Киноафиша: польское плакатное искусство

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник...

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник обладал поразительным талантом упростить сложный образ до яркого, наводящего на размышления символа. Ему нравилось играть с метафорой, прибегать к абстракции, побуждая зрителя обратить внимание на постер, молниеносно уловить его суть. О плакате он говорил: «Он должен быть как шлюха. Вы выходите на улицу и сразу видите». Томашевский был не только одним из самых выдающихся создателей польского плаката, но также основателем своей собственной академической школы.

Опираясь на достижения художников, архитекторов, графических дизайнеров, которые создавали в Польше истоки этого искусства на рубеже 19-20 веков, наиболее яркий взлёт польского плаката пришелся на 50-60-е годы. Случилось это благодаря тому, что сместились акценты – плакат, который до этого был преимущественно утилитарным, перестал служить исключительно коммерческим целям. У художников появилась возможность максимально самовыражаться, превратив его в подлинное произведение искусства.

«Я знаю, что это звучит немного абсурдно, но мы работали в полной художественной свободе, – признавался выдающийся польский плакатист Ян Леница. – Создавались плакаты к фильмам, которых не было ни в одной стране Европы. Для всех было неожиданностью, что можно так относиться к кино».

Польский Кинопрокат, выступив в роли «просвещающего мецената», абсолютно бескорыстно взял художников под свое крыло. Варшавские театры – Драматический, Оперы и Оперетты стали покровителями театрального плаката. Государственная поддержка была не менее значимой, осознав, какую силу имеет плакат, его успех в Польше и за рубежом, власть решила сделать на него ставку. В год печаталось до 10 тысяч плакатов, среди них были рекламные постеры, цирковые плакаты, афиши художественных выставок, броские изображения для Красного креста, туристических и других общественных организаций.

Вышло так, что польские художники получили полный карт-бланш. Каждый постер был уникален и создавался профессиональными живописцами, которые отрисовывали плакаты буквально вручную. Авторы сосредоточились исключительно на собственном видении, превратив плакат в источник образов и метафор, пластических форм, экспериментов с типографикой. У каждого художника-плакатиста был собственный узнаваемый стиль.

Так, Томашевский в своём творчестве стремился к упрощению, лаконизму, выразительности, подобный художественный прием перенял также Ян Леница. Преднамеренная наивность формы, чистые контрастные цвета, новаторская работа со шрифтами превратили афиши Леница в монументальные и самобытные произведения искусства. О том, что его плакат было легко «читать», и он был прекрасным декоративным произведением, говорит курьезный случай. Однажды утром 1964 года плакаты Леница к опере «Воццек» Альбана Берга вдруг массово исчезли с городских улиц Варшавы. Вначале все подумали, что это цензура, но после оказалось, горожане собственноручно срывали плакаты, чтобы украсить ими свои дома.

Два года спустя плакаты Леница получили главный приз на первом в Польше и мире международном биеннале плаката. Это было мероприятие грандиозного масштаба, на котором чествовали лучших. В провидении принимали участие зарубежные звезды в лице Энди Уорхола, Альберто Джакометти, Роя Лихтенштейна, Марка Шагала, Милтона Глейзера. Громкий успех польской школы плаката в 1968 году способствовал открытию в Виланове первого в мире музея плаката. Сегодня в коллекции музея 55 тысяч плакатов, в том числе 30 тысяч польских, что является одной из крупнейших мировых коллекций.

В конце 60-х-70-х дебютировало новое поколение художников. Анджей Паховский, Рафал Ольбински, Виктор Садовский, Ежи Чернявский, Ян Савка, Лех Маевский, Евгений Гет-Станкевич и многие другие попытались в своем творчестве соединить живописность с современными элементами поп-арта. Такие плакаты получили название «контркультурных», психоделический стиль был критически принят, а к создателям таких постеров уничижительно применялось слово «иллюстраторы».

Их плакаты приковывали внимание, благодаря активной социальной и политической позиции художников. Даже в самых невинных темах, авторы стремились выразить свое отношение к процессам, которые проходили в стране и обществе.

В 1979 году Рафал Ольбински создал плакат к фильму Анджея Вайды «Железный человек». На плакате, который стал, своего рода, символом польского движения «Солидарность», голова рабочего раскалывает, сжимающий её обруч. Так художник показал, что сила разума берет верх над любым угнетением. Художник-плакатист Ян Савка, вдохновленный эстетикой субкультур, «детей-цветов», анимацией 70-х, создал цикл цирковых афиш с изображением пирамид акробатов, как бы намекая на устройство государственной структуры власти.

С расширением использования фотографии в 1970-е развитие плакатного искусства пришло в частичный упадок. После 1989 года плакаты начали исчезать с улиц польских городов. Лишенные покровительства государства, художники стали заложниками суровых реалий законов рынка и рекламной отрасли. Польская школа плаката перестала быть «торжеством непрактичности» и «фестивалем художников», как это считалось в «золотые» для неё времена. Перемены привнесло и новое поколения художников, многие из которых, в угоду моде, отвергали традиции прошлого.

«Я родился в 80-е и был ребенком в 90-е. В Польше происходила американизация популярной культуры. Можно сказать, пришел голливуд и все испортил, – резюмирует современный польский художник, автор плакатов Макс Берески. – Наступила эра фотошопа. Сегодня меня часто называют продолжателем польской школы плаката, и я сознательно использую принципы этого движения».

Исчезновение плакатов с улиц городов породило настоящий бум в среде коллекционеров. Сегодня значительная часть плакатов польской школы продается на международном аукционном рынке. Самые ценные плакаты те, что были выпущены в первой серии. Коллекционеры, галереи и музеи, вносят свой вклад не только собирая уже существующие постеры, но также выпуская новые. Современные художники стараются идти по стопам «школы», изучая историю плаката, заимствуя подходы и техники.

В нашей подборке собраны работы выдающихся представителей польского плакатного искусства. Все изображения в высоком разрешении и хорошем качестве, их можно скачать и распечатать.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Вернись, Беата! (Beata, 1965), режиссёр Анна Соколовская, польский плакат к фильму, 1965 год, автор Марек Фрейденрайх
Бегство (The Getaway, 1972), режиссёр Сэм Пекинпа, польский плакат к фильму, 1972 год, автор Эльжбета Процка
Бегущий по лезвию (Blade Runner, 1982), режиссёр Ридли Скотт, польский плакат к фильму, 2006 год, автор Михал Ксязек
Без конца (No End, 1985), режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, польский плакат к фильму, 1985 год, автор Анджей Паговский (1)
Без единой улики (Without a Clue, 1988), режиссёр Том Эберхардт, польский плакат к фильму, 1988 год, автор Ромуальд Соха
Миклухо-Маклай (Without Prejudice, 1947), режиссёр Александр Разумный, польский плакат к фильму, 1948 год, автор Тадеуш Трепковский
Полет на шаре (Stowaway in the Sky, 1960), режиссёр Альберт Ламорис, польский плакат к фильму, 1962 год, автор Мариан Стачурски
Безумное лето (Mad Summer, 1964), режиссёр Обрад Глушевич, польский плакат к фильму, 1964 год, автор Иоланта Карчевска
Беллиссима (Bellissima, 1952), режиссёр Лукино Висконти, польский плакат к фильму, 1954 год, автор Генрих Томашевский
Белые ночи (White Nights, 1960), режиссёр Иван Пырьев, польский плакат к фильму, 1960 год, автор Роман Опалка
Дневная красавица (Belle de Jour, 1967), режиссёр Луис Бунюэль, польский плакат к фильму, 1974 год, автор Якуб Эрол
Бенджи (Benji, 1974), режиссёр Джо Кэмп, польский плакат к фильму, 1989 год
Бермудский треугольник (Bermuda Triangle, 1988), режиссёр Войцех Вуйцик, польский плакат к фильму, 1988 год, автор Якуб Эрол
Визит к Ван Гогу (Besuch bei Van Gogh, 1985), режиссёр Хорст Хорст Земан, польский плакат к фильму, 1985 год, автор Винсент Ван Гог
Бешеный (Mad Dog, 1980), режиссёр Роман Залуский, польский плакат к фильму, 1980 год
Бешеные псы (Reservoir Dogs, 1992), режиссёр Квентин Тарантино, польский плакат к фильму, 1992 год, автор Анджей Краевский
Бешеный бык (Raging Bull, 1980), режиссёр Мартин Скорсезе, польский плакат к фильму, 2008 год, автор Свава Харасимович
Бесы, Ф.М. Достоевский, польский плакат, 1972 год, автор Вальдемар Свежи
Билли Холидей, Великие джазмены, польский плакат, 1980 год, автор Вальдемар Свежи
Бирманская арфа (The Burmese Harp, 1985), режиссёр Кон Итикава, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Анджей Паговский
Битва за Алжир (The Battle of Algiers, 1966), режиссёр Джилло Понтекорво, польский плакат к фильму, 1966 год, автор Ежи Флисак
Битва за Англию (Battle of Britain, 1969), режиссёр Гай Хэмилтон, польский плакат к фильму, 1969 год, автор Эрик Липински
Битлз, польский плакат, 1980 год
Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind, 1977), режиссёр Стивен Спилберг, польский плакат к фильму, 1977 год, автор Анджей Паговский
Богатырь идёт в Марто (Bogatir Goes to Marto, 1954), режиссёр Евгений Брюнчугин, польский плакат к фильму, 1955 год, автор Роман Чеслевич
Цвета борьбы (Battle Colours, 1964), режиссёр Ежи Пассендорфер, польский плакат к фильму, 1965 год
Битва за Москву (Fight for Moscow, 1985), режиссёр Юрий Озеров, польский плакат к фильму, 1984 год, автор Анджей Паговский
Битва за Москву (Fight for Moscow, 1985), режиссёр Юрий Озеров, польский плакат к фильму, 1985 год, автор Анджей Паговский
Бойцовский клуб (Fight Club, 1999), режиссёр Дэвид Финчер, польский плакат к фильму, 2009 год, автор Михал Ксязек
Боккаччо 70 (Boccaccio '70, 1962), режиссёр Витторио Де Сика, польский плакат к фильму, 1960 год, автор Анджей Краевский
Нет доступных фотографий