«Музейные часы»: созерцательная медитация

«Музейные часы»: созерцательная медитация

Музейные часы / Museum Hours (2012)

Рейтинг IMDb: 6,9; Кинопоиска: 7,1

Новогодний декор и антураж в фильме присутствуют номинально, возможно, вы их даже не заметите. Меланхоличное, созерцательное повествование оценят те, кто к концу года устал от суеты и желает одного – вернуть себе способность созерцать этот мир, наслаждаться его красотой, приходить в трепет от произведений искусства.

Действие картины разворачивается зимней Вене. Анна вынуждена отправиться в Австрию, чтобы навещать в клинике кузину, которая находится в тяжелом состоянии. Бесконечные часы и дни одинокая женщина бродит по старому городу, пока случайно не попадает Музей истории искусств. Смотритель музея – Иоган, с участием относится к Анне и предлагает ей свою помощь. Два человека, которых неожиданно столкнула жизнь, ведут доверительные беседы о жизни, смерти, любви, искусстве. Анна замечает, как внимательное изучение работ великих художников помогает ей с той же внимательностью обратиться к окружающей действительности.

«Раньше я не замечала всего этого, а теперь хочется проникнуть вглубь картины, протянуть туда руку… Я видела реку. Она такая узкая, а вымощенный берег такой широкий. Я долго наблюдала за ней с разных точек. Там были голуби, похожие на перчинки. Потом они взлетели. Мне очень понравилось, это было так красиво».

На экране то и дело мелькают Брейгелевские пейзажи. Подобная отсылка неслучайна. Режиссер картины Джем Коэн замечает, что Брейгель также был одержим повседневностью, в своих работах он обращал внимание на те вещи, которые большинство людей игнорируют.

Размышляя о природе фильма, Коэн говорит о том, что прежде всего – это способ странствия по миру. Возможность через неожиданный ракурс реальности обрести новый взгляд и слух. Продюсером картины выступила писательница и музыкант Патти Смит. Сюжет и задумка картины стал своеобразным продолжением долгих разговоров Джема Коэна и Патти о живописи, музеях, художниках, писателях, о том, как искусство отражает наш мир, а мы отражаем его.