«За кулисами» культовых фильмов. Фотограф Мэри Эллен Марк

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила...

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила фотограф. – Когда я на съёмочной площадке, то вижу, как работают удивительные люди и обязательно чему-то у них учусь».

Стремление к документальности не исключало и её личного видения будущего кадра. Порою Марк пугала своей настойчивостью. Однажды Мэри Эллен заперла на чердаке драматурга Августа Уилсона, пока тот не согласился сидеть спокойно и помочь воспроизвести образ, который родился у неё в голове. Случалось, идея была настолько непредсказуемой, что даже ассистенты Марк терялись в догадках как её осуществить. Так на съёмках «Апокалипсис сегодня», когда Марлон Брандо побрил голову, ей вдруг захотелось снять его с большим местным жуком, который сидел бы на лысине.

«Если бы я предложила ему надеть жука на голову, он точно сказал бы «нет», - вспоминала фотограф. – Но если бы он случайно посадил его на себя... Поэтому я принесла банку с жуками и небрежно поставила её рядом. О чудо, все произошло само собой».

Случались съёмки, которые помогли ей в реализации собственных фотопроектов и стали поворотным моментом в творчестве и карьере. В 1973 году Марк спросила Милоша Формана, с которым уже работала на съёмках его картины «Отрыв», может ли она также поработать над его новым фильмом – «Пролетая над гнездом кукушки». У Формана не был заложен бюджет на фотографа и Мэри Эллен согласилась работать бесплатно. Чуть позже, когда в её голове возник замысел фотопроекта, снятого в стенах психиатрической больницы, Марк также не смогла найти финансирование и реализовала его за свой счёт. Сдружившись с персоналом Орегонской психиатрической клиники, в которой проходили съёмки фильма, Мэри Эллен получила разрешение запечатлеть быт пациенток «Отделения 81». Шесть недель фотограф провела в палате с другими женщинами.

«Я хотела создать повествование о личностях, которые находятся взаперти, - говорила Марк. – Показать какие они, особенно женщины. Я не хотела показывать их экзотическими или сумасшедшими».

После сенсационного внимания к проекту Роберт Хьюз из «Тайм» сказал: «То, что получилось, было по сути плачем – одно из самых тонко оттененных исследований уязвимости, которые когда-либо были сняты на плёнку».

Работая на съёмочных площадках четыре десятилетия, Мэри Эллен отмечала, насколько сильно изменилась киноиндустрия.

«Раньше я могла пойти на съёмочную площадку и свободно бродить по ней. Люди были более доверчивыми, было меньше этого невероятного культа знаменитостей, шумихи вокруг, что только усложняет доступ и мешает работе».

В представленной подборке кадры со съёмочных площадок фильмов, также в ней – портреты драматургов, писателей, режиссёров.

Смотрите также «Близнецы» Мэри Эллен Марк: попытка постичь двойственность мира и обзор творчества Мэри Эллен Марк: чёрно-белый нерв.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Генри Миллер, 84 года, со своей сиделкой и спутницей Твинкой Тибо (дочерью художника Уэйна Тибо), Пасифик Палисейдс, Калифорния, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Грегори Пек в костюме Старого Гринго, известного писателя, который скрывает свою личность от других персонажей. Старый гринго Мехико, Мексика, 1988 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дастин Хоффман в своей гримерке со своим визажистом и Сидни Поллак.  Тутси, Херли, Нью-Йорк, 1982 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Вуди Аллен, играющий бухгалтера, и Миа Фэрроу, героиня цирка, на съемочной площадке Kaufman Astoria Studios. Тени и туман, Kaufman Astoria Studios, Нью-Йорк, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Генри Миллер в кафе, Тропик рака, Париж, Франция, 1969 год. Париж, Франция, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Бунюэль ставит сцену с Катрин Денев. Тристана, Толедо, Испания, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
В соответствии с комическим тоном фильма, Феллини катается по парку на детском велосипеде. Амаркорд, Рим, Италия, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Венди Д Олив во время примерки костюма. Уловка-22, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Вавилон, деревня недалеко от Уарзазата, Марокко, 2005 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Бунюэль с Фернандо Рей в костюме стареющего дворянина Дона Лопе, который усыновляет, а затем соблазняет свою подопечную Тристану. Тристана, Толедо, Испания, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Бенисио дель Торо в роли Эрнесто Че Гевары де ла Серна Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Билли Уильямс проверяет свет Кэтрин Хепберн на предмет кадра, Нью-Гэмпшир, 1980 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Брук Шилдс разминается на съемочной площадке Сахара, Израиль, 1983 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Алехандро Гонсалес Иньярриту просматривает ежедневные газеты с Кейт Бланшетт. Вавилон, деревня недалеко от Уарзазата, Марокко, 2005 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Баз Лурманн осматривает съемочную площадку с водонапорной башни в Австралии. Австралия, Кунунурра, Австралия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Бак Генри и Майк Николс шутят во время создания Уловки-22. Рим, Италия, 1969 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Актриса Хелен Миррен и ее муж Тейлор Хэкфорд дома у бассейна, Лос-Анджелес, Калифорния, 1997 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Алан Аркин и Эллиот Гулд в одинаковых дождевиках и соломенных шляпах. Маленькие убийства, Гроссингерс, Нью-Йорк, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Алехандро Гонсалес Иньярриту дает указания Кейт Бланшетт и Брэду Питту. Вавилон, деревня недалеко от Уарзазата, Марокко, 2005 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Актер Шон Пенн в своей гримерке, Манхэттен, Нью-Йорк, 1983 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Актриса Кэндис Берген и французский режиссер Луи Малле на свадьбе. Луганьяк, Франция, 1980 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Актер Кристофер Рив с женой Даной, Нью-Йорк, США, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Актер Микки Руни дома со своей любимой домашней птицей, Уэстлейк-Виллидж, Калифорния, 1988 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Актер Патрик Суэйзи дома, Лейквью, Калифорния, США, 1995 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Нет доступных фотографий