«За кулисами» культовых фильмов. Фотограф Мэри Эллен Марк

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила...

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила фотограф. – Когда я на съёмочной площадке, то вижу, как работают удивительные люди и обязательно чему-то у них учусь».

Стремление к документальности не исключало и её личного видения будущего кадра. Порою Марк пугала своей настойчивостью. Однажды Мэри Эллен заперла на чердаке драматурга Августа Уилсона, пока тот не согласился сидеть спокойно и помочь воспроизвести образ, который родился у неё в голове. Случалось, идея была настолько непредсказуемой, что даже ассистенты Марк терялись в догадках как её осуществить. Так на съёмках «Апокалипсис сегодня», когда Марлон Брандо побрил голову, ей вдруг захотелось снять его с большим местным жуком, который сидел бы на лысине.

«Если бы я предложила ему надеть жука на голову, он точно сказал бы «нет», - вспоминала фотограф. – Но если бы он случайно посадил его на себя... Поэтому я принесла банку с жуками и небрежно поставила её рядом. О чудо, все произошло само собой».

Случались съёмки, которые помогли ей в реализации собственных фотопроектов и стали поворотным моментом в творчестве и карьере. В 1973 году Марк спросила Милоша Формана, с которым уже работала на съёмках его картины «Отрыв», может ли она также поработать над его новым фильмом – «Пролетая над гнездом кукушки». У Формана не был заложен бюджет на фотографа и Мэри Эллен согласилась работать бесплатно. Чуть позже, когда в её голове возник замысел фотопроекта, снятого в стенах психиатрической больницы, Марк также не смогла найти финансирование и реализовала его за свой счёт. Сдружившись с персоналом Орегонской психиатрической клиники, в которой проходили съёмки фильма, Мэри Эллен получила разрешение запечатлеть быт пациенток «Отделения 81». Шесть недель фотограф провела в палате с другими женщинами.

«Я хотела создать повествование о личностях, которые находятся взаперти, - говорила Марк. – Показать какие они, особенно женщины. Я не хотела показывать их экзотическими или сумасшедшими».

После сенсационного внимания к проекту Роберт Хьюз из «Тайм» сказал: «То, что получилось, было по сути плачем – одно из самых тонко оттененных исследований уязвимости, которые когда-либо были сняты на плёнку».

Работая на съёмочных площадках четыре десятилетия, Мэри Эллен отмечала, насколько сильно изменилась киноиндустрия.

«Раньше я могла пойти на съёмочную площадку и свободно бродить по ней. Люди были более доверчивыми, было меньше этого невероятного культа знаменитостей, шумихи вокруг, что только усложняет доступ и мешает работе».

В представленной подборке кадры со съёмочных площадок фильмов, также в ней – портреты драматургов, писателей, режиссёров.

Смотрите также «Близнецы» Мэри Эллен Марк: попытка постичь двойственность мира и обзор творчества Мэри Эллен Марк: чёрно-белый нерв.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Съемка батальной сцены Планета обезьян, Трона, Калифорния, 2001 г. За кулисами  Мэри Эллен Марк
Стилист сверяет прическу Джонни Деппа с полароидным изображением его персонажа. Сонная лощина, Shepperton Studios, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Слон Пузырь катается на водных лыжах. Honky Tonk Freeway, Сарасота, Флорида, 1980 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Сидни Поллак подражает Дастину Хоффману в постели между дублями Тутси, Херли, Нью-Йорк, 1982 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Сидни Люмет и Фэй Данауэй между дублями. Данауэй получила Оскар за роль продюсера, помешанного на рейтингах. Нью-Йорк, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Свен Нюквист Агнец божий, Торонто, Канада, 1984 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Санджана Капур на съемках во дворце со своей матерью Дженнифер Кендал для съемок фильма Жара и пыль. Хайдарабад, Андхра-Прадеш, Индия, 1982 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Рэй Шарки курит возле продуктового магазина в Бронксе во время съемок. Создатель кумиров, Бронкс, Нью-Йорк, 1980 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Рон Ховард смотрит на свою мать, Джин Спигл Ховард, массовку в доме престарелых рядом с бассейном, где хранятся инопланетные коконы. Кокон, Санкт-Петербург, Флорида, 1984 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Роберт Дауни-младший в роли Лайонела, ее (Арбус) соседа с синдромом оборотня. Steiner Studios, Бруклин, Нью-Йорк, 2005 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Роберт Дауни-младший в полном гриме со своим сыном Индио Steiner Studios, Бруклин, Нью-Йорк, 2005 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Режиссер Вуди Аллен на своем балконе Манхэттен, Нью-Йорк, 1979 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Пол Верховен поправляет макияж Элизабет Беркли в The Cheetah Club. Шоугелз, Лас-Вегас, Невада, 1995 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Пациенты наслаждаются импровизированной полуночной вечеринкой. Пролетая над гнездом кукушки, Салем, Орегон, 1975 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Отмеченный наградами актер и чревовещатель Эдгар Берген достает из чемодана своего друга Чарли Маккарти. Лос-Анджелес, Калифорния, 1978 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Один из сотен статистов фильма репетирует сцену Сатирикон, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Обычно непокорный Марлон Брандо позирует Мэри Эллен Марк с жуком на голове. Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Николь Кидман в образе фотографа Даианы Арбус Steiner Studios, Бруклин, Нью-Йорк, 2005 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Николь Кидман в костюме английской аристократки леди Сары Эшли, унаследовавшей ранчо в Австралии. Австралия, Кунунурра, Австралия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мэтт Диллон и Дайан Лейн. Бойцовая рыбка, Талса, Оклахома, 1982 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мэри Эллен Марк со змеей, Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Милош Форман с Элизабет Макговерн в костюме актрисы водевиля Эвелин Несбит. Рэгтайм, Манхэттен, Нью-Йорк, 1980 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Милош Форман дома Коннектикут, 1978 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мелани Гриффит со своим бойфрендом Доном Джонсоном на пляже во время перерыва в съемках. Ночные ходы, остров Санибел, Флорида, 1973 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мелани Гриффит со своим бойфрендом Доном Джонсоном на пляже во время перерыва в съемках. Ночные ходы, остров Санибел, Флорида, 1973 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Милош Форман возле больницы штата Орегон с Луизой Флетчер в костюме тиранической медсестры Рэтчед. Пролетая над гнездом кукушки, Салем, Орегон, 1975 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Массовка в костюмах 1930-х годов ждет у звуковой сцены на заднем дворе студии. День саранчи, Лос-Анджелес, Калифорния, 1974 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мег Тилли в костюме на монастырских качелях. Агнец божий, Торонто, Канада, 1984 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мартин Белл и Джефф Бриджес на пароме в Сиэтле. Американское сердце, Пьюджет-Саунд, Сиэтл, Вашингтон, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мартин Шин делает перерыв на перекур всего через несколько недель после почти смертельного сердечного приступа Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Нет доступных фотографий