Киноафиша: польское плакатное искусство

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник...

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник обладал поразительным талантом упростить сложный образ до яркого, наводящего на размышления символа. Ему нравилось играть с метафорой, прибегать к абстракции, побуждая зрителя обратить внимание на постер, молниеносно уловить его суть. О плакате он говорил: «Он должен быть как шлюха. Вы выходите на улицу и сразу видите». Томашевский был не только одним из самых выдающихся создателей польского плаката, но также основателем своей собственной академической школы.

Опираясь на достижения художников, архитекторов, графических дизайнеров, которые создавали в Польше истоки этого искусства на рубеже 19-20 веков, наиболее яркий взлёт польского плаката пришелся на 50-60-е годы. Случилось это благодаря тому, что сместились акценты – плакат, который до этого был преимущественно утилитарным, перестал служить исключительно коммерческим целям. У художников появилась возможность максимально самовыражаться, превратив его в подлинное произведение искусства.

«Я знаю, что это звучит немного абсурдно, но мы работали в полной художественной свободе, – признавался выдающийся польский плакатист Ян Леница. – Создавались плакаты к фильмам, которых не было ни в одной стране Европы. Для всех было неожиданностью, что можно так относиться к кино».

Польский Кинопрокат, выступив в роли «просвещающего мецената», абсолютно бескорыстно взял художников под свое крыло. Варшавские театры – Драматический, Оперы и Оперетты стали покровителями театрального плаката. Государственная поддержка была не менее значимой, осознав, какую силу имеет плакат, его успех в Польше и за рубежом, власть решила сделать на него ставку. В год печаталось до 10 тысяч плакатов, среди них были рекламные постеры, цирковые плакаты, афиши художественных выставок, броские изображения для Красного креста, туристических и других общественных организаций.

Вышло так, что польские художники получили полный карт-бланш. Каждый постер был уникален и создавался профессиональными живописцами, которые отрисовывали плакаты буквально вручную. Авторы сосредоточились исключительно на собственном видении, превратив плакат в источник образов и метафор, пластических форм, экспериментов с типографикой. У каждого художника-плакатиста был собственный узнаваемый стиль.

Так, Томашевский в своём творчестве стремился к упрощению, лаконизму, выразительности, подобный художественный прием перенял также Ян Леница. Преднамеренная наивность формы, чистые контрастные цвета, новаторская работа со шрифтами превратили афиши Леница в монументальные и самобытные произведения искусства. О том, что его плакат было легко «читать», и он был прекрасным декоративным произведением, говорит курьезный случай. Однажды утром 1964 года плакаты Леница к опере «Воццек» Альбана Берга вдруг массово исчезли с городских улиц Варшавы. Вначале все подумали, что это цензура, но после оказалось, горожане собственноручно срывали плакаты, чтобы украсить ими свои дома.

Два года спустя плакаты Леница получили главный приз на первом в Польше и мире международном биеннале плаката. Это было мероприятие грандиозного масштаба, на котором чествовали лучших. В провидении принимали участие зарубежные звезды в лице Энди Уорхола, Альберто Джакометти, Роя Лихтенштейна, Марка Шагала, Милтона Глейзера. Громкий успех польской школы плаката в 1968 году способствовал открытию в Виланове первого в мире музея плаката. Сегодня в коллекции музея 55 тысяч плакатов, в том числе 30 тысяч польских, что является одной из крупнейших мировых коллекций.

В конце 60-х-70-х дебютировало новое поколение художников. Анджей Паховский, Рафал Ольбински, Виктор Садовский, Ежи Чернявский, Ян Савка, Лех Маевский, Евгений Гет-Станкевич и многие другие попытались в своем творчестве соединить живописность с современными элементами поп-арта. Такие плакаты получили название «контркультурных», психоделический стиль был критически принят, а к создателям таких постеров уничижительно применялось слово «иллюстраторы».

Их плакаты приковывали внимание, благодаря активной социальной и политической позиции художников. Даже в самых невинных темах, авторы стремились выразить свое отношение к процессам, которые проходили в стране и обществе.

В 1979 году Рафал Ольбински создал плакат к фильму Анджея Вайды «Железный человек». На плакате, который стал, своего рода, символом польского движения «Солидарность», голова рабочего раскалывает, сжимающий её обруч. Так художник показал, что сила разума берет верх над любым угнетением. Художник-плакатист Ян Савка, вдохновленный эстетикой субкультур, «детей-цветов», анимацией 70-х, создал цикл цирковых афиш с изображением пирамид акробатов, как бы намекая на устройство государственной структуры власти.

С расширением использования фотографии в 1970-е развитие плакатного искусства пришло в частичный упадок. После 1989 года плакаты начали исчезать с улиц польских городов. Лишенные покровительства государства, художники стали заложниками суровых реалий законов рынка и рекламной отрасли. Польская школа плаката перестала быть «торжеством непрактичности» и «фестивалем художников», как это считалось в «золотые» для неё времена. Перемены привнесло и новое поколения художников, многие из которых, в угоду моде, отвергали традиции прошлого.

«Я родился в 80-е и был ребенком в 90-е. В Польше происходила американизация популярной культуры. Можно сказать, пришел голливуд и все испортил, – резюмирует современный польский художник, автор плакатов Макс Берески. – Наступила эра фотошопа. Сегодня меня часто называют продолжателем польской школы плаката, и я сознательно использую принципы этого движения».

Исчезновение плакатов с улиц городов породило настоящий бум в среде коллекционеров. Сегодня значительная часть плакатов польской школы продается на международном аукционном рынке. Самые ценные плакаты те, что были выпущены в первой серии. Коллекционеры, галереи и музеи, вносят свой вклад не только собирая уже существующие постеры, но также выпуская новые. Современные художники стараются идти по стопам «школы», изучая историю плаката, заимствуя подходы и техники.

В нашей подборке собраны работы выдающихся представителей польского плакатного искусства. Все изображения в высоком разрешении и хорошем качестве, их можно скачать и распечатать.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Повелитель мух (Lord of the Flies, 1963), режиссёр Питер Брук, польский плакат к фильму, 1964 год, автор Рышард Киверски
Вместе (Together, 1956), режиссёр Лоренца Маццетти, польский плакат к фильму, 1958 год
Вне закона (Down by Law, 1986), режиссёр Джим Джармуш, польский плакат к фильму, 1991 год, автор Анджей Климовский
Внутренняя Империя (Inland Empire, 2006), режиссёр Дэвид Линч, польский плакат к фильму, 2012 год, автор Ева Баек Вейн
Именем итальянского народа (In the Name of the Italian People, 1971), режиссёр Дино Ризи, польский плакат к фильму, 1974 год, автор Ежи Флисак
Таксист (Taxi Driver, 1976), режиссёр Мартин Скорсезе, польский плакат к фильму, 1978 год, автор Анджей Климовский
Таксист (Taxi Driver, 1976), режиссёр Мартин Скорсезе, польский плакат к фильму, 2014 год, автор Яцек Станишевский
Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая (Return of the Jedi, 1983), режиссёр Ричард Маркванд, польский плакат к фильму, 1984 год, автор Витольд Дыбовский
Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедаяя (Return of the Jedi, 1983), режиссёр Ричард Маркванд, польский плакат к фильму, 1984 год, автор Витольд Дыбовский (1)
Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая (Return of the Jedi, 1983), режиссёр Ричард Маркванд, польский плакат к фильму, 2015 год, автор Михал Ксязек
Возвращение Розовой Пантеры (The Return of the Pink Panther, 1975), режиссёр Блейк Эдвардс, польский плакат к фильму, 1977 год, автор Эдвард Лучин
Возьми ее, она моя (Take Her, Shes Mine, 1963), режиссёр Генри Костер, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Яцек Нойгебауэр
Война Мёрфи (Murphys War, 1971), режиссёр Питер Йетс, польский плакат к фильму, 1972 год, автор Анджей Краевский
Волшебное селение (Magic Village, 1955), режиссёр Жан-Поль Ле Шануа, польский плакат к фильму, 1956 год, автор Ян Млодозенец
Волшебная флейта, Моцарт , польский плакат, 1982 год, автор Виктор Садовский
Ворон (The Raven, 1963), режиссёр Роджер Корман, польский плакат к фильму, 1966 год, автор Иоланта Карчевска
Августовское воскресенье (Sunday in August, 1950), режиссёр Лучано Эммер, польский плакат к фильму, 1959 год
Воскресенье в Риме (спектакль), режиссёр Ирма Чайковска, польский плакат, 1967 год, автор Вальдемар Свежи
Выходной день справедливости (A Sunday of Justice, 1966), режиссёр Ежи Пассендорфер, польский плакат к фильму, 1966 год, автор Виктор Горка
Воссоединение семьи, Т.С. Элиот, польский плакат, 1963 год, автор Францишек Старовейский
Восхождение (The Ascent, 1977), режиссёр Лариса Шепитько, польский плакат к фильму, 1977 год, автор Анджей Климовский
Это человек Гомолка (Behold Homolka, 1970), режиссёр  Ярослав Папоушек, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Якуб Эрол
Воццек, польский плакат, 1970 год, автор Ян Леница
Враги (Enemies, 1960), режиссёр Дьюла Месарош, польский плакат к фильму, 1961 год, автор Лилиана Бачевска
Время развлечений (Playtime, 1967), режиссёр Жак Тати, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Ежи Флисак
Время мелодии (Melody Time, 1948), режиссёр Клайд Джероними, польский плакат к фильму, 1961 год, автор Ежи Яворовский
Время умирать (The Time to Die, 1970), режиссёр Андре Фарважи, польский плакат к фильму, 1972 год, автор Мария Муха Игнатович
Все начинается с дороги (Vsyo nachinayetsya s dorogi, 1960), режиссёр Николай Досталь, польский плакат к фильму, 1960 год, автор Тадеуш Бохен
Всемирный день кошек, польский плакат, 2014 год, автор Якуб Засада
Варшавские встречи (Meeting in Warsaw, 1956), режиссёр Илья Копалин, польский плакат к фильму, 1956 год, автор Вальдемар Свежи
Нет доступных фотографий