тонко оттененных исследований уязвимости, которые когда-либо были сняты на плёнку».

Работая на съёмочных площадках четыре десятилетия, Мэри Эллен отмечала, насколько сильно изменилась киноиндустрия.

«Раньше я могла пойти на съёмочную площадку и свободно бродить по ней. Люди были более доверчивыми, было меньше этого невероятного культа знаменитостей, шумихи вокруг, что только усложняет доступ и мешает работе».

В представленной подборке кадры со съёмочных площадок фильмов, также в ней – портреты драматургов, писателей, режиссёров.

Смотрите также «Близнецы» Мэри Эллен Марк: попытка постичь двойственность мира и обзор творчества Мэри Эллен Марк: чёрно-белый нерв.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Дэнни Девито шутит за обедом со своей женой Реей Перлман. Пролетая над гнездом кукушки, Салем, Орегон, 1975 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дональд Сазерленд и Карен Блэк. День саранчи, Лос-Анджелес, Калифорния, 1974 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дональд Сазерленд расслабляется между дублями сцены. Лос-Анджелес, Калифорния, 1974 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Отдых, пока съемочная группа готовится к следующей сцене в Мулен Руж. Мулен Руж, Сидней, Австралия, 2000 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джордж С. Скотт смеется над шуткой во время перерыва в съемках Последний забег, Нерха, Испания, 1971 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джузеппе Ротунно и Джек Николсон Познание плоти, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джонни Депп на кладбище, где находят тела жертв Всадника без головы Сонная лощина, Shepperton Studios, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джонни Депп на съемках у окна парикмахерской Суини Тодда, Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит, Pinewood Studios, Англия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джонни Депп с Порохом, лошадью своего персонажа Сонная лощина, Shepperton Studios, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джон Шлезингер позирует с талантливой звездой сафари-парка. Honky Tonk Freeway, Сарасота, Флорида, 1980 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джонни Депп и Хелена Бонем Картер на репетиции в Pinewood Studios Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит, Pinewood Studios, Англия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джим Кэрри, Голливуд, Калифорния, 2001 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джон Белуши позирует для фото своего персонажа Джолиет Джейка Блюза, который находится в тюрьме за вооруженное ограбление. Братья Блюз, Чикаго, Иллинойс, 1979 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джон Ирвинг у видеосуфлера во время съемок Правила виноделов, Норт-Хэмптон, Массачусетс, 1998 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джефф Бриджес занимается на укулеле. Его персонаж играет на улице за деньги Американское сердце, Сиэтл, Вашингтон, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джефф Бриджес на съемках со своим отцом Ллойдом Бриджесом, Массачусетс, 1993 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джефф Бриджес. Американское сердце, Сиэтл, Вашингтон, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джессика Лэнг и Дастин Хоффман. Тутси, Херли, Нью-Йорк, 1982 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джессика Лэнг отдыхает, пока бигуди Дастина Хоффмана перенастраиваются для сцены, где они делят постель на выходные. Тутси, Херли, Нью-Йорк, 1982 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джек Николсон в образе конокрада, на которого охотится персонаж Брандо. Миссури Брейкс, Биллингс, Монтана, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джек Николсон и Уоррен Битти, The Fortune, Лос-Анджелес, Калифорния, 1974 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джек Николсон, Кэндис Берген и Арт Гарфанкель, Познание плоти, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джеймс Айвори и Исмаил Мерчант, Манхэттен, Нью-Йорк, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джеймс Кэгни отдыхает в карете на съемочной площадке. Рэгтайм станет последним появлением актера в кино. Рэгтайм, Манхэттен, Нью-Йорк, 1980 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джейн Фонда и Мег Тилли репетируют сцену. Агнец божий, Торонто, Канада, 1984 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Деннис Хоппер играет фотожурналиста, убежденного в философии Курца. Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
День саранчи, Лос-Анджелес, Калифорния, 1974 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дастин Хоффман демонстрирует накладки, которые он носит, чтобы превратиться в веселую Дороти Майклс Тутси, Херли, Нью-Йорк, 1982 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дастин Хоффман на беговой дорожке вокруг водохранилища в Центральном парке, где начинается и заканчивается фильм. Марафонец, Манхэттен, Нью-Йорк, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Декорации с туманом. Сонная лощина, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Нет доступных фотографий