101 Рекьявик: северная медитация о смысле жизни

101 Рекьявик: северная медитация о смысле жизни

101 Рекьявик / 101 Reykjavík (2000)

Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 6,5

«Новый год — конец света в миниатюре. Мини-судный день. Военные учения перед этим, настоящим. Все сердца охвачены огнём… на самом деле, всего-навсего новогодним огоньком. Мы пыжимся дострелить петардами до звезд и воображаем, что это взрываются планеты, что в Солнечной системе всё сходит с орбит...»

Фильм, который захочется разобрать на цитаты и тут же прочесть книгу Хадльгримюра Хельгасона «101 Рекьявик», по которой он снят. Более правдиво предновогоднее настроение вряд ли кто-то ещё так описывал:

«Канун Нового года – старый день. От него запах гари, хотя взрывать петарды ещё не начали. Последний день на жаровне. Облака старые. Небо табачно-жёлтое. Последний срок реализации всего. Всё в последний момент. Канун Нового года – сгущённый день, 364 дня спрессованы воедино в вакуумной упаковке».

Режиссёр Бальтасар Кормакур ничуть «не испортил» книгу, не упростил её, наоборот, выделил самое важное и придал ему объёмную форму. Загадка – как в странной, совершенно нетипичной истории, автору удалось уместить столько смысла, жизненных размышлений, саморефлексии. Фильм-пазл, в котором каждый найдёт свою недостающую частичку жизни.

Пересказ сюжета вряд ли даст преставление о картине, скорее, отпугнёт. Тридцатилетний парень, который живёт с мамой и ни на что в жизни не претендует. Страстные ночи в праздничные дни с маминой подругой-испанкой, которая на самом деле оказывается её возлюбленной. Крышесносный любовный треугольник, который становится ещё страннее, когда любовница матери беременеет от сына. Весь фильм вы будете пытаться разобраться: кто кому кем приходится, пока поймёте, что это и не важно. Форма художественного произведения – всего лишь авторская матрица – способ донести до зрителя важные смыслы, вызвать в нём нужное состояние.

Фильм снят на фоне захватывающих дух снежных пейзажей Исландии. Картина – настоящая северная медитация о смысле жизни.

«Здесь нет ни насекомых, ни деревьев, вообще ничего. Люди живут здесь только потому что родились. Понимай, как хочешь, то ли божья кара, то ли благодать».