Многоликий Хоакин: лучшие перевоплощения Хоакина Феникса

Многоликий Хоакин: лучшие перевоплощения Хоакина Феникса

«В детстве я его возненавидела. Он похож на ящерицу. Шоу уродов и он в нём главный. Трогательный, одинокий, милый. Этот фирменный шрам над верхней губой. Он такой красавчик. Неприятный, двуличный», – всё это о Хоакине Фениксе и сложно разобрать, когда зритель имеет в виду персонажа, а когда переносит на актёра его черты.

В конце октября Фениксу исполнилось 46 лет. Как-то он сказал, что возраст между тридцатью и сорока пятью годами – лучший для актера, потому что позволяет максимально расширить амплуа за счёт разных ролей. К своим годам он пришёл артистом, который мало снимался и старался не размениваться по мелочам, но каждая его роль – отдельная прожитая жизнь.

Феникса считают мастером перевоплощений, гениальным мистификатором. Он отмахивается, говорит, что просто выполняет свою работу, что он не из тех актеров, которые живут ролью круглые сутки. Тем не менее, о тщательности подготовки артиста к съёмкам ходят легенды. Это долгий, мучительный, физически выматывающий процесс.

После съемок фильма «Переступить черту» о музыканте Джонни Кэше режиссёр Джеймс Мэнголд сказал о Фениксе: «Хоакин не изображал Джонни – он им стал». Актёр научился не только самостоятельно играть на гитаре. Никогда не певший Феникс сам исполнил все вокальные партии. Он оказался настолько правдоподобен, что даже ярый фанат Кэша критик Роджер Эберт не смог отличить голос актера от голоса любимого музыканта. Хоакину удалось буквально раствориться в персонаже. Ухватить и передать самые точные интонации, повадки музыканта. «Соскочить» с такой роли быстро не получилось. Феникс запил, как Кэш, и добровольно отправился в реабилитационную клинику на лечение.

Для роли в фильме «Мастер» он в кратчайшие сроки сбросил 14 килограмм. Дантист вставил актёру специальные скобки и жгуты, которые не давали челюсти разомкнуться. Так была достигнута странная, специфическая ухмылка, которой запомнился этот персонаж.

В «Джокере» Феникс похудел уже почти на 25 килограмм. Во время съемок у актера случались болезненные голодные спазмы, когда он долго сидел на одном месте. Из-за них на сложный грим приходилось тратить не более сорока минут.

Такую самоотдачу сложно объяснить. Феникс не гонится за славой, он часто повторяет: «Хочу оставаться в середине, хочу быть одним из миллионов. Хочу приходить в Центральный парк и спокойно сидеть на лужайке».

«Делаю только то, от чего прёт, - говорит он. – Захочу и это будет 80-миллионная комедия про полицейских. Захочу – совершенно дикое независимое кино. Мне плевать. Никогда не хотел иметь четкого жизненного плана».

Возможно, отсутствие плана и есть его план. Импровизация, которая оживляет, делает неповторимым, уникальным каждого персонажа, которого играет Феникс.

«Работа с Хоакином подобна работе с прекрасным диким животным, которому необходимо оставлять свободное пространство, чтобы его сырая, естественная и искренняя сила могли проявиться», – сказал о нём режиссёр Гарт Дэвис после съёмок фильма «Мария Магдалина»

У Феникса нет специального актерского...

«В детстве я его возненавидела. Он похож на ящерицу. Шоу уродов и он в нём главный. Трогательный, одинокий, милый. Этот фирменный шрам над верхней губой. Он такой красавчик. Неприятный, двуличный», – всё это о Хоакине Фениксе и сложно разобрать, когда зритель имеет в виду персонажа, а когда переносит на актёра его черты.

В конце октября Фениксу исполнилось 46 лет. Как-то он сказал, что возраст между тридцатью и сорока пятью годами – лучший для актера, потому что позволяет максимально расширить амплуа за счёт разных ролей. К своим годам он пришёл артистом, который мало снимался и старался не размениваться по мелочам, но каждая его роль – отдельная прожитая жизнь.

Феникса считают мастером перевоплощений, гениальным мистификатором. Он отмахивается, говорит, что просто выполняет свою работу, что он не из тех актеров, которые живут ролью круглые сутки. Тем не менее, о тщательности подготовки артиста к съёмкам ходят легенды. Это долгий, мучительный, физически выматывающий процесс.

После съемок фильма «Переступить черту» о музыканте Джонни Кэше режиссёр Джеймс Мэнголд сказал о Фениксе: «Хоакин не изображал Джонни – он им стал». Актёр научился не только самостоятельно играть на гитаре. Никогда не певший Феникс сам исполнил все вокальные партии. Он оказался настолько правдоподобен, что даже ярый фанат Кэша критик Роджер Эберт не смог отличить голос актера от голоса любимого музыканта. Хоакину удалось буквально раствориться в персонаже. Ухватить и передать самые точные интонации, повадки музыканта. «Соскочить» с такой роли быстро не получилось. Феникс запил, как Кэш, и добровольно отправился в реабилитационную клинику на лечение.

Для роли в фильме «Мастер» он в кратчайшие сроки сбросил 14 килограмм. Дантист вставил актёру специальные скобки и жгуты, которые не давали челюсти разомкнуться. Так была достигнута странная, специфическая ухмылка, которой запомнился этот персонаж.

В «Джокере» Феникс похудел уже почти на 25 килограмм. Во время съемок у актера случались болезненные голодные спазмы, когда он долго сидел на одном месте. Из-за них на сложный грим приходилось тратить не более сорока минут.

Такую самоотдачу сложно объяснить. Феникс не гонится за славой, он часто повторяет: «Хочу оставаться в середине, хочу быть одним из миллионов. Хочу приходить в Центральный парк и спокойно сидеть на лужайке».

«Делаю только то, от чего прёт, - говорит он. – Захочу и это будет 80-миллионная комедия про полицейских. Захочу – совершенно дикое независимое кино. Мне плевать. Никогда не хотел иметь четкого жизненного плана».

Возможно, отсутствие плана и есть его план. Импровизация, которая оживляет, делает неповторимым, уникальным каждого персонажа, которого играет Феникс.

«Работа с Хоакином подобна работе с прекрасным диким животным, которому необходимо оставлять свободное пространство, чтобы его сырая, естественная и искренняя сила могли проявиться», – сказал о нём режиссёр Гарт Дэвис после съёмок фильма «Мария Магдалина»

У Феникса нет специального актерского образования. Импровизация, неожиданное яркое прочтение роли, тестное сотрудничество с режиссёром - его главная особенность. Работа в каждом из фильмов – почти соавторство. Сцены, которые впоследствии оказываются культовыми – часто случаются абсолютно спонтанно.

Момент в «Джокере», когда Феникс залезает в холодильник – тому яркий пример. Своим действием он шокировал, испугал, рассмешил всю съёмочную группу. Впоследствии, именно этот эпизод породил массу фанатских трактовок.

«Когда он залез в холодильник, мы понятия не имели, что он собирается так поступить. Были словно загипнотизированы!» - вспоминает оператор картины Лоуренс Шер.

Близкий знакомый Хоакина сказал, что тот считает себя скучным, потому предпочитает быть персонажем.

«Моя жизнь очень простая, – уверяет актёр. – Вот почему я не пишу в Твиттере, мне нечего рассказать. Выгуливаю двух псов, слушаю музыку, обедаю со своей подругой...».

Он изо всех сил старается казаться простым парнем. Но так ли это, или Хоакин опять нас дурачит?

Мы собрали самые яркие, непривычные образы Хоакина Феникса. Фильмы, которые демонстрируют его талант перевоплощения, мастерство спонтанной игры.

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных видео в данный момент

Мастер / The Master (2012)

Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 6,7

В фильме «Мастер» Феникс перевоплощается в настоящее животное. Обнажив все первобытные инстинкты, повадки, страхи, он непредсказуем, как дикий зверь, и опасен.

Его персонаж Фрэдди Куэлл – моряк, который сражался в Японии во время Второй мировой войны. В том мире он воин, в этом – неприкаянный бродяга-алкоголик. Война, заполнив все его смыслы, превратила в человека потерянного, неудобного, ненужного обществу. Как ни пытается, он...

Мастер / The Master (2012)

Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 6,7

В фильме «Мастер» Феникс перевоплощается в настоящее животное. Обнажив все первобытные инстинкты, повадки, страхи, он непредсказуем, как дикий зверь, и опасен.

Его персонаж Фрэдди Куэлл – моряк, который сражался в Японии во время Второй мировой войны. В том мире он воин, в этом – неприкаянный бродяга-алкоголик. Война, заполнив все его смыслы, превратила в человека потерянного, неудобного, ненужного обществу. Как ни пытается, он не может встроиться в эту жизнь.

Название картины принято переводить как «Мастер», но более точным был бы перевод – «Хозяин», «Учитель». Герой Феникса неожиданно встречает такого человека. Это основатель, идейный вдохновитель религиозного движения «Истоки» – Ланкастер Додд (актёр Филип Сеймур Хоффман). Режиссёр картины Пол Томас Андресон уверяет, что фильм – история взаимотношений, любви, дружбы, преданности двух людей. Но он также показывает, как рождается фанатизм, на чём он замешан. Что может произойти, когда пустой изнутри человек пытается обрести жизненные смыслы вне самого себя.

Работу на картиной актёр назвал действительно трудной: показать человека опустошённого, на донышке которого все же теплится огонёк жизни.

Для роли Феникс изменил в себе все – манеру говорить, ходить, двигаться, жестикулировать. Он превратился в ящерицу – юркого, сильного варана. Существо, у которого из инстинктов  только любовь и ненависть. Любимое животное при своем хозяине, мастере.

«Когда читал сценарий, думал про свою собаку, - говорит актёр. – У нас с ней превосходные отношения. Она меня любит, а я – ее. Она обожает мой дом, но если я открою ворота, она сбежит. Не потому, что не любит меня, а потому, что без свободы не может. Так же и мой герой».

Именно свобода оказывается отрезвляющим чувством, которое вырывает героя Феникса из пучины фанатизма. Свобода жить без хозяина.

- Если ты найдешь способ жить без учителя, ты уж, пожалуйста, научи нас ему, - говорит ему Мастер. – Ты будешь первый такой человек во всём мире.

Чтобы быть свободным, нужно учиться у жизни. Учиться у самого себя.

Ещё

Врождённый порок / Inherent Vice (2014)

Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 6,6

У режиссёра Сергея Соловьева есть интересное определение хорошего актёра. Если человек просто стоит и минут двадцать чешет левое веко, а тебе на него интересно смотреть – это настоящий актёр. Чешет веко, курит, смотрит в одну точку, пускает сигаретный дым. Секрет в тотальности, в интенсивном погружении в процесс.

Хоакин Феникс в роли эксцентричного детектива-хиппи Ларри «Дока» Спортелло как огонь и вода – от него...

Врождённый порок / Inherent Vice (2014)

Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 6,6

У режиссёра Сергея Соловьева есть интересное определение хорошего актёра. Если человек просто стоит и минут двадцать чешет левое веко, а тебе на него интересно смотреть – это настоящий актёр. Чешет веко, курит, смотрит в одну точку, пускает сигаретный дым. Секрет в тотальности, в интенсивном погружении в процесс.

Хоакин Феникс в роли эксцентричного детектива-хиппи Ларри «Дока» Спортелло как огонь и вода – от него невозможно отвести взгляд. Образ на тончайшей грани. Смотришь и не можешь понять – перед тобой кретин, или настоящий гений.

Режиссёр Пол Томас Андерсон снял фильм по книге своего либимого писателя, самого странного американского романиста Томаса Пинчона. Писателя-призрака, которого все знают по единственному черно-белому фото улыбчивого моряка. «Врождённый порок» – не менее странная история, распутать которую под силу только истинному поклоннику творчества писателя.

Тройная завязка, три дела связанные между собой: исчезновение бывшей девушки, её богатого приятеля, расследование смерти предполагаемого сотрудника ФБР. Детективное уравнение, в котором множество неизвестных. Со временем и сам герой теряет связь, что к чему. Он словно тонет в клубах дыма марихуаны, которую использует в качестве стимулятора для своего дедуктивного метода.

Поклонники окрестили «Врождённый порок» смесью «Большой Лебовски», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» только с ещё более «замороченным» сюжетом. Андерсон не скрывает, что стремился «поймать» в картине настроения культового «Лебовски». Показать героя, который живёт максимально погруженным в свою простую, весьма однообразную жизнь. Но как живёт! Словно отпивая жизнь мелкими глотками, любуясь полоской моря на горизонте. У него нет великой цели, у него нет вообще никакой цели. Он просто есть.

В фильме множество сюжетных ходов, случайных персонажей, которые при этом отлично выписаны. Кажется, что пазл истории вот-вот рассыпется на мелкие части и только яркая личность «Дока» связывает все воедино своей меланхолией и невозмутимостью.

У Феникса получилось играть не играя. Для этого фильма никто не подошёл бы лучше. Обычно педантичный, не особо любящий импровизацию Андерсон во «Врождённом пороке» предоставил ему полный карт-бланш. Это сделало картину уникальной, запоминающейся с первых кадров.

«Ненавижу контролируемую актерскую игру! – говорит Хоакин Феникс. – Я хочу ловить то, что приходит ко мне в эту секунду».

В картине много отличного чёрного юмора. В ней раскрылся комедийный талант Феникса.

«Врождённый порок» – это сентиментальное путешествие в Лос-Анджелес 70-х. Эпоху заката хиппи, битников. Андерсон до сих пор снимает свои фильмы на пленку. Без пленочного зерна, ламповых теплых цветов, старомодной картинки режиссёр не мыслит эстетику того времени.

Ещё

Иррациональный человек / Irrational Man (2015)

Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,7

Те, кто привык к классическим сценарным ходам, фильм вряд ли оценят. Им повсюду будет мерещиться Достоевский и «недокрученный» режиссёром картины Вуди Алленом сюжет. У Достоевского все не так! – будут возмущаться они так и не разобрав, что режиссёру интересно рассмотреть комбинацию Раскольникова и жертвы под иным углом.

Возможно ли убийство от скуки? Может ли преступление придать жизни смысл, вернуть энергию...

Иррациональный человек / Irrational Man (2015)

Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,7

Те, кто привык к классическим сценарным ходам, фильм вряд ли оценят. Им повсюду будет мерещиться Достоевский и «недокрученный» режиссёром картины Вуди Алленом сюжет. У Достоевского все не так! – будут возмущаться они так и не разобрав, что режиссёру интересно рассмотреть комбинацию Раскольникова и жертвы под иным углом.

Возможно ли убийство от скуки? Может ли преступление придать жизни смысл, вернуть энергию тому, кто его совершил? Он показывает нам, что истинные мотивы гораздо примитивнее и банальнее тех, что человек озвучивает даже сам для себя. Поиском справедливости может движеть банальный эгоизм.

Феникс до зубного скрежета неприятен в роли профессора философии Эйба Лукаса. Он неопрятен, равнодушен к жизни, труслив, инертен. Для этой роли актёр даже специально заметно набрал в весе. Он категорически отказался от специальных накладок и грима, будучи уверенным, что пластика тучного человека в таком случае не будет читаться. Феникс правдоподобен даже в таких малозначительных нюансах.

Его Эйб погружен в депрессию. Вся жизнь для него словно фон, даже философия, которую он преподает в университете. «Выныривает» герой только когда напивается.

Вуди Аллен показывает нам, как человек в таком тотальном опустошении способен ухватиться за любую соломинку.

Главному герою кажется, что его спасение – возмездие над несправедливым судьей, который может лишить мать опеки над детьми в пользу мужа. Случайно подслушанная история, которая становится смыслом его жизни. Справедливость – только предлог. В этой истории все не просто, до конца картины режиссёр не раскрывает карты.

Интересный момент – теория персонажа профессора Эйба о том, что «случайного» убийцу невозможно разоблачить. Якобы тот действует без мотивов, к нему не ведёт ни одна логическая цепочка даже самого тщательного расследования. Тория оказывается правдивой. Эйба, действительно, никто не подозревает. Но возмездие все же настигнет его. 

Роман профессора Эйба и его студентки Джил (актриса Эмма Стоун) иллюстрирует противоречие взаимоотношений. То, как желание романтизировать образ «плохого парня», незаслуженно возводит главного героя на пъедестал. Джил не видит реального человека, только свои фантазии. Она «заигрывается» настолько, что сам Эйб начинает верить в своё «супергеройство».

Несмотря на замысловатый сюжет, фильм приятно смотреть. Он снят в духе фирменной «вудиалленовской» легкости. Спокойная атмосфера университетского студенческого городка сглаживает настроение драмы и детектива, усыпляет бдительность. Возможно, для того, чтобы показать, что в самой обычной жизни могут случаться далеко не книжные истории. Что убийцей может оказаться кто угодно. Человек, возомнивший себя вершителем правды, скучающий профессор, депрессивный сосед.

Ещё

Она / Her (2013)

Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,6

Фильм «Она» режиссёра Спайка Джонса – красивая сюрреалистическая ода одиночеству, в которое все глубже погружает нас виртуальная реальность. Иллюзия общения, иллюзия причастности к жизни другого человека через наблюдение в соцсетях, иллюзия одобрения, порицания.

Людям не интересны люди. Интересны лишь образы этих людей, которые они создают в своей голове. Преимущество образа в том, что он доступен, понятен и не несёт угрозы.

Герой...

Она / Her (2013)

Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,6

Фильм «Она» режиссёра Спайка Джонса – красивая сюрреалистическая ода одиночеству, в которое все глубже погружает нас виртуальная реальность. Иллюзия общения, иллюзия причастности к жизни другого человека через наблюдение в соцсетях, иллюзия одобрения, порицания.

Людям не интересны люди. Интересны лишь образы этих людей, которые они создают в своей голове. Преимущество образа в том, что он доступен, понятен и не несёт угрозы.

Герой Хоакина Феникса из будущего – его персонаж Теодор решает, что гораздо безопаснее и проще построить отношения с искусственным интеллектом, операционной системой, нежели с реальной женщиной.

Теодор работает в фирме, которая подписывает открытки: в будущем такая сентиментальная причуда снова войдёт в моду. Он сочиняет тексты, наполненные трогательными чувствами, которые сам давно не испытывает.

Он отвык от того, что его слушают, что кого-то интересуют подробности его жизни, его вкусы, воспоминания. После работы он приходит домой и играет в видеоигру, в которой символически вязнет в зыбучих песках и путается в лабиринтах.

Персонаж, которого воплотил на экране Хоакин Феникс, близок и понятен любому одинокому человеку, неважно – будущее это или настоящее. Он живёт своими мечтами, надеждами, только они спасают его от грусти и безысходности.

Операционная система, в которую влюбляется Теодор, единственная проявляет к нему доброту и участие. Она всегда рядом, готова поддержать, выслушать, дать совет. Мечта каждого одиночки. Но если бы все было так просто.

Режиссёр показывает нам, что познать себя можно только через взаимоотношения. Их виртуальный аналог – это всегда тупик. В таком союзе человек выстраивает идеального партнёра в своей голове, но этот идеальный партнёр не имеет ничего общего с реальностью. Возникает суррогат самопознания. 

Будущее в фильме Джонсона похоже на фоновое «предбудущее». Он миксует прошлое, настоящее и ожидаемое, создавая мир, который не отпугивает своей футуристичностью, скорее, намекает, что до подобного рода реальности нам остался всего один шаг.

Фильм очень красив. С одной стороны, он припыленно-винтажный, с другой – яркий и красочный. Некий футуризм с привкусом ретро. Все повторяется. Даже внешность, стиль, образы главного героя говорят о том, что мода циклична. Он носит старомодные брюки с высокой талией, не использует ремень, что придает его образу нарочитую мягкость, даже бесполость.

Картина «Она» перекликается с фильмом «Трудности перевода» Софии Копполы. Ирония в том, что оба фильма сняли бывшие супруги. Эти две истории словно продолжение диалога между ними.

Ещё

Я всё ещё здесь / I'm Still Here (2010)

Рейтинг IMDb: 6,2; Кинопоиска: 6,6

Фильм изначально восприняли как розыгрыш, даже отнесли его к специальному жанру –мокьюментари (псевдодокументальное кино). Но даже в этой категории картина стоит особняком, поскольку не является стопроцентной игровой документалистикой. Скорее, фильм – попытка понять, насколько публичный человек является заложником созданного им образа. Возможен ли для него разворот на сто восемьдесят градусов в попытке...

Я всё ещё здесь / I'm Still Here (2010)

Рейтинг IMDb: 6,2; Кинопоиска: 6,6

Фильм изначально восприняли как розыгрыш, даже отнесли его к специальному жанру –мокьюментари (псевдодокументальное кино). Но даже в этой категории картина стоит особняком, поскольку не является стопроцентной игровой документалистикой. Скорее, фильм – попытка понять, насколько публичный человек является заложником созданного им образа. Возможен ли для него разворот на сто восемьдесят градусов в попытке следовать за своей мечтой.

В начале картины Хоакин Феникс в старой толстовке с накинутым на голову капюшоном произносит очень значимый монолог:

«Я, нахрен, застрял в этом глупом образе, - говорит он. – Это как запереть самого себя в клетке. Это тянется с самой юности. Может мне сказали, что я сложная личность высокого эмоционального накала. Либо я правда сложная эмоциональная личность, что их и привлекло. И когда их привлекло это – меня привлекло то, что они во мне это оценили. И я просто начал этим пользоваться. Мне стыдно за это. Поэтому я согласился снять этот документальный фильм. Потому, что я больше не хочу изображать из себя Хоакина. Я впервые в жизни, нравится вам это или нет, займусь тем, что составляет мои истинную сущность».

Феникс публично заявляет, что собирается бросить актёрскую карьеру и заняться хип-хопом. Намерения у него самые серьёзные. Пресса тут же решает, что актёр свихнулся. Он обростает бородой, не стрижётся, сильно прибавляет в весе. На публичных мероприятиях либо агрессивен, либо ведёт себя странно.

На вручении телевизионной премии соведущая Феникса актриса Натали Портман пытается понять дураковаляние и выходки Хоакина.

- Что с тобой? – спрашивает она.

- Просто хочу уйти из образа смешного парня.

Никто из присутствующих не читает между строк. Все воспринимают историю за чистую монету. Зал разражается хохотом. Все смеются. Каждое его заявление, несмотря на то, что Феникс говорит абсолютно серьезно, вызывает смех.

Явившись немытым и нечёсаным на шоу Дэвида Лэттермана он гнёт свою линию:

- Вы больше не будете сниматься?

- Не знаю. Это трудно объяснить. Ведь это долгое время было частью моей жизни.

- И когда мы сможем увидеть рождение хип-хоп звезды?

Взрыв хохота.

Ни Леттерман, ни кто-то другой из присутствующих не были в курсе истории с псевдодокументалкой, которую режиссировал брат Бена Аффлека Кейси Аффлек. Все воспринимали происходящее за чистую монету, тем самым демонстрируя свое истинное отношение. Эксперимент длился ровно год. Он закончился выходом фильма и признанием Феникса и Аффлека, что все это розыгрыш с целью показать взаимодействие знаменитости, СМИ и зрителя.

Аффлек с Фениксом совершили небывалое. Они превратили жизнь в съемочную площадку. Попытались всех одурачить, на самом же деле вывели на чистую воду.

Кого-то картина шокирует уровнем откровенности, распущенности, морального падения человека. Кому-то покажется странной, смешной безделицей, потраченным временем.

Ценно то, что впервые абсолютно реалистично мы можем видеть обратную сторону известности. Осознать, насколько публичный человек может быть заложником созданной им же роли.

Ещё

Переступить черту / Walk the Line (2005)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,7

Музыкант Джонни Кэш самолично выбрал Хоакина Феникса на главную роль в автобиографической драме «Переступить черту». Актёр понравился ему в фильме «Гладиатор», где тот играл римского императора Коммода.

Феникс слишком проникся оказанным ему доверием. Тут же после утверждения он принялся брать уроки вокала и учиться играть на гитаре с нуля. Ни о каком дублере и переозвучке не могло идти речи.

Артист самостоятельно...

Переступить черту / Walk the Line (2005)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,7

Музыкант Джонни Кэш самолично выбрал Хоакина Феникса на главную роль в автобиографической драме «Переступить черту». Актёр понравился ему в фильме «Гладиатор», где тот играл римского императора Коммода.

Феникс слишком проникся оказанным ему доверием. Тут же после утверждения он принялся брать уроки вокала и учиться играть на гитаре с нуля. Ни о каком дублере и переозвучке не могло идти речи.

Артист самостоятельно исполнил все вокальные партии в картине. Он был настолько правдоподобен, что даже фанаты Кэша с трудом различали вокал музыканта и актёрскую версию песен.

Хоакин в буквальном смысле стал Кэшем. Он перенял его походку, ухмылки, жесты, манеру держаться на сцене. Внешне не будучи похожим на музыканта, Феникс сделал так, что зрители поверили ему и окунулись в атмосферу концертов певца в шестидесятые. Он так же одевался в чёрное, как Кэш, так же говорил, что носит тёмную одежду во имя побитых жизнью.

На пике славы Кэша стал пить и употреблять наркотики, Фениксу предстояло сыграть и это.

На шоу Эллен Дедженерес, после выхода фильма «Врождённый порок», ведущая пошутила, что в картине герой курит много марихуаны, учитывая тщательность, с которой Феникс готовится к каждой роли, на этот раз тоже пришлось постараться, или обошлось? Хоакин заверил, что начал готовиться еще с 90-х.

В фильме о Джонни Кэше актёр даже слишком вжился в роль.

«В какой-то момент я осознал, что много пью, - признался он. – Конечно, я напивался не каждый день, но, когда мне было нечего делать, ничто не могло меня остановиться. Я пил, чтобы поднять себе настроение».

За пять дней до вручения премии «Оксар», на которую был номинирован «Переступить черту», Феникс попал в аварию. Из перевернутого автомобиля его вытащил немецкий кинорежиссёр Вернер Херцог, случайно оказавшийся рядом. Позже Херцог скажет о Хоакине: «Ему стоило бы разобраться со своими демонами».

Хоакин Феникс лег в наркологическую клинику и прошёл курс детоксикации. Как и в фильме, только теперь уже в жизни Феникс отыграл историю распада и возвращения.

Картина получилась настоящей, глубокой, проникновенной. Путешествие по жизни Кэша с юных лет до зенита его карьеры.

За роль Кэша Феникс получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Ещё

Гладиатор / Gladiator (2000)

Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 8,6

Фильму «Гладиатор» в этом году исполняется ровно 20 лет. Картина вышла на экраны и собрала небывалый урожай «Оксаров»: была заявлена в двенадцати номинациях и получила пять золотых статуэток.

Исполнитель главной роли гладиатора Максимуса – актёр Рассел Кроу победил в номинации «Лучшая мужская роль». Феникс был награждён высшей наградой Национального совета кинокритиков США за мужскую роль второго плана.

Зрители возненавидели...

Гладиатор / Gladiator (2000)

Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 8,6

Фильму «Гладиатор» в этом году исполняется ровно 20 лет. Картина вышла на экраны и собрала небывалый урожай «Оксаров»: была заявлена в двенадцати номинациях и получила пять золотых статуэток.

Исполнитель главной роли гладиатора Максимуса – актёр Рассел Кроу победил в номинации «Лучшая мужская роль». Феникс был награждён высшей наградой Национального совета кинокритиков США за мужскую роль второго плана.

Зрители возненавидели его императора Коммода. Одной наглой ухмылкой у Феникса получилось вызвать такое острое отвращение, что большинство кинокритиков после этой роли пророчили ему надолго застрять в амплуа злодеев и извращенцев.

Во время съёмок, чтобы более правдоподобно войти в образ, Феникс просил, чтобы с ним скандалили, ругали его за кадром. Это помогало ему «поймать» волну агрессии, ненависти, выйти на нужную эмоцию. Он даже предложил Кроу ударить его перед сценой.

«Почему бы тебе просто не играть, слизняк?», - ответил Рассел и позвал Феникса выпить пива.

25-летний Хоакин был покорён игрой и личностью Кроу. Признался, что он мог бы стать для него старшим братом. Учитывая трагическую смерть родного брата Ривера Феникса, такие слова дорогого стоят.

В середине съёмок актёр сильно поправился. Внешнее изменение Коммода смутило режиссёра картины Ридли Скотта, но Феникс убедил его, что персонажу это только на руку. Так зритель ещё больше верит в его порочность и любовь к излишествам.

Роль Коммода стала прорывом Хоакина Феникса в большом кино. До этого он играл в малобюджетных фильмах, часто в сериалах. Но уже в 2001 был приглашён на главную роль в картину «Знаки» Найта Шьямалана.

 «Не знаю, почему меня не хотели снимать в главных ролях. В начале карьеры я получал работу благодаря режиссерам, - говорит он сам. – По-моему, «Команда 49» стала первым фильмом, когда и студия, и режиссер настаивали на моем участии, и только потому, что «Знаки» принесли студии хорошую прибыль. Все через это проходят. Обычное дело».

Интересно, что в «Гладиаторе» Коммода мог сыграть Джуд Лоу. Но режиссёр счёл, что у Феникса лучше получится передать сложную смесь коварства, развращенности и одновременно ничтожности, слабости главного героя. 

Несмотря на молодость, он убедил всех в жестокости своего персонажа. В фильме есть эпизод, когда Коммод кричит: «Разве я не милосерден?». Эта фраза, сказанная настолько экспрессивно, была полной импровизацией. Актриса, которая играла сцену с Фениксом в ужасе отпрянула. Она не ожидала таких сильных эмоций.

После съёмок Феникс и Кроу подружились. Они могут долго не видеться, но, когда встречаются, подолгу разговаривают и выпивают. Кроу убеждён, что Хоакин за роль Коммода, однозначно, заслужил Оскар.

Ещё

Мария Магдалина / Mary Magdalene (2018)

Рейтинг IMDb: 5,9; Кинопоиска: 6,3

Роль Христа актёры считают самой сложной, значимой, даже судьбоносной для своей карьеры. Кто-то с радостью соглашается, кого-то она пугает. В своё время Роберт де Ниро решил, что не готов сыграть Иисуса. Отказался и актёр Ричард Бартон.

Фениксу исполнить Христа в исторической драме «Мария Магдалина» предложил режиссёр Гарт Дэвис. Согласиться на роль актёра убедила феминистская повестка картины. Мария впервые...

Мария Магдалина / Mary Magdalene (2018)

Рейтинг IMDb: 5,9; Кинопоиска: 6,3

Роль Христа актёры считают самой сложной, значимой, даже судьбоносной для своей карьеры. Кто-то с радостью соглашается, кого-то она пугает. В своё время Роберт де Ниро решил, что не готов сыграть Иисуса. Отказался и актёр Ричард Бартон.

Фениксу исполнить Христа в исторической драме «Мария Магдалина» предложил режиссёр Гарт Дэвис. Согласиться на роль актёра убедила феминистская повестка картины. Мария впервые предстаёт перед зрителем не блудницей, а полноправной ученицей, апостолом Иисуса.

«Кто-то просто решил избавиться от её наблюдений за жизнью Христа, - говорит актёр. – Избавиться от её опыта. Кажется, было явное намерение исключить женщин из этого процесса».

Грешной Мария Магдалина стала с подачи папы Григория I. Именно он в конце шестого века назвал Марию блудницей, грехи которой Христос милостиво искупил.

Только в 1850 году в Египте и Греции были обнаружены манускрипты, которые, возможно, являются настоящим «Евангелием от Марии». Спустя полвека они были опубликованы. Стало известно, что Марие зря приписывали роль блудницы. В древних документах она описана как самая стойкая, верная последовательница Христа, его тринадцатый полноправный апостол.

Интересно, что наличие этой версии никак не отразилось на многочисленных экранизациях библейских прочтений, а их насчитывается не менее двух сотен. Гарт Дэвис первым решился показать Марию в новом свете. Продемонстрировать историю пути Христа глазами женщины.

Одна из авторов проекта Филиппа Гаслетт в открытую заявила:

«Этот фильм предоставил возможность дать голос той, которую так долго заставляли молчать».

На знаковую роль Магдалины режиссёр позвал актрису Руни Мару. Её образ должен был отличаться от традиционных представлений в фильмах «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе и «Страстях Христовых» Мела Гибсона. Руни внесла в портрет Марии нужную нотку силы, чистосты, верности выбранному пути, искренности.

Хоакин Феникс совмещал съёмки в библейской драме со съёмками в картине «Тебя здесь никогда не было». 

Несмотря на возраст, на момент съемок актёру исполнилось сорок лет, его Христос выглядит убедительно. Главное – он живой. Иисус-Хоакин улыбается, сердится, шутит, раздражается. Он показан человеком, который постепенно осознает возложенную на него миссию и движется к святости. Завораживает его чистый и ясный взгляд, которым актёр передает всю палитру эмоций. Кажется, что он смотрит прямо на тебя.

«Феникс необычайно чувствителен, - сказал об артисте Гарт Дэвис. – Это одновременно является его даром и проклятием. Но я считаю, что таким и должен быть настоящий человек. Никого другого представить в роли Христа я не могу».

Натурные съёмки впечатляют. Кану и Иерусалим снимали на юге Италии, сцены в Галилее – на Сицилии. Пейзажи аскетичные: выжженные солнцем горы и травы. Они словно обрамление, ничего не отвлекает от ярких образов главных героев.

Грустную, красивую лирическую музыку к картине написал ныне покойный исландский композитор Йохан Йоханнссон. Она стала его последним саундтреком в кино.

Ещё

Не волнуйся, он далеко не уйдёт / Don't Worry, He Won't Get Far on Foot (2018)

Рейтинг IMDb: 6,9; Кинопоиска: 7

«Я – калека, алкоголик и отличный иллюстратор...»

Это очень тяжелое чувство – потеря того, что считаешь само собою разумеющимся. Когда ты вдруг разучился дышать, видеть мир или не можешь просто взять любимую чашку в руку. Особенно сложно, когда в тебе полно жизни, полно энергии.

Трагедия с известным американским карикатуристом Джоном Каллаханом случилась в 1972 году, когда тому...

Не волнуйся, он далеко не уйдёт / Don't Worry, He Won't Get Far on Foot (2018)

Рейтинг IMDb: 6,9; Кинопоиска: 7

«Я – калека, алкоголик и отличный иллюстратор...»

Это очень тяжелое чувство – потеря того, что считаешь само собою разумеющимся. Когда ты вдруг разучился дышать, видеть мир или не можешь просто взять любимую чашку в руку. Особенно сложно, когда в тебе полно жизни, полно энергии.

Трагедия с известным американским карикатуристом Джоном Каллаханом случилась в 1972 году, когда тому было всего двадцать один год. Крепко пьющий, совершенно потерянный по жизни парень находился в машине вместе с другом. Сидевший за рулём был пьян, на большой скорости машину вынесло на обочину и она врезалась в столб. Джон получил множественные переломы, сотрясение мозга и серьёзное повреждение позвоночника, которое навсегда приковало его к инвалидному креслу. Осознавать, что он больше не может двигаться, ходить, было невыносимо. Внутренний пожар Каллахан шесть лет заливал алкоголем. Бросить не получалось. Он мог только пить или рисовать.

Рисовать Каллахан любил со времён католической школы. Ухватившись за эту ниточку, подбадриваемый другом, он решился отправить свои карикатуры в газету. В конверт с рисунками Джон вложил записку:
«Я – калека, алкоголик и отличный иллюстратор, и мне срочно нужна работа, чтобы окончательно не спиться».

Работы понравились в редакции. Редактор даже лично навестил Каллахана, чтобы убедиться, что тот не врёт.

«Никогда не видел, чтобы человек одновременно был настолько обаятельным, вдрызг пьяным и депрессивным, но при этом таким озорным», – вспоминал он позже.

Именно такую непростую личность предстояло сыграть Хоакину Фенику в картине, основанной на мемуарах, которые оставил после себя Джон. Художник умер в 59 лет во время одной из операций.

Режиссёр Гас Ван Сент ухватился за мемуары в момент их публикации ещё в 1989 году. В главной роли он видел только Робина Уильямса. Но съемки откладывались и были возобновлены только в 2017 году. В дань уважения Уильямсу его имя указано в титрах картины.

Каллахан был не прост и рассказывать о нём миру в ключе стандартной «слезодавилки» было бы неправильно. Он справился с собой. Стал популярным иллюстратором, научился жить, у него было множество романов. Будучи прикованным к креслу он жил на такой скорости, что многие бы позавидовали. Джон передвигался совсем не чувствуя ограничений. Его кресло неслось по автостраде.

«Я постоянно падал с кресла, – рассказал Феникс о съемках. – Не зразу научился добираться до самой высокой скорости. Пристегнуться там толком не получается. Но это и помогло мне понять Джона. Именно передвижение с такой скоростью после аварии дало ему возможность впервые почувствовать настоящую свободу, которой так не хватало».

Фильм получился добрым, оптимистичным, без лишней сентиментальности и жалости. Всего того, что так не любил Каллахан.

«Бесит реакция «обиженных нормальных», которые пишут мне, что я как-то не так описываю свою жизнь, – однажды сказал он. – Это вы покровительственным тоном и нелепой жалостью смущаете людей с увечьями и не даете им нормально жить».

Ещё

Джокер / Joker (2019)

Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 8

Для этой роли Феникс истощил себя морально и физически. В ней он словно встал на цыпочки и заглянул в бездну своего сознания. Никого больше не надо изображать. Можно быть собой.

Он сознательно не читал да и вообще не любит читать комиксы. Его Джокер – не герой комиксов. Его враг – не Бэтмен.

«Мы написали собственную версию, откуда взялся такой парень как Джокер. Вот что мне было интересно. Мы даже не показываем Джокера, а...

Джокер / Joker (2019)

Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 8

Для этой роли Феникс истощил себя морально и физически. В ней он словно встал на цыпочки и заглянул в бездну своего сознания. Никого больше не надо изображать. Можно быть собой.

Он сознательно не читал да и вообще не любит читать комиксы. Его Джокер – не герой комиксов. Его враг – не Бэтмен.

«Мы написали собственную версию, откуда взялся такой парень как Джокер. Вот что мне было интересно. Мы даже не показываем Джокера, а рассказываем, как стать Джокером. Это об этом человеке».

Ему больше интересен Артур Флек. Его история, его одиночество. История человека, который не знает – существует ли на самом деле.

Он старается радовать людей, потому что мама так сказала, но люди не замечают его. Артур живёт в вакууме. Его живот «прилип» к рёбрам, его ключицы выпирают. Он не человек, а каркас человека. Упразднённый настолько, что выглядит пугающе. Он больше не участвует в своей жизни, Артур смотрит на неё со стороны, как на жизнь кого-то другого.

Его единственный сигнал — смех. Он как крик животного. Крик страха, боли, крик предупреждение. У Артура, действительно, несколько видов смеха. Это становится понятно при повторном просмотре картины. Чтобы добиться нужной интонации, Феникс часами просматривал видео о людях с синдромом Туретта. Его смех – попытка сказать миру: посмотрите на меня, вот же я, мне больно, подружитесь со мной.

Его внешнее одиночество усугубляет одиночество внутреннее. Артур неудобен обществу. Никому не интересны его чувства.

«Самое плохое в психическом заболевании – это то, что ты должен вести себя так, как будто его нет», - говорит его персонаж на приёме у доктора. Людей это пугает, людей это злит.

Джокер буквально «вылез» из Феникса. Он его прожил, создал из себя самого. Самые яркие сцены картины были настолько спонтанны, что порою вгоняли съёмочную группу в ступор. Самые трогательные, глубокие эпизоды родились инстинктивно из боли, страданий персонажа.

«Мы просто зашли в туалет и час стояли молча, - рассказывает о знаменитой сцене в уборной режиссёр Тодд Филлипс. – Изначально, Джокер должен был просто спрятать здесь пистолет после трёх убийств в метро».

Он включил Фениксу трек, записанный специально для этой сцены, и вдруг тот начал плавно танцевать. В танце происходит перерождение героя, он открывал в себе тёмную сторону. В танце он выражал боль, борьбу, победу зла в человеке.

Филлипс умышленно оставил картину с открытым финалом. Его полливариантность даёт возможность каждому создать свою версию происходящего. Что было, чего не было, что оказалось сном, фантазией.

Человек доведённый до отчаяния подобен безобидному, слабому животному, которое в предчувствии опасности обретает силу хищника. Убийца не Джокер, убийца – безразличие, в которым мы живём.

Ещё
Не возможно загрузить подсказку
Доступно в Google Play

Z

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.