Врождённый порок / Inherent Vice (2014)
Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 6,6
У режиссёра Сергея Соловьева есть интересное определение хорошего актёра. Если человек просто стоит и минут двадцать чешет левое веко, а тебе на него интересно смотреть – это настоящий актёр. Чешет веко, курит, смотрит в одну точку, пускает сигаретный дым. Секрет в тотальности, в интенсивном погружении в процесс.
Хоакин Феникс в роли эксцентричного детектива-хиппи Ларри «Дока» Спортелло как огонь и вода – от него невозможно отвести взгляд. Образ на тончайшей грани. Смотришь и не можешь понять – перед тобой кретин, или настоящий гений.
Режиссёр Пол Томас Андерсон снял фильм по книге своего либимого писателя, самого странного американского романиста Томаса Пинчона. Писателя-призрака, которого все знают по единственному черно-белому фото улыбчивого моряка. «Врождённый порок» – не менее странная история, распутать которую под силу только истинному поклоннику творчества писателя.
Тройная завязка, три дела связанные между собой: исчезновение бывшей девушки, её богатого приятеля, расследование смерти предполагаемого сотрудника ФБР. Детективное уравнение, в котором множество неизвестных. Со временем и сам герой теряет связь, что к чему. Он словно тонет в клубах дыма марихуаны, которую использует в качестве стимулятора для своего дедуктивного метода.
Поклонники окрестили «Врождённый порок» смесью «Большой Лебовски», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» только с ещё более «замороченным» сюжетом. Андерсон не скрывает, что стремился «поймать» в картине настроения культового «Лебовски». Показать героя, который живёт максимально погруженным в свою простую, весьма однообразную жизнь. Но как живёт! Словно отпивая жизнь мелкими глотками, любуясь полоской моря на горизонте. У него нет великой цели, у него нет вообще никакой цели. Он просто есть.
В фильме множество сюжетных ходов, случайных персонажей, которые при этом отлично выписаны. Кажется, что пазл истории вот-вот рассыпется на мелкие части и только яркая личность «Дока» связывает все воедино своей меланхолией и невозмутимостью.
У Феникса получилось играть не играя. Для этого фильма никто не подошёл бы лучше. Обычно педантичный, не особо любящий импровизацию Андерсон во «Врождённом пороке» предоставил ему полный карт-бланш. Это сделало картину уникальной, запоминающейся с первых кадров.
«Ненавижу контролируемую актерскую игру! – говорит Хоакин Феникс. – Я хочу ловить то, что приходит ко мне в эту секунду».
В картине много отличного чёрного юмора. В ней раскрылся комедийный талант Феникса.
«Врождённый порок» – это сентиментальное путешествие в Лос-Анджелес 70-х. Эпоху заката хиппи, битников. Андерсон до сих пор снимает свои фильмы на пленку. Без пленочного зерна, ламповых теплых цветов, старомодной картинки режиссёр не мыслит эстетику того времени.