Киноафиша: польское плакатное искусство

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник...

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник обладал поразительным талантом упростить сложный образ до яркого, наводящего на размышления символа. Ему нравилось играть с метафорой, прибегать к абстракции, побуждая зрителя обратить внимание на постер, молниеносно уловить его суть. О плакате он говорил: «Он должен быть как шлюха. Вы выходите на улицу и сразу видите». Томашевский был не только одним из самых выдающихся создателей польского плаката, но также основателем своей собственной академической школы.

Опираясь на достижения художников, архитекторов, графических дизайнеров, которые создавали в Польше истоки этого искусства на рубеже 19-20 веков, наиболее яркий взлёт польского плаката пришелся на 50-60-е годы. Случилось это благодаря тому, что сместились акценты – плакат, который до этого был преимущественно утилитарным, перестал служить исключительно коммерческим целям. У художников появилась возможность максимально самовыражаться, превратив его в подлинное произведение искусства.

«Я знаю, что это звучит немного абсурдно, но мы работали в полной художественной свободе, – признавался выдающийся польский плакатист Ян Леница. – Создавались плакаты к фильмам, которых не было ни в одной стране Европы. Для всех было неожиданностью, что можно так относиться к кино».

Польский Кинопрокат, выступив в роли «просвещающего мецената», абсолютно бескорыстно взял художников под свое крыло. Варшавские театры – Драматический, Оперы и Оперетты стали покровителями театрального плаката. Государственная поддержка была не менее значимой, осознав, какую силу имеет плакат, его успех в Польше и за рубежом, власть решила сделать на него ставку. В год печаталось до 10 тысяч плакатов, среди них были рекламные постеры, цирковые плакаты, афиши художественных выставок, броские изображения для Красного креста, туристических и других общественных организаций.

Вышло так, что польские художники получили полный карт-бланш. Каждый постер был уникален и создавался профессиональными живописцами, которые отрисовывали плакаты буквально вручную. Авторы сосредоточились исключительно на собственном видении, превратив плакат в источник образов и метафор, пластических форм, экспериментов с типографикой. У каждого художника-плакатиста был собственный узнаваемый стиль.

Так, Томашевский в своём творчестве стремился к упрощению, лаконизму, выразительности, подобный художественный прием перенял также Ян Леница. Преднамеренная наивность формы, чистые контрастные цвета, новаторская работа со шрифтами превратили афиши Леница в монументальные и самобытные произведения искусства. О том, что его плакат было легко «читать», и он был прекрасным декоративным произведением, говорит курьезный случай. Однажды утром 1964 года плакаты Леница к опере «Воццек» Альбана Берга вдруг массово исчезли с городских улиц Варшавы. Вначале все подумали, что это цензура, но после оказалось, горожане собственноручно срывали плакаты, чтобы украсить ими свои дома.

Два года спустя плакаты Леница получили главный приз на первом в Польше и мире международном биеннале плаката. Это было мероприятие грандиозного масштаба, на котором чествовали лучших. В провидении принимали участие зарубежные звезды в лице Энди Уорхола, Альберто Джакометти, Роя Лихтенштейна, Марка Шагала, Милтона Глейзера. Громкий успех польской школы плаката в 1968 году способствовал открытию в Виланове первого в мире музея плаката. Сегодня в коллекции музея 55 тысяч плакатов, в том числе 30 тысяч польских, что является одной из крупнейших мировых коллекций.

В конце 60-х-70-х дебютировало новое поколение художников. Анджей Паховский, Рафал Ольбински, Виктор Садовский, Ежи Чернявский, Ян Савка, Лех Маевский, Евгений Гет-Станкевич и многие другие попытались в своем творчестве соединить живописность с современными элементами поп-арта. Такие плакаты получили название «контркультурных», психоделический стиль был критически принят, а к создателям таких постеров уничижительно применялось слово «иллюстраторы».

Их плакаты приковывали внимание, благодаря активной социальной и политической позиции художников. Даже в самых невинных темах, авторы стремились выразить свое отношение к процессам, которые проходили в стране и обществе.

В 1979 году Рафал Ольбински создал плакат к фильму Анджея Вайды «Железный человек». На плакате, который стал, своего рода, символом польского движения «Солидарность», голова рабочего раскалывает, сжимающий её обруч. Так художник показал, что сила разума берет верх над любым угнетением. Художник-плакатист Ян Савка, вдохновленный эстетикой субкультур, «детей-цветов», анимацией 70-х, создал цикл цирковых афиш с изображением пирамид акробатов, как бы намекая на устройство государственной структуры власти.

С расширением использования фотографии в 1970-е развитие плакатного искусства пришло в частичный упадок. После 1989 года плакаты начали исчезать с улиц польских городов. Лишенные покровительства государства, художники стали заложниками суровых реалий законов рынка и рекламной отрасли. Польская школа плаката перестала быть «торжеством непрактичности» и «фестивалем художников», как это считалось в «золотые» для неё времена. Перемены привнесло и новое поколения художников, многие из которых, в угоду моде, отвергали традиции прошлого.

«Я родился в 80-е и был ребенком в 90-е. В Польше происходила американизация популярной культуры. Можно сказать, пришел голливуд и все испортил, – резюмирует современный польский художник, автор плакатов Макс Берески. – Наступила эра фотошопа. Сегодня меня часто называют продолжателем польской школы плаката, и я сознательно использую принципы этого движения».

Исчезновение плакатов с улиц городов породило настоящий бум в среде коллекционеров. Сегодня значительная часть плакатов польской школы продается на международном аукционном рынке. Самые ценные плакаты те, что были выпущены в первой серии. Коллекционеры, галереи и музеи, вносят свой вклад не только собирая уже существующие постеры, но также выпуская новые. Современные художники стараются идти по стопам «школы», изучая историю плаката, заимствуя подходы и техники.

В нашей подборке собраны работы выдающихся представителей польского плакатного искусства. Все изображения в высоком разрешении и хорошем качестве, их можно скачать и распечатать.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Варшава. Документы о борьбе, разрушении, восстановлении (Warszawa. Dokumenty walki, zniszczenia, odbudowy, 1954), режиссёр Людвик Перский, польский плакат к фильму, 1954 год, автор Дж. Ноте
Чуть выше по перекрёстку (Up the Junction, 1968), режиссёр Питер Коллинсон, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Анджей Краевский
Вдали от обезумевшей толпы (Far from the Madding Crowd, 1967), режиссёр Джон Шлезингер, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Бронислав Зелек
Ведьмы (Le streghe, 1967), режиссёр Мауро Болоньини, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Ян Млодозенец
Иствикские ведьмы (The Witches of Eastwick, 1987), режиссёр Джордж Миллер, польский плакат к фильму, 1989 год, автор Якуб Эрол
Свадьба (Wesele, 1973), режиссёр Анджей Вайда, польский плакат к фильму, 1973 год, автор Вальдемар Свежи
Великий Гэтсби (The Great Gatsby, 1974), режиссёр Джек Клейтон, польский плакат к фильму, 1974 год, автор Ежи Флисак
Великое начало (The Great Beginning, 1940), режиссёр Иосиф Хейфиц, польский плакат к фильму, 1953 год, автор Константин Сопочко
Большое приключение (The Great Adventure, 1953), режиссёр Арне Суксдорф, польский плакат к фильму, 1953 год, автор Войцех Фангор
Вердикт (The Verdict, 1974), режиссёр Андре Кайятт, польский плакат к фильму, 1974 год
Верная река (Faithful River, 1987), режиссёр Тадеуш Хмелевский, польский плакат к фильму, 1987 год, автор Виктор Садовский
Строго по приказу (Wierne blizny, 1982), режиссёр Влодзимеж Ольшевский, польский плакат к фильму, 1982 год, автор Анджей Паговский
Вернисаж, режиссёр Вацлав Гавел, польский плакат к фильму, 1990 год, автор Томаш Румински
Вероника (Veronica, 1972), режиссёр Элизабета Бостан, польский плакат к фильму, 1974 год, автор Ханна Боднар
Вестерплатте (Westerplatte, 1967), режиссёр Станислав Розевич, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Юлиан Палка
Вестсайдская история (West Side Story, 1961), режиссёр Джером Роббинс, польский плакат к фильму, 1973 год, автор Мариан Стачурски
Вольный ветер (Wind of Freedom, 1961), режиссёр Леонид Трауберг, польский плакат к фильму, 1961 год, автор Роман Чеслевич
Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004), режиссёр Мишель Гондри, польский плакат к фильму, 2014 год, автор Амелия Марселина
Фотоувеличение (Blow-Up, 1966), режиссёр Микеланджело Антониони, польский плакат к фильму, 1966 год, автор Вальдемар Свежи
Фотоувеличение (Blow-Up, 1966), режиссёр Микеланджело Антониони, польский плакат к фильму, 1987 год, автор Вальдемар Свежи
Фотоувеличение (Blow-Up, 1966), режиссёр Микеланджело Антониони, польский плакат к фильму, 2010 год, автор Засада Якуб
Улица Маргутта (Via Margutta, 1960), режиссёр Марио Камерини, польский плакат к фильму, 1963 год, автор Мацей Хибнер
Виано (Wiano, 1964), режиссёр Ян Ломницкий, польский плакат к фильму, 1964 год, автор Виктор Горка
Виано (Wiano, 1964), режиссёр Ян Ломницкий, польский плакат к фильму, 1964 год, автор Ежи Флисак
Вива, Мария! (Viva Maria!, 1965), режиссёр Луи Маль, польский плакат к фильму, 1966 год, автор Лешек Холданович
Посетитель (The Visit, 1964), режиссёр Антонио Пьетранджели, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Ежи Флисак
Виктор Горка, польский плакат, 1999 год, автор Виктор Горка
Вилла Боргезе (Villa Borghese, 1953), режиссёр Джанни Франчолини, польский плакат к фильму, 1954 год, автор Вальдемар Свежи
Виткаций Янулка, Корка Физдейки, польский плакат, 1986 год, автор Виктор Садовский
Виткацы, польский плакат, 1985 год, автор Вальдемар Свежи
Нет доступных фотографий