Киноафиша: польское плакатное искусство

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник...

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник обладал поразительным талантом упростить сложный образ до яркого, наводящего на размышления символа. Ему нравилось играть с метафорой, прибегать к абстракции, побуждая зрителя обратить внимание на постер, молниеносно уловить его суть. О плакате он говорил: «Он должен быть как шлюха. Вы выходите на улицу и сразу видите». Томашевский был не только одним из самых выдающихся создателей польского плаката, но также основателем своей собственной академической школы.

Опираясь на достижения художников, архитекторов, графических дизайнеров, которые создавали в Польше истоки этого искусства на рубеже 19-20 веков, наиболее яркий взлёт польского плаката пришелся на 50-60-е годы. Случилось это благодаря тому, что сместились акценты – плакат, который до этого был преимущественно утилитарным, перестал служить исключительно коммерческим целям. У художников появилась возможность максимально самовыражаться, превратив его в подлинное произведение искусства.

«Я знаю, что это звучит немного абсурдно, но мы работали в полной художественной свободе, – признавался выдающийся польский плакатист Ян Леница. – Создавались плакаты к фильмам, которых не было ни в одной стране Европы. Для всех было неожиданностью, что можно так относиться к кино».

Польский Кинопрокат, выступив в роли «просвещающего мецената», абсолютно бескорыстно взял художников под свое крыло. Варшавские театры – Драматический, Оперы и Оперетты стали покровителями театрального плаката. Государственная поддержка была не менее значимой, осознав, какую силу имеет плакат, его успех в Польше и за рубежом, власть решила сделать на него ставку. В год печаталось до 10 тысяч плакатов, среди них были рекламные постеры, цирковые плакаты, афиши художественных выставок, броские изображения для Красного креста, туристических и других общественных организаций.

Вышло так, что польские художники получили полный карт-бланш. Каждый постер был уникален и создавался профессиональными живописцами, которые отрисовывали плакаты буквально вручную. Авторы сосредоточились исключительно на собственном видении, превратив плакат в источник образов и метафор, пластических форм, экспериментов с типографикой. У каждого художника-плакатиста был собственный узнаваемый стиль.

Так, Томашевский в своём творчестве стремился к упрощению, лаконизму, выразительности, подобный художественный прием перенял также Ян Леница. Преднамеренная наивность формы, чистые контрастные цвета, новаторская работа со шрифтами превратили афиши Леница в монументальные и самобытные произведения искусства. О том, что его плакат было легко «читать», и он был прекрасным декоративным произведением, говорит курьезный случай. Однажды утром 1964 года плакаты Леница к опере «Воццек» Альбана Берга вдруг массово исчезли с городских улиц Варшавы. Вначале все подумали, что это цензура, но после оказалось, горожане собственноручно срывали плакаты, чтобы украсить ими свои дома.

Два года спустя плакаты Леница получили главный приз на первом в Польше и мире международном биеннале плаката. Это было мероприятие грандиозного масштаба, на котором чествовали лучших. В провидении принимали участие зарубежные звезды в лице Энди Уорхола, Альберто Джакометти, Роя Лихтенштейна, Марка Шагала, Милтона Глейзера. Громкий успех польской школы плаката в 1968 году способствовал открытию в Виланове первого в мире музея плаката. Сегодня в коллекции музея 55 тысяч плакатов, в том числе 30 тысяч польских, что является одной из крупнейших мировых коллекций.

В конце 60-х-70-х дебютировало новое поколение художников. Анджей Паховский, Рафал Ольбински, Виктор Садовский, Ежи Чернявский, Ян Савка, Лех Маевский, Евгений Гет-Станкевич и многие другие попытались в своем творчестве соединить живописность с современными элементами поп-арта. Такие плакаты получили название «контркультурных», психоделический стиль был критически принят, а к создателям таких постеров уничижительно применялось слово «иллюстраторы».

Их плакаты приковывали внимание, благодаря активной социальной и политической позиции художников. Даже в самых невинных темах, авторы стремились выразить свое отношение к процессам, которые проходили в стране и обществе.

В 1979 году Рафал Ольбински создал плакат к фильму Анджея Вайды «Железный человек». На плакате, который стал, своего рода, символом польского движения «Солидарность», голова рабочего раскалывает, сжимающий её обруч. Так художник показал, что сила разума берет верх над любым угнетением. Художник-плакатист Ян Савка, вдохновленный эстетикой субкультур, «детей-цветов», анимацией 70-х, создал цикл цирковых афиш с изображением пирамид акробатов, как бы намекая на устройство государственной структуры власти.

С расширением использования фотографии в 1970-е развитие плакатного искусства пришло в частичный упадок. После 1989 года плакаты начали исчезать с улиц польских городов. Лишенные покровительства государства, художники стали заложниками суровых реалий законов рынка и рекламной отрасли. Польская школа плаката перестала быть «торжеством непрактичности» и «фестивалем художников», как это считалось в «золотые» для неё времена. Перемены привнесло и новое поколения художников, многие из которых, в угоду моде, отвергали традиции прошлого.

«Я родился в 80-е и был ребенком в 90-е. В Польше происходила американизация популярной культуры. Можно сказать, пришел голливуд и все испортил, – резюмирует современный польский художник, автор плакатов Макс Берески. – Наступила эра фотошопа. Сегодня меня часто называют продолжателем польской школы плаката, и я сознательно использую принципы этого движения».

Исчезновение плакатов с улиц городов породило настоящий бум в среде коллекционеров. Сегодня значительная часть плакатов польской школы продается на международном аукционном рынке. Самые ценные плакаты те, что были выпущены в первой серии. Коллекционеры, галереи и музеи, вносят свой вклад не только собирая уже существующие постеры, но также выпуская новые. Современные художники стараются идти по стопам «школы», изучая историю плаката, заимствуя подходы и техники.

В нашей подборке собраны работы выдающихся представителей польского плакатного искусства. Все изображения в высоком разрешении и хорошем качестве, их можно скачать и распечатать.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Горькие слезы Петры Фон Кант (The Bitter Tears of Petra von Kant, 1972), режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер, польский плакат к фильму, 1985 год, автор Анджей Краевский
Горький рис (Bitter Rice, 1949), режиссёр Джузеппе Де Сантис, польский плакат к фильму, 1957 год, автор Мацей Хибнер
Гости (The Visitors, 1972), режиссёр Элия Казан, польский плакат к фильму, 1973 год, автор Ежи Флисак
Гражданин Кейн (Citizen Kane, 1941), режиссёр Орсон Уэллс, польский плакат к фильму, 1980 год
Граница (The Border, 1982), режиссёр Тони Ричардсон, польский плакат к фильму, 1981 год, автор Влодзимеж Терехович
Графика, польский плакат, 1979 год, автор Ян Никсински
Благослови зверей и детей (Bless the Beasts & Children, 1971), режиссёр Стэнли Крамер, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Якуб Эрол
Гром небесный (The Thunder of God, 1965), режиссёр Дени де Ла Пательер, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Виктор Горка
Грязные танцы (Dirty Dancing, 1987), режиссёр Эмиль Ардолино, польский плакат к фильму, 1987 год, автор Мечислав Василевский
Гуттаперчевый мальчик (Guttaperchevyy malchik, 1957), режиссёр Владимир Герасимов, польский плакат к фильму, 1957 год
Да здравствует Сервац (Long Live Servatius!, 1986), режиссёр Отто Фоки, польский плакат к фильму, 1986 год, автор Эльжбета Процка, Ромуальд Соха
Dama od Maxima, телевизионный театр, польский плакат, 1970 год, автор Вальдемар Свежи
Дантон (Danton, 1983), режиссёр Анджей Вайда, польский плакат к фильму, 1993 год, автор Веслав Валкуски
Даржбуян и Пандргола (Darbujan and Pandrhola, 1960), режиссёр Мартин Фрич, польский плакат к фильму, 1962 год, автор Богдан Бутенко
Проделки близнецов (Das doppelte Lottchen, 1950), режиссёр Йозеф фон Баки, польский плакат к фильму, 1958 год, автор Мариан Стачурски
Под созвездием Девы (Virgo, 1966), режиссёр Маноле Маркус, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Францишек Старовейский
Девственность и преступление (Virginity and Prison, 1970), режиссёр Вацлав Логниский, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Анджей Краевский
Невеста Бубе (Bebos Girl, 1964), режиссёр Луиджи Коменчини, польский плакат к фильму, 1965 год, автор Онегин Домбровский
Девушка с гитарой (A Girl with a Guitar, 1958), режиссёр Александр Файнциммер, польский плакат к фильму, 1959 год, автор Виктор Горка
Девушка с зелеными глазами (Girl with Green Eyes, 1964), режиссёр Десмонд Дэвис, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Мария Муха Игнатович
Девушка с чемоданом (Girl with a Suitcase, 1961), режиссёр Валерио Дзурлини, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Мацей Збиковски
Девушка, которой нравились фиолетовые цветы (The Girl Who Liked Purple Flowers, 1973), режиссёр Стив Секели, польский плакат к фильму, 1973 год, автор Анджей Краевский
Девушки из Рошфора (The Young Girls of Rochefort, 1967), режиссёр Жак Деми, польский плакат к фильму, 1971 год, автор Януш Рапницкий
Кошка о девяти хвостах (The Cat o Nine Tails, 1971), режиссёр Дарио Ардженто, польский плакат к фильму, 1973 год, автор Анджей Краевский
Девять месяцев (Nine Months, 1976), режиссёр Марта Месарош, польский плакат к фильму, 1977 год, автор Якуб Эрол
Дезертир (Deserter, 1958), режиссёр Витольд Лесевич, польский плакат к фильму, 1958 год, автор Тадеуш Йодловский
Декалог 3 (Decalogue 3, 1989), режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, польский плакат к фильму, 2009 год, автор Ева Баек Вейн
Декалог 6 (Decalogue 6, 1989), режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, польский плакат к фильму, 2009 год
Дело № 306 (Delo N. 306, 1957), режиссёр Анатолий Рыбаков, польский плакат к фильму, 1957 год, автор Тадеуш Йодловский
Дело Горгоновой (The Gorgon Case, 1977), режиссёр Януш Маевский, польский плакат к фильму, 1977 год, автор Ян Леница
Нет доступных фотографий