Берлинский кинофестиваль: знаковые фильмы в истории «Золотого медведя»

Берлинский кинофестиваль: знаковые фильмы в истории «Золотого медведя»
Берлинский кинофестиваль: знаковые фильмы в истории «Золотого медведя»

Золотой медведь Берлинского кинофестиваля – одна из наиболее желанных кинематографических наград в мире. За свою долгую историю Берлинале не раз менял географические пристрастия и оптику, но при этом не был таким тенденциозным как Оскар, таким нарочито эстетским как возникший двумя годами ранее Каннский и таким «европеоцентричным» как (до поры до времени) Венецианский фестиваль.

Фильмы-лауреаты Берлинале ценятся не только «высоколобыми» критиками, но и обычными зрителями, которые хотят видеть чуть дальше, чем того предполагает коммерческое кино. Это, впрочем, никогда не мешало жюри фестиваля останавливать свой выбор то на авторском кино, то на экранизациях классики, то на жанровых картинах, а среди номинантов на главный приз видеть равно именитых и малоизвестных режиссёров, будь они представителями таких выдающихся «кинодержав» как Франция, Италия и США, или беглецами из стран, где кино находится под постоянным давлением, как, например, в Иране.

Впервые организовать фестиваль в оккупационной зоне, находившейся тогда под контролем США, предложила американская администрация и в 1951-м году было положено начало большой истории Берлинале. Неудивительно, что впервые шесть лет именно американские ленты пользовались особой благосклонностью жюри. Одновременно проводились эксперименты с народным голосованием за лучший фильм, но после того как публика проигнорировала, например, культовый «Расёмон» (1950) Акиры Куросавы, организаторы поняли, что с демократией пора заканчивать.

Со второй половины 1950-х до середины 1960-х увеличивается не только география рассматриваемых режиссёров – фильмы, которым суждено будет впоследствии стать культовыми, передают друг другу «эстафету» в виде статуэтки Золотого медведя. «12 разгневанных мужчин» Люмета (1957), «Земляничная поляна» Бергмана (1958), «Ночь» Антониони (1961), Альфавиль Годара (1965), «Тупик» Полански (1966) не оставляют равнодушными ни зрителей, ни критиков. Но в это же время ГДР и восточноевропейские страны практически не попадают на конкурс, да и западно-немецкое кино получает меньше одной статуэтки в десятилетие(!).

В 1970-е годы, кроме «традиционных» лауреатов-итальянцев (Де Сика, Пазолини) в списках победителей появляются представители Индиии (Рай), СССР (Шепитько), Венгрии (Мессарош), что знаменует поиск новых режиссёров с прежде неинтересной номинаторам политической «ойкумены». Этот процесс с удвоенной силой возобновится в конце 1980-х, чтобы не останавливаться по сей день.

Но это произойдёт после периода «закрытости», который продлится десятилетие. Между советскими обладателями золотого медведя 1977-го и 1987-го годов статуэтки будут получать лишь немецкие (5 раз), испанские (4 раза), американские (2 раза) и британские (2 раза) ленты, иногда деля награды между собой.

С окончанием Холодной войны география обладателей Золотого медведя расширится максимально, наравне с США, Италией и Францией отправят в Берлин своих режиссёров, чтобы одержать там уверенную победу Китай, Тайвань, ЮАР, Израиль,...

Золотой медведь Берлинского кинофестиваля – одна из наиболее желанных кинематографических наград в мире. За свою долгую историю Берлинале не раз менял географические пристрастия и оптику, но при этом не был таким тенденциозным как Оскар, таким нарочито эстетским как возникший двумя годами ранее Каннский и таким «европеоцентричным» как (до поры до времени) Венецианский фестиваль.

Фильмы-лауреаты Берлинале ценятся не только «высоколобыми» критиками, но и обычными зрителями, которые хотят видеть чуть дальше, чем того предполагает коммерческое кино. Это, впрочем, никогда не мешало жюри фестиваля останавливать свой выбор то на авторском кино, то на экранизациях классики, то на жанровых картинах, а среди номинантов на главный приз видеть равно именитых и малоизвестных режиссёров, будь они представителями таких выдающихся «кинодержав» как Франция, Италия и США, или беглецами из стран, где кино находится под постоянным давлением, как, например, в Иране.

Впервые организовать фестиваль в оккупационной зоне, находившейся тогда под контролем США, предложила американская администрация и в 1951-м году было положено начало большой истории Берлинале. Неудивительно, что впервые шесть лет именно американские ленты пользовались особой благосклонностью жюри. Одновременно проводились эксперименты с народным голосованием за лучший фильм, но после того как публика проигнорировала, например, культовый «Расёмон» (1950) Акиры Куросавы, организаторы поняли, что с демократией пора заканчивать.

Со второй половины 1950-х до середины 1960-х увеличивается не только география рассматриваемых режиссёров – фильмы, которым суждено будет впоследствии стать культовыми, передают друг другу «эстафету» в виде статуэтки Золотого медведя. «12 разгневанных мужчин» Люмета (1957), «Земляничная поляна» Бергмана (1958), «Ночь» Антониони (1961), Альфавиль Годара (1965), «Тупик» Полански (1966) не оставляют равнодушными ни зрителей, ни критиков. Но в это же время ГДР и восточноевропейские страны практически не попадают на конкурс, да и западно-немецкое кино получает меньше одной статуэтки в десятилетие(!).

В 1970-е годы, кроме «традиционных» лауреатов-итальянцев (Де Сика, Пазолини) в списках победителей появляются представители Индиии (Рай), СССР (Шепитько), Венгрии (Мессарош), что знаменует поиск новых режиссёров с прежде неинтересной номинаторам политической «ойкумены». Этот процесс с удвоенной силой возобновится в конце 1980-х, чтобы не останавливаться по сей день.

Но это произойдёт после периода «закрытости», который продлится десятилетие. Между советскими обладателями золотого медведя 1977-го и 1987-го годов статуэтки будут получать лишь немецкие (5 раз), испанские (4 раза), американские (2 раза) и британские (2 раза) ленты, иногда деля награды между собой.

С окончанием Холодной войны география обладателей Золотого медведя расширится максимально, наравне с США, Италией и Францией отправят в Берлин своих режиссёров, чтобы одержать там уверенную победу Китай, Тайвань, ЮАР, Израиль, Перу, Бразилия, Турция, Румыния, Иран, Босния и Герцеговина. Вначале 2000-х впервые главная премия вручается за анимационный фильм.

Берлинале становится более открытым, его волнует многообразие красок мира, проблемы отдельных народов и взаимопроникновения культур. Часто общепонятные человеческие истории рассказываются с поправкой на национальный колорит, что даёт зрителю возможность проникнуться персонажами и окружающими их обстоятельствами. Совокупность этих факторов и создаёт невероятную атмосферу Берлинского кинофестиваля, к которой уже без малого семьдесят лет тянутся поклонники подлинного кинематографа.

Предлагаем вашему вниманию подборку фильмов, которые в разные годы вошли в число достойнейших кинопремьер фестиваля, и которые, без сомнения, стоит посмотреть.

Ещё
Нет доступных видео в данный момент

Чёрный уголь, тонкий лёд / Black Coal, Thin Ice (2014)
Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 6,2

При весьма «скромной» фильмографии – Дяо Инань снимает картины с большими интервалами, в перерывах полностью «отдаваясь» театру – режиссёр сумел покорить жюри Берлинского кинофестиваля, вручившее не только Золотого медведя фильму «Чёрный уголь, тонкий лёд», но и Серебрянного медведя исполнителю главной роли. Да, картины Инаня «Униформа» (2003) и «Ночной поезд» (2007) прежде показывали в Каннах, но...

Чёрный уголь, тонкий лёд / Black Coal, Thin Ice (2014)
Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 6,2

При весьма «скромной» фильмографии – Дяо Инань снимает картины с большими интервалами, в перерывах полностью «отдаваясь» театру – режиссёр сумел покорить жюри Берлинского кинофестиваля, вручившее не только Золотого медведя фильму «Чёрный уголь, тонкий лёд», но и Серебрянного медведя исполнителю главной роли. Да, картины Инаня «Униформа» (2003) и «Ночной поезд» (2007) прежде показывали в Каннах, но вручение китайскому режиссёру статуэтки на Берлинале наделало порядком шуму среди критиков и публики.

Инань, принадлежащий к так называемому «шестому поколению» китайского кинематографа, признавался, что писал сценарий для фильма на протяжении восьми лет. В итоге у него получился кафкианский детективный триллер на стыке коммерческого жанрового кино и арт-хауса. В сюжете нашлось место и закрученной истории о маньяке, и экзистенциальной драме, и даже чёрному юмору. Отличная актёрская игра (исполнитель главной роли Ляо Фань поправился для съёмок почти на двадцать килограмм – привет, Кристиан Бэйл!), помноженная на стильный давящий визуал, стали вишенкой на торте и принесли картине «Чёрный уголь, тонкий лёд» заслуженный успех.

Действие фильма начинается в 1999-м году, когда в разных городах провинции Хэйлунцзян находят части расчленённого тела. Дело поручают вести детективу Чжан Цзыли. В результате в умершем опознают работника угольного завода Лян Чжицзюня, а подозрение падает на двух братьев, которые оказывают сопротивление полиции. В перестрелке убиты и полицейские, и подозреваемые, а сам Чжан получает ранение. Дело считается закрытым до 2004-го года, когда страдающий от алкоголизма и семейных неурядиц, уволившийся из полиции Чжан узнаёт о двух похожих убийствах и решает взяться за неофициальное расследование…

Ещё

Развод Надера и Симин / A Separation (2011)
Рейтинг IMDb: 8.3; Кинопоиска: 7,7

Дебютный фильм «Танцуя в пыли» (2003) принёс Асгару Фархади приз на Московском кинофестивале. За большой международный прорыв – картину «О Элли» (2009) режиссёр получил уже Серебряного медведя, а следующая работа «Развод Надера и Симин», кроме трёх серебряных статуэток, принесла ему золото Берлинале, а также премии Оскар, Сезар, «Давид ди Донателло» и множество других. Для скромного иранского кинематографа, который...

Развод Надера и Симин / A Separation (2011)
Рейтинг IMDb: 8.3; Кинопоиска: 7,7

Дебютный фильм «Танцуя в пыли» (2003) принёс Асгару Фархади приз на Московском кинофестивале. За большой международный прорыв – картину «О Элли» (2009) режиссёр получил уже Серебряного медведя, а следующая работа «Развод Надера и Симин», кроме трёх серебряных статуэток, принесла ему золото Берлинале, а также премии Оскар, Сезар, «Давид ди Донателло» и множество других. Для скромного иранского кинематографа, который к тому же находится под жёстким контролем государства – прорыв небывалый, ставший результатом многолетних исканий иранской Новой волны.

Фархади подкупает критику и зрительскую аудиторию умением говорить о реальных проблемах общества – бедности, несвободе (как внешней, так и внутренней), двойственности морали, трудностях в отношениях между людьми – не скатываясь при этом в «чернуху» или морализаторство. Он мастер подмечать и использовать детали, которые придают происходящему на экране едва ли не документальную достоверность. Проработка характеров лежит в литературоцентричности сценариев Фархади – он черпает вдохновение не только из кинематографа, но также из произведений Чехова, Толтого и Ибсена. Поэтому выглядят живыми главные герои «Развод Надера и Симин» в исполнении Лейлы Хатами и Пеймана Моаади.

Надер и Симин живут в браке уже четырнадцать лет. Они ведут такой же быт, как миллионы других семей, воспитывая одиннадцатилетнюю дочь Терме. Но дело в том, что живут они в консервативном, религиозном и довольно авторитарном Иране. Когда Симин предлагает Надеру эмигрировать, тот отказывается, потому что не может оставить старого и больного отца. Споры перерастают в ссоры и наконец жена подаёт на развод, хотя каждый из родителей надеется, что дочь в итоге останется с ним. Симин уезжает к матери, а Надер для присмотра за отцом нанимает Разие – женщину, которая находится не в менее трудном положении, чем он сам. И без того непростую ситуацию усложняют строгие религиозные порядки в стране…

Ещё

Унесённые призраками / Spirited Away (2001)
Рейтинг IMDb: 8.6; Кинопоиска: 8,4

Имя Хаяо Миядзаки известно даже тем, кто не является фанатом аниме – его работы вышли не только за рамки жанра, но и за рамки мультипликации, чему служит свидетельством триумф на Берлинале. Режиссёр начал работать ещё в начале 1970-х, но мировой успех пришёл к нему более двадцати лет спустя. Экранизации традиционных японских манга пользовались популярностью на родине, но оставались практически непонятыми за...

Унесённые призраками / Spirited Away (2001)
Рейтинг IMDb: 8.6; Кинопоиска: 8,4

Имя Хаяо Миядзаки известно даже тем, кто не является фанатом аниме – его работы вышли не только за рамки жанра, но и за рамки мультипликации, чему служит свидетельством триумф на Берлинале. Режиссёр начал работать ещё в начале 1970-х, но мировой успех пришёл к нему более двадцати лет спустя. Экранизации традиционных японских манга пользовались популярностью на родине, но оставались практически непонятыми за рубежом, даже когда в середине 1980-х Миядзаки перешёл от сериалов к полнометражным фильмам.

Кроме незабываемого визуального стиля, черпающего вдохновение в японском фольклоре и мировой литературе, а также захватывающего сюжета, режиссёр предлагал зрителю поразмышлять не только об общечеловеческих ценностях и нравственных проблемах, но и о актуальных проблемах экологии или милитаризма. Уже впоследствии зрители ретроспективно оценят его классические картины «Навсикая из Долины ветров» (1984), «Мой сосед Тоторо» (1988) и «Принцесса Мононоке» (1997), но произойдёт это в первую очередь благодаря «Унесённым призраками», которые кроме Золотого медведя принесли Миядзаки Оскар и четыре премии Энни.

Главная героиня фильма – десятилетняя девочка Тихиро переезжает с родителями в дом в японской глубинке, но, запутавшись в дороге, семья натыкается на странную стену, за которой обнаруживает пустующий город. Несмотря на то, что все здания заброшены, путники находят ресторанчик, где нет людей, но есть стол, уставленный лакомствами. Родители, не сумев побороть искушение, набрасываются на еду, пока девочка гуляет по городу. На улице Тихиро наконец встречает мальчика, который советует ей убираться и вскоре улицы городка заполняют странные призрачные создания. Девочка бежит к родителям и находит их, превратившимися в свиней. Теперь, чтобы добыть свободу себе и родителям, Тихиро придётся угодить хозяйке городка – колдунье Юбабе…

Ещё

Магнолия / Magnolia (1999)
Рейтинг IMDb: 8.0; Кинопоиска: 7,4

Уже после двух первых фильмов Пола Томаса Андерсона «Роковая восьмёрка» (1996) и «Ночи в стиле буги» (1997) критики и ценители кино поняли, что на голливудском небосклоне взошла новая звезда независимой режиссуры. Андерсон продемонстрировал до чего тонка обыденная реальность и насколько люди непоследовательно-иррациональны в своих поступках. Сочетая неторопливый сторителлинг с неожиданными сюжетными встрясками, он заставлял лучших...

Магнолия / Magnolia (1999)
Рейтинг IMDb: 8.0; Кинопоиска: 7,4

Уже после двух первых фильмов Пола Томаса Андерсона «Роковая восьмёрка» (1996) и «Ночи в стиле буги» (1997) критики и ценители кино поняли, что на голливудском небосклоне взошла новая звезда независимой режиссуры. Андерсон продемонстрировал до чего тонка обыденная реальность и насколько люди непоследовательно-иррациональны в своих поступках. Сочетая неторопливый сторителлинг с неожиданными сюжетными встрясками, он заставлял лучших актёров современности играть на пределе возможностей. Залогом визуальной глубины картин Андерсона является не только глубокое понимание работы оператора, но и принципиальный отказ от цифровых камер в пользу плёнки – дорогой, но оправдывающий себя подход.

В «Магнолии» способности Андерсона, кажется, достигают своего пика. Здесь и ювелирная режиссёрская работа и сложный литературоцентричный сценарий, с обилием перипетий, диалогов и персонажей, чьи судьбы пересекаются. Говоря о персонажах, нельзя не сказать о потрясающем воображение всякого киномана актёрском ансамбле – Том Круз, Джулианна Мур, Филип Сеймур Хоффман, Уильям Мэйси, Джейсон Робардс и любимчик режиссёра с первых картин Джон Си. Райли. Оператором стал Роберт Элсвит, который получит оскаровскую статуэтку за другой фильм Андерсона – «Нефть» (2007). «Магнолия» же была удостоена главного приза Берлинского кинофестиваля, Золотого глобуса и трёх номинаций на премию Оскар.

В картине одновременно действуют более двадцати из персонажей, среди которых тренер личностного роста и шоумен Фрэнк Мэки, его умирающий от рака отец Эрл Патридж, простак-полицейский Джим Карринг, наркоманка Клодия Гейтор, мальчик-вундеркинд Стэнли Спектор, ведущий телешоу Джимми Гейтор и многие другие. В течение одного долгого калифорнийского дня их судьбы пересекутся, чтобы изменить жизнь героев навсегда. Отцы и дети, любящие и любимые, презирающие и обиженные встанут лицом перед своими потаёнными мыслями и страхами, прежде чем город накроет почти библейский катаклизм…

Ещё

Тонкая красная линия / The Thin Red Line (1998)
Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 7,4

Терренс Малик – режиссёр удивительный и в своём роде единственный. Имея за плечами философское образование, он умудряется снимать сложное авторское кино со звёздами первой величины. По глубине визуальной поэтики его сравнивают с Тарковским и Кубриком. Первые два фильма Маллика «Пустоши» (1973) и «Дни жатвы» (1978) снискали признание и престижные награды на Каннском кинофестивале и Оскаре, после чего режиссёр, и...

Тонкая красная линия / The Thin Red Line (1998)
Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 7,4

Терренс Малик – режиссёр удивительный и в своём роде единственный. Имея за плечами философское образование, он умудряется снимать сложное авторское кино со звёздами первой величины. По глубине визуальной поэтики его сравнивают с Тарковским и Кубриком. Первые два фильма Маллика «Пустоши» (1973) и «Дни жатвы» (1978) снискали признание и престижные награды на Каннском кинофестивале и Оскаре, после чего режиссёр, и без того слывущий чудаком и ведущий затворнический образ жизни, ушёл из кино, чтобы триумфально вернуться двадцать(!) лет спустя с фильмом «Тонкая красная линия».

В этой картине Малик замешивает прекрасные пейзажи тихоокеанских островов с бессмысленным насилием войны. Каждый из персонажей-солдат кажется узнаваемым и живым, благодаря выдающемуся без преувеличений актёрскому составу, где сверкают такие брильянты как Джим Кэвизел, Шон Пенн, Вуди Харрельсон, Джон Кьюсак, Эдриен Броуди, Джаред Лето, Джон Траволта, Джордж Клуни, Ник Нолти (роль Микки Рурка была вырезана из фильма, а список актёров, оставленных режиссёром «за бортом» потрясает не меньше – Питт, Нортон, Олдмен, Пачино, Уиллис!). За операторскую работу отвечал Джон Толл, известный также по «Храброму сердцу», «Легендам осени», «Облачному атласу» (за первые два он получит по Оскару). Музыкальное сопровождение написано мастером своего дела Хансом Циммером. Так уж вышло, что семь номинаций на Оскар остались лишь номинациями, но, к счастью, жюри Берлинале не обнесло мастера Золотым медведем.

Действие «Тонкой красной линии» разворачивается на острове Гуадаканал в 1942-м году. Туда отправлен скрывавшийся от службы в туземном племени рядовой Уитт. Посреди тихоокеанской идиллии начинается кровавое сражение между американскими и японскими войсками. Американцы готовы даже ценой своих жизней выполнить бесчеловечный приказ и взять укрепления противника штурмом. Но что, если праздновать победу будет уже некому?

Ещё

Центральный вокзал / Central Station (1998)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,6

Вальтер Саллес – бразильский режиссёр, который стал известен благодаря фильму «Центральный вокзал», победившему на Берлинале. С тех пор его работы, будь то основанные на жизни Че Гевары «Дневники мотоциклиста» (2004) или экранизация Керуака «На дороге» (2012), привлекают к себе внимание. Часто фильмы Саллеса это пропитанные южным солнцем роуд-муви, которые позволяют проследить за изменением героев под натиском...

Центральный вокзал / Central Station (1998)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,6

Вальтер Саллес – бразильский режиссёр, который стал известен благодаря фильму «Центральный вокзал», победившему на Берлинале. С тех пор его работы, будь то основанные на жизни Че Гевары «Дневники мотоциклиста» (2004) или экранизация Керуака «На дороге» (2012), привлекают к себе внимание. Часто фильмы Саллеса это пропитанные южным солнцем роуд-муви, которые позволяют проследить за изменением героев под натиском новых знакомств и обстоятельств.

Главные роли в фильме «Центральный вокзал» исполнил убедительный и синергичный дуэт Фернанды Монтенегру и Винисиуша ди Оливейра – мальчик, не имевший до этого актёрского опыта, познакомился с Саллесом, пытаясь вычистить режиссёру ботинки. Оператором выступил опытный Вальтер Карвалью, а композитором стал Антониу Пинту, впоследствии создавший саундтреки для таких фильмов как «Город Бога», «Оружейный барон» и др. Картина получила три награды на Берлинском кинофестивале, включая Золотого медведя, премии БАФТА, Золотой глобус и две номинации на Оскар.

«Центральный вокзал» рассказывает историю немолодой женщины по имени Дора, которая зарабатывает тем, что пишет письма для неграмотных на вокзале в Рио-де-Жанейро. Долгое время она помогает бедной женщине Ане, но та однажды гибнет в аварии. У Аны остаётся сын – Жозуэ, которому теперь необходимо найти своего отца. Но, писавшая отцу мальчика, Дора не спешит помочь Жозуэ, решая заработать на нём. В конце концов она поддаётся неясному ещё голосу совести и соглашается отправиться с мальчиком на поиски не только и не столько его отца, но на поиски той себя, которой была прежде…

Ещё

Во имя отца / In the Name of the Father (1993)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 7,8

Уже с первым своим фильмом «Моя левая нога» (1989) Джим Шеридан привлёк к себе внимание критиков – фильм заработал три номинации на Оскар и две статуэтки, одна из которых досталась Дэниелу Дэй-Льюису, одному из титулованнейших актёров современности. Именно за умение работать с артистами, выжимая из них максимум, Шеридана прозвали «режиссёр актёров». Другим его достоинством является то, что он сам пишет сценарии...

Во имя отца / In the Name of the Father (1993)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 7,8

Уже с первым своим фильмом «Моя левая нога» (1989) Джим Шеридан привлёк к себе внимание критиков – фильм заработал три номинации на Оскар и две статуэтки, одна из которых досталась Дэниелу Дэй-Льюису, одному из титулованнейших актёров современности. Именно за умение работать с артистами, выжимая из них максимум, Шеридана прозвали «режиссёр актёров». Другим его достоинством является то, что он сам пишет сценарии для своих картин. Может быть, Шеридан, при всех своих талантах, мог бы перебраться в Голливуд и стать коммерчески успешным режиссёром, но он навсегда остался верен своей многострадальной родине Ирландии, затрагивая в фильмах политические, социальные и религиозные проблемы.

Третья картина Шеридана «Во имя отца» подтвердила, что оказанное ему доверие полностью оправдано. Оператором стал Питер Бизу, который работал с другими культовыми режиссёрами: Аланом Паркером (за фильм «Миссисипи в огне» уже получив Оскар) и Терри Гиллиамом. Главную роль исполнил «талисман» Шеридана – Дэниел Дэй-Льюис, компанию которому составили Эмма Томпсон и Пит Постлетуэйт. Результат превзошёл все ожидания – фильм получил Золотого медведя, премию «Давид ди Донателло», семь номинаций на Оскар, четыре на Золотой глобус и две на BAFTA, не говоря о поднятом в обществе резонансе.

Основанный на реальных событиях, фильм «Во имя отца» рассказывает о последствиях теракта, произведённого ирландскими борцами за независимость. Во время взрыва в баре гибнут несколько британских солдат, что приводит к расследованию и суду. Среди подсудимых – четверо невиновных ирландцев, которых, несмотря на отсутствие весомых доказательств приговаривают к долгим срокам. Отец и сын Конлоны попадают в камеру, где должны просидеть пятнадцать лет, но адвокат Гарриет Пирс продолжает бороться за их освобождение…

Ещё

Человек дождя / Rain Man (1988)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,2

Барри Левинсон отнюдь не похож на автора элитарного кино, напротив – он всегда оперировал общечеловеческими, «понятными» историями, заворачивая их в увлекательные обёртки: от комедии до фантастики и хоррора. Его фильмы всегда блистали первосортным актёрским составом, с обязательным присутствием на главных ролях звёзд первой величины, вроде Роберта де Ниро, Аль Пачино или Брэда Питта. До победы на Берлинале Левинсон уже был...

Человек дождя / Rain Man (1988)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,2

Барри Левинсон отнюдь не похож на автора элитарного кино, напротив – он всегда оперировал общечеловеческими, «понятными» историями, заворачивая их в увлекательные обёртки: от комедии до фантастики и хоррора. Его фильмы всегда блистали первосортным актёрским составом, с обязательным присутствием на главных ролях звёзд первой величины, вроде Роберта де Ниро, Аль Пачино или Брэда Питта. До победы на Берлинале Левинсон уже был хорошо известен благодаря драмеди «Доброе утро, Вьетнам» (1987), но именно вышедший годом позже «Человек дождя» позволил ему войти в число главных режиссёров Голливуда 1990-х.

Лаконично срежиссированную Левинсоном драму украсила операторская работа Джона Сила (он получит лишь номинацию на Оскар, но позже статуэтку ему принесёт работа над «Английским пациентом»). Музыкой заведовал не нуждающийся в представлениях Ханс Циммер. Ну и, конечно, нельзя не сказать о дуэте состоявшегося уже актёра Дастина Хоффмана и восходящей суперзвезды в лице Тома Круза. Всё это в совокупности принесло создателям не только Золотого медведя, но также четыре премии Оскар и Золотой глобус.

«Человек дождя» рассказывает о молодом циничном яппи Чарли Бэббите. Его отец-миллионер умирает, но, к большому удивлению и негодованию Чарли оставляет всё наследство брату, о существовании которого Бэббит-младший не подозревал. Брата зовут Раймондом и живёт он, как оказалось, в больнице для душевнобольных. Чарли, которого не слишком заботят вопросы морали, забирает Раймонда из лечебницы, чтобы получить свою половину наследства. Тут Чарли и узнаёт, что Раймонд не просто аутист, но также обладает умением вычислять в уме, как компьютер, и запоминать всё с феноменальной точностью. Таких непохожих братьев ждёт долгое путешествие через всю Америку…

Ещё

Восхождение / The Ascent (1976)
Рейтинг IMDb: 8,3; Кинопоиска: 8,0

Карьера Ларисы Шепитько оборвалась на взлёте, ей было отмерено судьбой немногим более сорока лет. И режиссёрских работ в сравнении с фильмографиями других мастеров у неё не так много – Шепитько долго вынашивала каждую свою картину, боролась с кинономенклатурой из последних сил… Но одним только киношедевром «Восхождение» режиссёр навсегда вписала своё имя в историю не только советского, но и мирового кинематографа....

Восхождение / The Ascent (1976)
Рейтинг IMDb: 8,3; Кинопоиска: 8,0

Карьера Ларисы Шепитько оборвалась на взлёте, ей было отмерено судьбой немногим более сорока лет. И режиссёрских работ в сравнении с фильмографиями других мастеров у неё не так много – Шепитько долго вынашивала каждую свою картину, боролась с кинономенклатурой из последних сил… Но одним только киношедевром «Восхождение» режиссёр навсегда вписала своё имя в историю не только советского, но и мирового кинематографа. Подтверждением тому служит – случай уникальный – оценка западных пользователей на IMDb, которая превышает оценку на Кинопоиске. Не обошли вниманием картину и критики – философ Сьюзен Зонтаг говорила: «Более волнующего фильма об ужасе войны я не видела».

Это неудивительно, ведь «слабых» сторон у фильма практически нет. Помимо отчаянной режиссуры Шепитько, которая после тяжёлой травмы в морозы не покидала съёмочной площадки; её сценарного соавторства с Юрием Клепиковым (в основу сюжета легла классическая повесть Василя Быкова «Сотников»), картине повезло с оператором Владимиром Чухновым, создавшем абсолютно надмирное изображение реалий войны. Отвергнув кандидатуры сверхпопулярных артистов вроде Мягкова и Высоцкого, Шепитько взяла на главные роли актёров малоизвестных – Бориса Плотникова, Владимира Гостюхина и Анатолия Солоницына, который станет впоследствии талисманом Андрея Тарковского.

Главные герои «Восхождения», партизаны Сотников, который был до войны учителем, и кадровый военный Рыбак идут в село, чтобы разжиться провиантом для большого отряда, где есть женщины и дети. Они попадают к старосте, который теперь сотрудничает с оккупантами. Сотников уговаривает напарника не убивать старосту и, забрав овцу, они уходят обратно, но натыкаются на немецкий патруль. Завязывается перестрелка, в которой Сотникова тяжело ранят, и партизаны прячутся в захваченной немцами деревне…

Ещё

Отдалённый гром / Distant Thunder (1973)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 6,6

Сатьяджит Рай – один из главных режиссёров индийского кинематографа, практически его ровесник и один из главных его реформаторов. «Песнь дороги» (1955) Рая стала одним из краеугольных камней так называемого «параллельного кино», которое сумело предложить альтернативу сказочно-красочному Болливуду, за что его иногда также называют «индийским неореализмом».

До кино Рай много лет проработает художником, откроет первый в...

Отдалённый гром / Distant Thunder (1973)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 6,6

Сатьяджит Рай – один из главных режиссёров индийского кинематографа, практически его ровесник и один из главных его реформаторов. «Песнь дороги» (1955) Рая стала одним из краеугольных камней так называемого «параллельного кино», которое сумело предложить альтернативу сказочно-красочному Болливуду, за что его иногда также называют «индийским неореализмом».

До кино Рай много лет проработает художником, откроет первый в Индии киноклуб и, ворвавшись в «большое» кино ещё дебютантом, впоследствии будет отмечен в Каннах, получит Венецианского льва и Оскар за заслуги, а его имя будет регулярно попадать в списки величайших режиссёров в истории. И, вероятно, одной из важнейших работ мастера стала глубокая и зрелая картина «Отдалённый гром», которая суммировал двадцатилетние наработки Рая.

Центром действия «Отдалённого грома» является бенгальская деревушка. На календаре 1943-й год, но война практически не касается местных жителей и главных героев – молодую семью брахмана Гангачарана и его жены Анаги. Муж умудряется совмещать обязанности священника, учителя и доктора для местных жителей. Однако далёкая война дотягивается до деревни, пусть не косой смерти, но тощей рукой голода – японцы захватывают Бирму и Сингапур, прежде поставлявшие в Бенгалию рис. Постепенно в деревне начинается голод. Одни прячут рис, другие – используют его, чтобы купить то, на что прежде не смели и взглянуть. Необратимый процесс разрушает прежние порядки и даже неприкосновенную прежде систему каст…

Ещё

Сад Финци-Контини / The Garden of the Finzi-Continis (1970)
Рейтинг IMDb: 7,4; Кинопоиска: 6,7

Попал в число почётных лауреатов Берлинале и классик итальянского неореализма Витторио Де Сика. «Похитители велосипедов» (1948), «Чудо в Милане» (1951) и «Брак по-итальянски» (1964) уже прославили режиссёра на весь мир, но «Сад Финци-Контини» вывел его славу на новый виток. Помимо главного приза Берлинского кинофестиваля, Де Сика получил Оскар за лучший иностранный фильм, гран-при Московского...

Сад Финци-Контини / The Garden of the Finzi-Continis (1970)
Рейтинг IMDb: 7,4; Кинопоиска: 6,7

Попал в число почётных лауреатов Берлинале и классик итальянского неореализма Витторио Де Сика. «Похитители велосипедов» (1948), «Чудо в Милане» (1951) и «Брак по-итальянски» (1964) уже прославили режиссёра на весь мир, но «Сад Финци-Контини» вывел его славу на новый виток. Помимо главного приза Берлинского кинофестиваля, Де Сика получил Оскар за лучший иностранный фильм, гран-при Московского кинофестиваля и премию «Давид ди Донателло» на родине – успех ошеломительный.

Сценарий, основываясь на романе Джорджо Бассани, написал троекратно номинировавшийся на Оскар Чезаре Дзаваттини, а актёрский состав в лице Лино Каполиккьо, Доминик Санда, Хельмута Бергера и Фабио Тести вдохнул жизнь в персонажей.

Главные герои «Сада Финци-Контини» – евреи, живущие на севере Италии в городке Феррара. На дворе конец 1930-х, у власти в стране фашисты во главе с Муссолини, которые начинают проводить националистическую, нетерпимую к евреям политику. Впрочем, не всем пока одинаково тяжело. Обычные евреи, чувствующие приближающуюся угрозу, пытаются покинуть страну, но богатые, аристократические еврейские семьи, которые то и дело оказывали фашистам услуги и демонстрировали лояльность, могут рассчитывать на относительный покой. К таким относится и семья Фитци-Контини, члены которой как будто не замечают происходящего вокруг – они устраивают вечеринки, занимаются спортом, влюбляются, не зная о занесённом над Италией и всем миром Дамокловом мече…

Ещё

Альфавиль / Alphaville (1965)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,3

Жан-Люк Годар – фигура культовая и мало-мальски знакомому с кинематографом человеку представлять его необходимости нет. К 1965-му Годар подходит уже всемирно известным режиссёром, имеющим за плечами классику французской Новой волны – картины «На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960) и «Банда аутсайдеров» (1964). Однако «Альфавиль» является своеобразным экспериментом, переходным этапом к новому для режиссёра кино –...

Альфавиль / Alphaville (1965)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,3

Жан-Люк Годар – фигура культовая и мало-мальски знакомому с кинематографом человеку представлять его необходимости нет. К 1965-му Годар подходит уже всемирно известным режиссёром, имеющим за плечами классику французской Новой волны – картины «На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960) и «Банда аутсайдеров» (1964). Однако «Альфавиль» является своеобразным экспериментом, переходным этапом к новому для режиссёра кино – это фантастический неонуарный детектив, действие которого происходит в антиутопическом мире будущего.

Оператором картины выступил Рауль Кутар, кроме Годара сотрудничавший с Трюффо, Коста-Гравасом и Гаррелем, а главные роли исполнили Эдди Константин и муза режиссёра – Анна Карина. А вот полноценного сценария у фильма не было – Годар остался верен себе и большую часть диалогов отдал на откуп актёрской импровизации. Кроме того, не были задействованы специальные декорации – Париж будущего режиссёр «нашёл» посреди Парижа настоящего. Особая удача картины – сюрреалистичное музыкальное сопровождение от Поля Мизраки. Всё это великолепие сдобрено огромным количеством референсов: от Оруэлла до Селина, от Ланга до Кокто.

Главный герой фильма – частный детектив Лемми Коушен отправляется на поиски некоего профессора фон Брауна. Прибыв в мрачный город Альфавиль, Коушен знакомится с дочерью профессора Наташей, которой представляется журналистом и просит девушку устроить ему интервью с отцом. Мир окружающий героев выглядит очень странно, он напоминает негатив обычного города – порядком в нём заправляет компьютерный разум, а горожане больше похожи на андроидов, чем на людей. Но для чего Коушен, который кажется здесь чуждым, прибыл в Альфавиль и зачем ему на самом деле встреча с фон Брауном?

Ещё

Ночь / The Night (1961)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 8,1

Микеланджело Антониони – один из двух режиссёров в истории, которым удалось собрать в своей копилке награды трёх престижнейших фестивалей – Венецианского льва, приз жюри в Каннах и Золотого медведя на Берлинале. Заполучить последнюю статуэтку помогла картина «Ночь» – вторая часть условной трилогии, куда также входили фильмы «Приключение» (1960) и «Затмение» (1962).

Антониони демонстрирует зрителю новое кино, лишённое привычной...

Ночь / The Night (1961)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 8,1

Микеланджело Антониони – один из двух режиссёров в истории, которым удалось собрать в своей копилке награды трёх престижнейших фестивалей – Венецианского льва, приз жюри в Каннах и Золотого медведя на Берлинале. Заполучить последнюю статуэтку помогла картина «Ночь» – вторая часть условной трилогии, куда также входили фильмы «Приключение» (1960) и «Затмение» (1962).

Антониони демонстрирует зрителю новое кино, лишённое привычной трёхактовой структуры, которой на смену пришла ёмкая образность. Кино, где важны не сказанные слова, а повисшее между ними молчание. Кино, для которого не существует неважных деталей. Антониони создаёт свою систему координат и при помощи новаторского киноязыка оживляет эту сложную конструкцию. Оператором фильма выступил Джанни Ди Венанцо, который впоследствии снимет «Восемь с половиной» Феллини, а авторами сценария наравне с Антониони стали трижды номинировавшиеся на Оскар Тонино Гуэрра и Эннио Флайано. Отдельно нужно отметить блистательный актёрский дуэт в лице Марчелло Мастроянни и Жанны Моро.

По сюжету востребованный миланский писатель Джованни Понтано и его супруга Лидия проживают день своей обычной жизни. Сначала супруги отправляются навестить их друга Томаззо, умирающего в больнице. Когда-то Лидия предпочла ему Джованни и теперь испытывает смутное чувство вины. При этом муж едва не изменяет ей тут же в больнице с первой встречной. Запланированная следом презентация новой книги Джованни, на которую собирается весь бомонд, напротив вызывает в Лидии отвращение и она уходит скитаться по городу, чтобы убить время. Супруги встречаются снова, наносят визиты, но томятся от скуки, разговаривают с другими и между собой, но не говорят ничего значимого. Так проходит день. Но ведь не может же эта пустая изнурительная жизнь длиться вечно? Ради катарсиса им придётся дождаться ночи…

Ещё

Земляничная поляна / Wild Strawberries (1957)
Рейтинг IMDb: 8,2; Кинопоиска: 8,0

Несмотря на то, что Ингмар Бергман к тому времени снимал кино более десяти лет, 1957-й год для его творчества знаковый – выходят в свет одна за другой историко-философская «Седьмая печать» и психологическая драма «Земляничная поляна». Первая картина получила специальный приз жюри в Каннах, вторая – Золотого медведя Берлинале, Оскар за лучший оригинальный сценарий, премию ФИПРЕССИ, Золотой глобус и множество...

Земляничная поляна / Wild Strawberries (1957)
Рейтинг IMDb: 8,2; Кинопоиска: 8,0

Несмотря на то, что Ингмар Бергман к тому времени снимал кино более десяти лет, 1957-й год для его творчества знаковый – выходят в свет одна за другой историко-философская «Седьмая печать» и психологическая драма «Земляничная поляна». Первая картина получила специальный приз жюри в Каннах, вторая – Золотого медведя Берлинале, Оскар за лучший оригинальный сценарий, премию ФИПРЕССИ, Золотой глобус и множество других наград. Большинству режиссёров за всю жизнь не удаётся достичь того, чего добился Бергман за год! Впрочем, режиссёр не думал на этом останавливаться, он ещё подарит зрителям «Молчание» (1963), «Шёпоты и крики» (1972), «Сцены из супружеской жизни» (1973) и многие другие великие полотна.

Главную роль с глубоким пониманием задумки режиссёра исполнил практически ровесник своего персонажа Виктор Шёстрём, на вторых ролях отметились любимые бергмановские артисты Макс фон Сюдов, Ингрид Тулин и Гуннар Бьёрнстранд. Оператором выступил, снимавший также «Седьмую печать» и ещё с десяток других картин режиссёра, Гуннар Фишер.

«Земляничная поляна» рассказывает об одном долгом дне из жизни пожилого стокгольмского профессора Исаака Борга. Профессор отправляется вместе с невесткой в город Лунде, чтобы получить почётную награду за служение науке. По пути они заезжают в дом, где в годы юности Борг жил вместе со своей большой семьёй. Нахлынувшие воспоминания погружают профессора во вневременье, где современность и прошлое существуют как будто параллельно, преломлённые через призму сна. Экзистенциальное путешествие, сопровождающееся встречами и новыми знакомствами, заставляет его по-новому взглянуть на прошлую жизнь, чтобы обратить взгляд в будущее…

Ещё

12 разгневанных мужчин / 12 Angry Men (1957)
Рейтинг IMDb: 8,9; Кинопоиска: 8,5

Даже если кто-то не видел этот фильм, то вероятно видел его ремейк от Никиты Михалкова («12») или хотя бы слышал название. А ведь этот шедевр, несмотря на год выпуска, не требует к себе снисходительности – не зря режиссёрский дебют(!) Сидни Люмета регулярно признают одним из лучших фильмов в истории. Ему не нужны были дорогие декорации, костюмы, обилие массовки, экшн и спецэффекты – хватило закрученного,...

12 разгневанных мужчин / 12 Angry Men (1957)
Рейтинг IMDb: 8,9; Кинопоиска: 8,5

Даже если кто-то не видел этот фильм, то вероятно видел его ремейк от Никиты Михалкова («12») или хотя бы слышал название. А ведь этот шедевр, несмотря на год выпуска, не требует к себе снисходительности – не зря режиссёрский дебют(!) Сидни Люмета регулярно признают одним из лучших фильмов в истории. Ему не нужны были дорогие декорации, костюмы, обилие массовки, экшн и спецэффекты – хватило закрученного, психологически выверенного сценария Реджинальда Роуза, воплотившего его в жизнь блестящего актёрского состава в лице Генри Фонда, Ли Джей Кобба, Мартина Болсама, а также операторского таланта Бориса Кауфмана не так давно получившего Оскар за драму «В порту».

Помимо полученного Золотого медведя, картина стала лауреатом премии BAFTA и была трижды номинирована на Оскар за лучший фильм, режиссуру и адаптированный сценарий. Такой громкий старт сделал из Люмета звезду, он же в свою очередь оправдал оказанное доверие, создав ещё не один шедевр, среди которых «Телесеть» (1976), «Собачий полдень» (1975), «Игры дьявола» (2007) и другие картины.

«12 разгневанных мужчин» знакомят зрителя с двенадцатью присяжными заседателями, которым необходимо вынести приговор по страшному, но вместе с тем тривиальному преступлению – подросток из неблагополучного района обвиняется в убийстве отца. Казалось бы, улики не вызывают сомнений и достаточно лишь единогласно проголосовать, но присяжный под номером восемь неожиданно для всех голосует против виновности мальчика. Его поступок вызывает негодование у других присяжных – у каждого свои дела и заботы, однако они не могут покинуть комнату без единогласного решения. Обстановка накаляется, но, главное – восьмой понемногу переманивает на свою сторону тех, кто ещё недавно с уверенностью настаивал на смертной казни…

Ещё
Не возможно загрузить подсказку
Доступно в Google Play

Z

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.