«Близнецы» Мэри Эллен Марк: попытка постичь двойственность мира

Завораживающие и порою пугающие чёрно-белые портреты близнецов были сняты фотографом Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) на ежегодном фестивале «День близнецов» в штате Огайо. Четыре года подряд Мэри Эллен возвращалась на фестиваль со съёмочной группой, которая помогала осуществить её фотопроект. Фотограф стремилась осознать завораживающую природу близнецов, их взаимодействие между собой, границы индивидуальности, двойственную природу реальности. Были отсняты сотни портретов и записано множество интервью, которые впоследствии стали основой для книги и документального фильма.

Студия Марк представляла собой палатку, разбитую на территории фестиваля. В ней находилась огромная наземная камера Polaroid 20x24, которая весила более ста килограмм и освещение. Такая камера позволяла Мэри Эллен делать снимки большого формата. Ей важно было не упустить ни единой детали облика близнецов. Зафиксировать каждый аспект внешности, начиная с точного повторения черт лица и заканчивая одинаковым...

Завораживающие и порою пугающие чёрно-белые портреты близнецов были сняты фотографом Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) на ежегодном фестивале «День близнецов» в штате Огайо. Четыре года подряд Мэри Эллен возвращалась на фестиваль со съёмочной группой, которая помогала осуществить её фотопроект. Фотограф стремилась осознать завораживающую природу близнецов, их взаимодействие между собой, границы индивидуальности, двойственную природу реальности. Были отсняты сотни портретов и записано множество интервью, которые впоследствии стали основой для книги и документального фильма.

Студия Марк представляла собой палатку, разбитую на территории фестиваля. В ней находилась огромная наземная камера Polaroid 20x24, которая весила более ста килограмм и освещение. Такая камера позволяла Мэри Эллен делать снимки большого формата. Ей важно было не упустить ни единой детали облика близнецов. Зафиксировать каждый аспект внешности, начиная с точного повторения черт лица и заканчивая одинаковым расположением веснушек.

«Портретная фотография фиксирует сущность человека, - говорила Марк, представляя свой проект. – Каждый раз, встречая близнецов, мы останавливаемся, чтобы посмотреть на них и удивляемся их сходству. Используя широкоформатную камеру, я стремлюсь показать в мельчайших деталях не только то, насколько близнецы похожи, но и уловить те едва осязаемые тонкие черты, которые делают их разными».

Попытка проникнуть в таинственную природу двойственности обволакивает проект аурой тревожности. Полароидные снимки, выполненный в ретро-эстетике, похожи на экспонаты «кабинета редкостей». Утрируя образы, Марк стремиться стереть грань между миром реального и метафизического. Показать иррациональную природу духовной, телесной, эмоциональной связи между близнецами, которая порою пугает.

«Я всегда говорю: давай сделаем наш последний вздох вместе. Я действительно верю, что, если бы он сделает свой последний вздох, дыхание покинуло бы меня тотчас», - уверяет один из пары близнецов Шейна и Шона Риггинсов в интервью для документального фильма, который создавался совместно с фотопроектом.

Собирая подобные свидетельства Мэри Эллен и её муж, режиссёр Мартин Белл, записали сотни интервью. В них близнецы делятся своим трогательным взаимодействием, но также поводами для конфликтов, которые возникают. У кого-то не получается наладить личную жизнь, есть такие, что используют общую внешность для розыгрышей (27-летние братья признались, что обманывали девушек, заставляя встречаться их с обоими). Случались близнецы, которые разговаривали на разных языках, были те, что в детстве жестоко изводили друг друга. Близнецы Пит и Арт Бердсли левша и правша. Они часто шутят, что являются идентичными зеркальными близнецами. Джереми и Джейкоб Тейлоры признались, что единственный, кто может их различить – это мать. Даже отец не пытается разобраться кто есть кто, просто говорит «мальчики».

Взгляд фотографа порою ироничен, порою правдив, порою исполнен сострадания. 72-летний Джон Рейфф держит в руках портрет своего умершего брата Билли. Близнецы Брюс и Брайан Кузак поражены недугом, но в их трогательном взаимодействии столько любви и участия друг к другу.

Фотопроект Мэри Эллен Марк завершился в 2003 году публикацией книги «Близнецы». В документальном фильме Мартина Белла представлены интервью 24-х самых ярких пар, участников фестиваля.

Смотрите также обзор творчества Мэри Эллен Марк: чёрно-белый нерв и фотопроект «За кулисами» культовых фильмов.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм