Киноафиша: польское плакатное искусство

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник...

Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.

Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник обладал поразительным талантом упростить сложный образ до яркого, наводящего на размышления символа. Ему нравилось играть с метафорой, прибегать к абстракции, побуждая зрителя обратить внимание на постер, молниеносно уловить его суть. О плакате он говорил: «Он должен быть как шлюха. Вы выходите на улицу и сразу видите». Томашевский был не только одним из самых выдающихся создателей польского плаката, но также основателем своей собственной академической школы.

Опираясь на достижения художников, архитекторов, графических дизайнеров, которые создавали в Польше истоки этого искусства на рубеже 19-20 веков, наиболее яркий взлёт польского плаката пришелся на 50-60-е годы. Случилось это благодаря тому, что сместились акценты – плакат, который до этого был преимущественно утилитарным, перестал служить исключительно коммерческим целям. У художников появилась возможность максимально самовыражаться, превратив его в подлинное произведение искусства.

«Я знаю, что это звучит немного абсурдно, но мы работали в полной художественной свободе, – признавался выдающийся польский плакатист Ян Леница. – Создавались плакаты к фильмам, которых не было ни в одной стране Европы. Для всех было неожиданностью, что можно так относиться к кино».

Польский Кинопрокат, выступив в роли «просвещающего мецената», абсолютно бескорыстно взял художников под свое крыло. Варшавские театры – Драматический, Оперы и Оперетты стали покровителями театрального плаката. Государственная поддержка была не менее значимой, осознав, какую силу имеет плакат, его успех в Польше и за рубежом, власть решила сделать на него ставку. В год печаталось до 10 тысяч плакатов, среди них были рекламные постеры, цирковые плакаты, афиши художественных выставок, броские изображения для Красного креста, туристических и других общественных организаций.

Вышло так, что польские художники получили полный карт-бланш. Каждый постер был уникален и создавался профессиональными живописцами, которые отрисовывали плакаты буквально вручную. Авторы сосредоточились исключительно на собственном видении, превратив плакат в источник образов и метафор, пластических форм, экспериментов с типографикой. У каждого художника-плакатиста был собственный узнаваемый стиль.

Так, Томашевский в своём творчестве стремился к упрощению, лаконизму, выразительности, подобный художественный прием перенял также Ян Леница. Преднамеренная наивность формы, чистые контрастные цвета, новаторская работа со шрифтами превратили афиши Леница в монументальные и самобытные произведения искусства. О том, что его плакат было легко «читать», и он был прекрасным декоративным произведением, говорит курьезный случай. Однажды утром 1964 года плакаты Леница к опере «Воццек» Альбана Берга вдруг массово исчезли с городских улиц Варшавы. Вначале все подумали, что это цензура, но после оказалось, горожане собственноручно срывали плакаты, чтобы украсить ими свои дома.

Два года спустя плакаты Леница получили главный приз на первом в Польше и мире международном биеннале плаката. Это было мероприятие грандиозного масштаба, на котором чествовали лучших. В провидении принимали участие зарубежные звезды в лице Энди Уорхола, Альберто Джакометти, Роя Лихтенштейна, Марка Шагала, Милтона Глейзера. Громкий успех польской школы плаката в 1968 году способствовал открытию в Виланове первого в мире музея плаката. Сегодня в коллекции музея 55 тысяч плакатов, в том числе 30 тысяч польских, что является одной из крупнейших мировых коллекций.

В конце 60-х-70-х дебютировало новое поколение художников. Анджей Паховский, Рафал Ольбински, Виктор Садовский, Ежи Чернявский, Ян Савка, Лех Маевский, Евгений Гет-Станкевич и многие другие попытались в своем творчестве соединить живописность с современными элементами поп-арта. Такие плакаты получили название «контркультурных», психоделический стиль был критически принят, а к создателям таких постеров уничижительно применялось слово «иллюстраторы».

Их плакаты приковывали внимание, благодаря активной социальной и политической позиции художников. Даже в самых невинных темах, авторы стремились выразить свое отношение к процессам, которые проходили в стране и обществе.

В 1979 году Рафал Ольбински создал плакат к фильму Анджея Вайды «Железный человек». На плакате, который стал, своего рода, символом польского движения «Солидарность», голова рабочего раскалывает, сжимающий её обруч. Так художник показал, что сила разума берет верх над любым угнетением. Художник-плакатист Ян Савка, вдохновленный эстетикой субкультур, «детей-цветов», анимацией 70-х, создал цикл цирковых афиш с изображением пирамид акробатов, как бы намекая на устройство государственной структуры власти.

С расширением использования фотографии в 1970-е развитие плакатного искусства пришло в частичный упадок. После 1989 года плакаты начали исчезать с улиц польских городов. Лишенные покровительства государства, художники стали заложниками суровых реалий законов рынка и рекламной отрасли. Польская школа плаката перестала быть «торжеством непрактичности» и «фестивалем художников», как это считалось в «золотые» для неё времена. Перемены привнесло и новое поколения художников, многие из которых, в угоду моде, отвергали традиции прошлого.

«Я родился в 80-е и был ребенком в 90-е. В Польше происходила американизация популярной культуры. Можно сказать, пришел голливуд и все испортил, – резюмирует современный польский художник, автор плакатов Макс Берески. – Наступила эра фотошопа. Сегодня меня часто называют продолжателем польской школы плаката, и я сознательно использую принципы этого движения».

Исчезновение плакатов с улиц городов породило настоящий бум в среде коллекционеров. Сегодня значительная часть плакатов польской школы продается на международном аукционном рынке. Самые ценные плакаты те, что были выпущены в первой серии. Коллекционеры, галереи и музеи, вносят свой вклад не только собирая уже существующие постеры, но также выпуская новые. Современные художники стараются идти по стопам «школы», изучая историю плаката, заимствуя подходы и техники.

В нашей подборке собраны работы выдающихся представителей польского плакатного искусства. Все изображения в высоком разрешении и хорошем качестве, их можно скачать и распечатать.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Слишком молоды (Demasiado jovenes, 1958), режиссёр Леопольдо Торрес Риос, польский плакат к фильму, 1959 год, автор Станислав Загорский
День гнева (Day of Wrath, 1943), режиссёр Карл Теодор Дрейер, польский плакат к фильму, 1957 год, автор Люциан Ягодзински
День Дельфина (The Day of the Dolphin, 1973), режиссёр Майк Николс, польский плакат к фильму, 1975 год, автор Анджей Климовский
Американская ночь (Day for Night, 1973), режиссёр Франсуа Трюффо, польский плакат к фильму, 1973 год, автор Ежи Флисак
Настанет день (The Day Shall Dawn, 1959), режиссёр Аеджей Кардар, польский плакат к фильму, 1960 год, автор Роман Опалка
День Шакала (The Day of the Jackal, 1973), режиссёр Фред Циннеманн, польский плакат к фильму, 1975 год, автор Эрик Липински
День, когда всплыла рыба (The Day the Fish Came Out, 1967), режиссёр Михалис Какояннис, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Ежи Флисак
Сутенер (Der Lude, 1984), режиссёр Хорст Э. Брандт, польский плакат к фильму, 1985 год, автор Мачей Калкус
Преемник (Der Nachfolger, 1965), режиссёр Ингрид Сандер, польский плакат к фильму, 1966 год, автор Мария Сиська
Der Freischütz, польский плакат, 1978 год, автор Вальдемар Свежи
Дерсу Узала (Dersu Uzala, 1975), режиссёр Акира Куросава, польский плакат к фильму, 1976 год, автор Божена Янковская
Чудовищная декада (Ten Days Wonder, 1971), режиссёр Клод Шаброль, польский плакат к фильму, 1973 год, автор Ежи Флисак
Десять негритят (Ten Little Indians, 1965), режиссёр Джордж Поллок, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Ежи Флисак
Этот жестокий, никчёмный парень (Ten okrutny, nikczemny chlopak, 1972), режиссёр Януш Насфетер, польский плакат к фильму, 1972 год, автор Якуб Эрол
Детство Горького (The Childhood of Maxim Gorky, 1938), режиссёр Марк Донской, польский плакат к фильму, 1967 год, автор Виктор Горка
Джаггернаут (Juggernaut, 1974), режиссёр Ричард Лестер, польский плакат к фильму, 1975 год, автор Лех Маевский
Jazz Jamboree, польский плакат, 1989 год, автор Рослав Шайбо
Джаз над Одрой, польский плакат, 1975 год, автор Ян Савка
Джаз над Одрой, польский плакат, 1978 год
Jazz Jamboree 1978 года, польский плакат, 1990 год, автор Рафал Ольбински
Иеремия Джонсо (Jeremiah Johnson, 1972), режиссёр Сидни Поллак, польский плакат к фильму, 1972 год, автор Яцек Нойгебауэр
Джинджер и Фред (Ginger and Fred, 1986), режиссёр Федерико Феллини, польский плакат к фильму, 1986 год, автор Анджей Паговский
Джон Колтрейн. Великие джазмены, польский плакат, 1992 год, автор Вальдемар Свежи
Джонни взял ружьё (Johnny Got His Gun, 1971), режиссёр Далтон Трамбо, польский плакат к фильму, 1971 год, автор Анджей Онегин-Добровский
Джордж Харрисон, польский плакат, 1979 год, автор Анджей Паговский
Джульетта и духи (Juliet of the Spirits, 1965), режиссёр Федерико Феллини, польский плакат к фильму, 1968 год, автор Эрик Липински
Девочки из Новолипок (Dziewczeta z Nowolipek, 1986), режиссёр Барбара Сасс, польский плакат к фильму, 1986 год, автор Анджей Паговский
Девочки из Новолипок (Dziewczeta z Nowolipek, 1986), режиссёр Барбара Сасс, польский плакат к фильму, 1986 год, автор Анджей Паговский_1
День прозрения (Dzien oczyszczenia, 1970), режиссёр Ежи Пассендорфер, польский плакат к фильму, 1970 год, автор Анджей Краевский
Дети Арбата, польский плакат, 1988 год, автор Марек Плоза-Долински
Нет доступных фотографий