«За кулисами» культовых фильмов. Фотограф Мэри Эллен Марк

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила...

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила фотограф. – Когда я на съёмочной площадке, то вижу, как работают удивительные люди и обязательно чему-то у них учусь».

Стремление к документальности не исключало и её личного видения будущего кадра. Порою Марк пугала своей настойчивостью. Однажды Мэри Эллен заперла на чердаке драматурга Августа Уилсона, пока тот не согласился сидеть спокойно и помочь воспроизвести образ, который родился у неё в голове. Случалось, идея была настолько непредсказуемой, что даже ассистенты Марк терялись в догадках как её осуществить. Так на съёмках «Апокалипсис сегодня», когда Марлон Брандо побрил голову, ей вдруг захотелось снять его с большим местным жуком, который сидел бы на лысине.

«Если бы я предложила ему надеть жука на голову, он точно сказал бы «нет», - вспоминала фотограф. – Но если бы он случайно посадил его на себя... Поэтому я принесла банку с жуками и небрежно поставила её рядом. О чудо, все произошло само собой».

Случались съёмки, которые помогли ей в реализации собственных фотопроектов и стали поворотным моментом в творчестве и карьере. В 1973 году Марк спросила Милоша Формана, с которым уже работала на съёмках его картины «Отрыв», может ли она также поработать над его новым фильмом – «Пролетая над гнездом кукушки». У Формана не был заложен бюджет на фотографа и Мэри Эллен согласилась работать бесплатно. Чуть позже, когда в её голове возник замысел фотопроекта, снятого в стенах психиатрической больницы, Марк также не смогла найти финансирование и реализовала его за свой счёт. Сдружившись с персоналом Орегонской психиатрической клиники, в которой проходили съёмки фильма, Мэри Эллен получила разрешение запечатлеть быт пациенток «Отделения 81». Шесть недель фотограф провела в палате с другими женщинами.

«Я хотела создать повествование о личностях, которые находятся взаперти, - говорила Марк. – Показать какие они, особенно женщины. Я не хотела показывать их экзотическими или сумасшедшими».

После сенсационного внимания к проекту Роберт Хьюз из «Тайм» сказал: «То, что получилось, было по сути плачем – одно из самых тонко оттененных исследований уязвимости, которые когда-либо были сняты на плёнку».

Работая на съёмочных площадках четыре десятилетия, Мэри Эллен отмечала, насколько сильно изменилась киноиндустрия.

«Раньше я могла пойти на съёмочную площадку и свободно бродить по ней. Люди были более доверчивыми, было меньше этого невероятного культа знаменитостей, шумихи вокруг, что только усложняет доступ и мешает работе».

В представленной подборке кадры со съёмочных площадок фильмов, также в ней – портреты драматургов, писателей, режиссёров.

Смотрите также «Близнецы» Мэри Эллен Марк: попытка постичь двойственность мира и обзор творчества Мэри Эллен Марк: чёрно-белый нерв.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Мартин Шин и Деннис Хоппер репетируют сцену. Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами  Мэри Эллен Марк
Деннис Хоппер. Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Мартин Белл в стриптиз-клубе The Lusty Lady, известном своим пип-шоу. Американское сердце, Сиэтл, Вашингтон, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Майкл Кларк Дункан в костюме свирепого воина Аттара с Ричардом Д. Зануком. Планета обезьян, Лос-Анджелес, Калифорния, 2001 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Марк Пикеринг и Кристина Риччи. Сонная лощина, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Марлон Брандо и Джек Николсон. Миссури Брейкс, Биллингс, Монтана, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Луи Малле с Дональдом Сазерлендом перед ломбардом. Персонаж Сазерленда замышляет ограбление Крекерс, Сан-Франциско, Калифорния, 1982 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Луис Бунюэль с женой Жанной, Мехико, 1971 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Майкл Гоф, который играет нотариуса, которому доверено тайное завещание, с гусями из деревни на съемочной площадке. Сонная лощина, Shepperton Studios, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Лина Вертмюллер смотрит в камеру на любовную сцену между Джанкарло Джаннини и Кэндис Берген. Ночь, полная дождя, Рим, Италия, 1977 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Лоуренс Оливье позирует с массовкой из сцены, в которой Селл признается нацистским военным преступником. Марафонец, Манхэттен, Нью-Йорк, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Лоуренс Фишберн на съемках. Когда в 1976 году началось производство, Фишберну было всего пятнадцать. Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Трит Уильямса, слоняющийся за Милошем Форманом в Центральном парке, фильм Волосы, Нью-Йорк, 1978 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Трит Уильямса, слоняющийся за Милошем Форманом в Центральном парке, фильм Волосы, Нью-Йорк, 1978 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Лайза Минелли, Манхэттен, Нью-Йорк, 2001 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Легендарный кинематографист Конрад Холл, 1974 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Трит Уильямса, слоняющийся за Милошем Форманом в Центральном парке, фильм Волосы, Нью-Йорк, 1978 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Кортни Лав в своем трейлере. Она играет жену Ларри Флинта, издателя журнала Hustler. Народ против Ларри Флинта, Мемфис, Теннесси, 1996 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Кристина Риччи в своей гримерке. Сонная лощина, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Конрад Холл, Джон Шлезингер и продюсер Сидни Бекерман на съемках фильма на 47-й улице. Марафонец, Манхэттен, Нью-Йорк, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Коппола организует группу статистов. Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Коппола рассказывает Дайан Лейн о сцене. Бойцовая рыбка, Талса, Оклахома, 1982 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Клейтон Мур, телесериал Одинокий рейнджер, дома в Лос-Анджелес, Калифорния, США, 1992 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Конрад Холл работает под дождем во время съемок фильма Марафонец, резервация Паунд-Ридж, Нью-Йорк, 1975 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Карен Блэк и Уильям Атертон переезжают в другое место на съемочной площадке. День саранчи, Лос-Анджелес, Калифорния, 1974 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Катастрофа вот-вот разразится во время съемок фильма в фильме. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк, Лос-Анджелес, Калифорния, 1974 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Катрин Денев на съемках финальных сцен фильма во французских Альпах. Сирена с Миссисипи, Гренобль, Франция, 1969 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Жители деревни, фильм Вавилон, деревня недалеко от Уарзазата, Марокко, 2005 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Задний двор киностудии Cinecittà Studios, где Феллини построил декорацию, изображающую улицы древнего Рима. Рим, Италия, 1969 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дрессировщик готовит лошадей к сцене со спецэффектами землетрясения. Сатирикон, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Нет доступных фотографий