Чешская фотография: классическая, новаторская, по-кафкиански поэтичная

Среди представителей чешской фотографии фигурируют ведущие деятели мирового фотоискусства в разных жанрах – от классической документальной фотожурналистики до сюрреализма и авангарда. Мозаика работ мастеров на протяжении всего 20-го века может похвалиться инновациями, глубиной и широтой творческих направлений. Они находили сюрреализм в повседневном, мистическое в откровенном, кафкианскую поэтику в документальном.

В историческом контексте чешская фотография развивалась, во многом перекликаясь с мировыми тенденциями, начиная с живописного модерна, расцвета авангарда и развития фотомонтажа в 1920-1940-х годах. Мы остановимся на некоторых авторах, исследовавших разноплановые творческие тенденции.

Смелым и новаторским для своего времени прослыл Франтишек Дртикол (František Drtikol; 1883 – 1961). Как и многие коллеги, на этапе становления он не избежал влияния пикториализма. Но в дальнейшем обогатил свой съёмочный стиль элементами футуризма, экспрессионизма и кубизма. Снимая...

Среди представителей чешской фотографии фигурируют ведущие деятели мирового фотоискусства в разных жанрах – от классической документальной фотожурналистики до сюрреализма и авангарда. Мозаика работ мастеров на протяжении всего 20-го века может похвалиться инновациями, глубиной и широтой творческих направлений. Они находили сюрреализм в повседневном, мистическое в откровенном, кафкианскую поэтику в документальном.

В историческом контексте чешская фотография развивалась, во многом перекликаясь с мировыми тенденциями, начиная с живописного модерна, расцвета авангарда и развития фотомонтажа в 1920-1940-х годах. Мы остановимся на некоторых авторах, исследовавших разноплановые творческие тенденции.

Смелым и новаторским для своего времени прослыл Франтишек Дртикол (František Drtikol; 1883 – 1961). Как и многие коллеги, на этапе становления он не избежал влияния пикториализма. Но в дальнейшем обогатил свой съёмочный стиль элементами футуризма, экспрессионизма и кубизма. Снимая обнажённую натуру, фотограф окружал моделей геометрическими элементами, использовал световые кольца и конусы. Эфирные формы фигур часто символизировали душу и её восхождение к свету или высшему познанию. Он оставил много портретов известных личностей, но его главной темой осталась женская натура.

Под влиянием Дртикола пришёл в фотографию Яромир Функе (Jaromír Funke; 1896 – 1945). Он бросил изучать медицину, юриспруденцию и философию, чтобы посвятить себя искусству светописи, и в 1920-30-е годы уже занимал ведущие позиции среди мэтров чешской фотографии. Функе проводил смелые эксперименты с техникой, «целился» с нестандартных углов, использовал отражения, затевал геометрические и световые исследования, ставил опыты с коллажами и абстракцией, интерпретируя роли предмета в кадре. Позже от явного авангарда он перешёл к документальному стилю. У Функе обучались Йозеф Судек и Зденко Фейфар.

Выдающийся чешский фотограф Зденко Фейфар (Zdenko Feyfar, 1913 – 2001) оставил след в истории мирового фотоискусства, сделав большинство своих снимков в Праге и в родных Исполиновых горах. Йозеф Судек (Josef Sudek; 1896 –1976) так же наиболее известен фотографиями Праги и снимками, сделанными из окна своей студии. 

Прага вдохновляла и других фотографов, связывавших свою фотографическую практику с чешской столицей, например, Иржи Вшетечка (Jiří Všetečka; 1937). Он снимает на улицах любимого города с 1958 года и гордо носит прозвище Пражский ходок. С цветной съёмкой сдружился в конце 20-го века, но сохранил верность плёнке. На его счету 22 фотоиздания.

Ева Фука (Eva Fuka; 1927 – 2015) так же входит в число основоположников чешской фотографии. Наряду с коллегами она внедряла различные подходы к практике для достижения особых эффектов между светом и тенью.

Классик чешской гуманистической фотографии Милон Новотны (Milon Novotny; 1930 – 1992) принадлежит к поколению, на которое повлияла легендарная выставка куратора Эдварда Стайхена «Род человеческий». Как и Анри Картье-Брессон, Новотны снимал исключительно чёрно-белые фотографии, принципиально работал с камерой Leica и придерживался принципа «решающего момента». Новотны был фотографическим поэтом повседневной жизни. От его работ веет сопереживанием и способностью заглянуть под поверхность будничности в самую глубину сцены.

Дана Киндрова (Dana Kyndrová; 1955) – представительница чешской фотографии, о которой говорят «диагноз – женщина». Ключевым вдохновителем стал для неё Милон Новотны. Хотя Киндрова выбрала свой, личный мир в фотографии и над эстетикой у неё всегда берёт верх сама тема, открытость и честность. В числе наиболее известных фотоциклов автора «Женщина между первым и последним вздохом». Киндрова не окрашивает женскую вселенную в розовый цвет, а создаёт документальные свидетельства о том, какова жизнь тех, чья главная роль – быть женщиной.

Виктор Колар (Viktor Kolář; 1941) не только в числе лучших чешских фотографов-документалистов, но и один из немногих, доказавших свою верность одной теме, а именно – Остраве. Город, в котором родился Колар, стал его Альфой и Омегой. Объектив фотографа без прикрас зафиксировал жизнь общества такой, какая она есть, заглядывая в судьбы простых людей. На замечания о мрачноватости снимков, словно тронутых кафкианской поэтикой, отвечает, что такова правда. А он именно её и показывает. 

Не романтизирует повседневную жизнь ещё один почитаемый фотограф Чехии – Йиндржих Штрейт (Jindřich Štreit; 1946). Никто не фотографировал сельскую местность так долго и систематически, как он. Обитатели провинции с их обыденностью и необычайностью – самая важная тема в работе Штрейта. При этом автор сохраняет способность к определённой объективности и не теряется в индивидуальных судьбах. Он чутко использует свет, композицию и другие художественные средства для передачи идеи.

Йозеф Куделка (Josef Koudelka; 1938) – ещё один мастер, чьи работы причисляют уже не только к чешской, но к мировой классике фотографического мастерства. Путь свой Куделка начал в Чехии, где родился и создал фотоциклы, принёсшие автору первую славу. Его «Цыгане» называют одной из знаковых фотосерий 20-го века. В фотографию Куделка пришёл из авиационной инженерии. Хорошая композиция необходима фотоснимку, как самолёту равновесие, говорит Куделка. В 1970-х он покинул Чехию в поисках политического убежища и обосновался во Франции, но на месте не сидел. Ирландия, Испания, Англия, Франция, Израиль – много земель повидала его камера за полувековую карьеру.

В нашем альбоме избранные работы чешских фотомастеров, которые прославились на весь мир.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм