Чешская фотография: классическая, новаторская, по-кафкиански поэтичная

Среди представителей чешской фотографии фигурируют ведущие деятели мирового фотоискусства в разных жанрах – от классической документальной фотожурналистики до сюрреализма и авангарда. Мозаика работ мастеров на протяжении всего 20-го века может похвалиться инновациями, глубиной и широтой творческих направлений. Они находили сюрреализм в повседневном, мистическое в откровенном, кафкианскую поэтику в документальном.

В историческом контексте чешская фотография развивалась, во многом перекликаясь с мировыми тенденциями, начиная с живописного модерна, расцвета авангарда и развития фотомонтажа в 1920-1940-х годах. Мы остановимся на некоторых авторах, исследовавших разноплановые творческие тенденции.

Смелым и новаторским для своего времени прослыл Франтишек Дртикол (František Drtikol; 1883 – 1961). Как и многие коллеги, на этапе становления он не избежал влияния пикториализма. Но в дальнейшем обогатил свой съёмочный стиль элементами футуризма, экспрессионизма и кубизма. Снимая...

Среди представителей чешской фотографии фигурируют ведущие деятели мирового фотоискусства в разных жанрах – от классической документальной фотожурналистики до сюрреализма и авангарда. Мозаика работ мастеров на протяжении всего 20-го века может похвалиться инновациями, глубиной и широтой творческих направлений. Они находили сюрреализм в повседневном, мистическое в откровенном, кафкианскую поэтику в документальном.

В историческом контексте чешская фотография развивалась, во многом перекликаясь с мировыми тенденциями, начиная с живописного модерна, расцвета авангарда и развития фотомонтажа в 1920-1940-х годах. Мы остановимся на некоторых авторах, исследовавших разноплановые творческие тенденции.

Смелым и новаторским для своего времени прослыл Франтишек Дртикол (František Drtikol; 1883 – 1961). Как и многие коллеги, на этапе становления он не избежал влияния пикториализма. Но в дальнейшем обогатил свой съёмочный стиль элементами футуризма, экспрессионизма и кубизма. Снимая обнажённую натуру, фотограф окружал моделей геометрическими элементами, использовал световые кольца и конусы. Эфирные формы фигур часто символизировали душу и её восхождение к свету или высшему познанию. Он оставил много портретов известных личностей, но его главной темой осталась женская натура.

Под влиянием Дртикола пришёл в фотографию Яромир Функе (Jaromír Funke; 1896 – 1945). Он бросил изучать медицину, юриспруденцию и философию, чтобы посвятить себя искусству светописи, и в 1920-30-е годы уже занимал ведущие позиции среди мэтров чешской фотографии. Функе проводил смелые эксперименты с техникой, «целился» с нестандартных углов, использовал отражения, затевал геометрические и световые исследования, ставил опыты с коллажами и абстракцией, интерпретируя роли предмета в кадре. Позже от явного авангарда он перешёл к документальному стилю. У Функе обучались Йозеф Судек и Зденко Фейфар.

Выдающийся чешский фотограф Зденко Фейфар (Zdenko Feyfar, 1913 – 2001) оставил след в истории мирового фотоискусства, сделав большинство своих снимков в Праге и в родных Исполиновых горах. Йозеф Судек (Josef Sudek; 1896 –1976) так же наиболее известен фотографиями Праги и снимками, сделанными из окна своей студии. 

Прага вдохновляла и других фотографов, связывавших свою фотографическую практику с чешской столицей, например, Иржи Вшетечка (Jiří Všetečka; 1937). Он снимает на улицах любимого города с 1958 года и гордо носит прозвище Пражский ходок. С цветной съёмкой сдружился в конце 20-го века, но сохранил верность плёнке. На его счету 22 фотоиздания.

Ева Фука (Eva Fuka; 1927 – 2015) так же входит в число основоположников чешской фотографии. Наряду с коллегами она внедряла различные подходы к практике для достижения особых эффектов между светом и тенью.

Классик чешской гуманистической фотографии Милон Новотны (Milon Novotny; 1930 – 1992) принадлежит к поколению, на которое повлияла легендарная выставка куратора Эдварда Стайхена «Род человеческий». Как и Анри Картье-Брессон, Новотны снимал исключительно чёрно-белые фотографии, принципиально работал с камерой Leica и придерживался принципа «решающего момента». Новотны был фотографическим поэтом повседневной жизни. От его работ веет сопереживанием и способностью заглянуть под поверхность будничности в самую глубину сцены.

Дана Киндрова (Dana Kyndrová; 1955) – представительница чешской фотографии, о которой говорят «диагноз – женщина». Ключевым вдохновителем стал для неё Милон Новотны. Хотя Киндрова выбрала свой, личный мир в фотографии и над эстетикой у неё всегда берёт верх сама тема, открытость и честность. В числе наиболее известных фотоциклов автора «Женщина между первым и последним вздохом». Киндрова не окрашивает женскую вселенную в розовый цвет, а создаёт документальные свидетельства о том, какова жизнь тех, чья главная роль – быть женщиной.

Виктор Колар (Viktor Kolář; 1941) не только в числе лучших чешских фотографов-документалистов, но и один из немногих, доказавших свою верность одной теме, а именно – Остраве. Город, в котором родился Колар, стал его Альфой и Омегой. Объектив фотографа без прикрас зафиксировал жизнь общества такой, какая она есть, заглядывая в судьбы простых людей. На замечания о мрачноватости снимков, словно тронутых кафкианской поэтикой, отвечает, что такова правда. А он именно её и показывает. 

Не романтизирует повседневную жизнь ещё один почитаемый фотограф Чехии – Йиндржих Штрейт (Jindřich Štreit; 1946). Никто не фотографировал сельскую местность так долго и систематически, как он. Обитатели провинции с их обыденностью и необычайностью – самая важная тема в работе Штрейта. При этом автор сохраняет способность к определённой объективности и не теряется в индивидуальных судьбах. Он чутко использует свет, композицию и другие художественные средства для передачи идеи.

Йозеф Куделка (Josef Koudelka; 1938) – ещё один мастер, чьи работы причисляют уже не только к чешской, но к мировой классике фотографического мастерства. Путь свой Куделка начал в Чехии, где родился и создал фотоциклы, принёсшие автору первую славу. Его «Цыгане» называют одной из знаковых фотосерий 20-го века. В фотографию Куделка пришёл из авиационной инженерии. Хорошая композиция необходима фотоснимку, как самолёту равновесие, говорит Куделка. В 1970-х он покинул Чехию в поисках политического убежища и обосновался во Франции, но на месте не сидел. Ирландия, Испания, Англия, Франция, Израиль – много земель повидала его камера за полувековую карьеру.

В нашем альбоме избранные работы чешских фотомастеров, которые прославились на весь мир.

Читать ещё ...
Сёстры. Острава, 1983. Фотограф Виктор Колар
Утки. Острава. Фотограф Виктор Колар
Острава. Фотограф Виктор Колар
Острава. Фотограф Виктор Колар
Острава. Фотограф Виктор Колар
Острава. Фотограф Виктор Колар
Острава. Фотограф Виктор Колар
Острава. Фотограф Виктор Колар
Острава, 1988. Фотограф Виктор Колар
Острава, 1994. Фотограф Виктор Колар
Острава, 1978. Фотограф Виктор Колар
Острава, 1979. Фотограф Виктор Колар
Витрина. Острава. Фотограф Виктор Колар
Вечная встреча цыгана и лошади. Острава, 1967. Фотограф Виктор Колар
У телевизора. Фотограф Йиндржих Штрейт
Фото с котом из цикла Идиллия на кухне, в Арнолтице, Чехия, 1990. Фотограф Йиндржих Штрейт
Стрельба, 1986. Фотограф Йиндржих Штрейт
Серп и молот. Фотограф Йиндржих Штрейт
Священник обнимает старушку, 1980. Фотограф Йиндржих Штрейт
Поиск пути, 1993. Фотограф Йиндржих Штрейт
Плакат, 1980. Фотограф Йиндржих Штрейт
Памятник жертвам и павшим воинам, 1980. Фотограф Йиндржих Штрейт
Обед, 1986. Фотограф Йиндржих Штрейт
Оломоуц, 1975. Фотограф Йиндржих Штрейт
Мужчина с телевизором. Фотограф Йиндржих Штрейт
Обед в поле. Фотограф Йиндржих Штрейт
Лебедь. Фотограф Йиндржих Штрейт
Картошка, 1983. Фотограф Йиндржих Штрейт
Дирижер, 1980. Фотограф Йиндржих Штрейт
За столом. Фотограф Йиндржих Штрейт
Нет доступных фотографий