Французская новая волна

Это направление сформировалось в конце 50-х – начале 60-х годов молодыми режиссёрами, отвергавшими навязшие на зубах нормы привычного киношного сторителлинга. Несмотря на нестандартный подход создателей фильмов, зритель ответил им взаимностью, проголосовав кошельком, что, в свою очередь, привлекло к молодым дарованиям внимание крупных продюсеров и критики.

Фильмы французской новой волны не имели «обязательных» элементов, включая и отвергая новшества по желанию режиссёров, поэтому не все...

Это направление сформировалось в конце 50-х – начале 60-х годов молодыми режиссёрами, отвергавшими навязшие на зубах нормы привычного киношного сторителлинга. Несмотря на нестандартный подход создателей фильмов, зритель ответил им взаимностью, проголосовав кошельком, что, в свою очередь, привлекло к молодым дарованиям внимание крупных продюсеров и критики.

Фильмы французской новой волны не имели «обязательных» элементов, включая и отвергая новшества по желанию режиссёров, поэтому не все перечисленные элементы будут типичными для большинства картин. Важная роль отводилась операторской работе; Жан-Люк Годар призвал к жизни полузабытые техники съёмки и монтажа гениального советского оператора и режиссёра Дзиги Вертова: теперь камера могла находиться где угодно и взаимодействовать с героями так, как ей захочется.

Диалоги часто касались вещей максимально обыденных, напоминая будничную болтовню (именно отсюда Тарантино будет черпать вдохновение для своих фирменных диалогов), часто они импровизировались за неимением сценария, как у того же Годара. Режиссёры не боялись порой даже разрушить «четвёртую стену», позволяя героям обращаться непосредственно ко зрителю. Интимная часть жизни героев демонстрировалась всё откровенней, да и сами герои не являлись более эталоном нравственности.

Главное – режиссёр стал принимать участие во всех процессах кинопроизводства, усиливая индивидуальное влияние на конечный продукт и формируя авторский стиль. Французская новая волна оказала огромное влияние на мировой кинематограф, помимо Тарантино повлияв на несколько поколений режиссёров: от Копполлы, до Уэса Андерсона.

Главные фильмы:

Красавчик Серж (1958) реж. Клод Шаброль

Хиросима, любовь моя (1959) реж. Ален Рене

На последнем дыхании (1960) реж. Жан-Люк Годар

Четыреста ударов (1959) реж. Франсуа Трюффо

Любовники (1958) реж. Луи Маль

Ещё

«Красавчик Серж»: цена жертвенности

«Красавчик Серж»: цена жертвенности

Красавчик Серж /  Le Beau Serge (1958)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,4

Философская драма о потере смысла жизни, альтруизме, желании помочь, подставить плечо другу, подлинной цене добродетели.

В своей многоплановой дебютной картине, которая ознаменовала начало той самой «Новой волны» во...

Красавчик Серж /  Le Beau Serge (1958)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,4

Философская драма о потере смысла жизни, альтруизме, желании помочь, подставить плечо другу, подлинной цене добродетели.

В своей многоплановой дебютной картине, которая ознаменовала начало той самой «Новой волны» во французском кинематографе, Клод Шаброль размышляет над вечным вопросом: что лучше – заботиться о себе или жертвовать собой во благо других. Главный герой – филолог Франсуа спустя двенадцать лет после учёбы в университете, возвращается в родную деревню, чтобы поправить здоровье после перенесённого туберкулёза.

На городской площади он встречает друга детства Сержа, который с первых секунд его даже не узнает. Когда-то Серж грезил о карьере архитектора, но вынужден был жениться на местной девушке, когда та случайно забеременела, парень стал водителем и сильно запил. Окрылённый, полный энтузиазма, Франсуа решает помочь другу. Несмотря на грубый нрав Сержа, в его жестах, словах он видит отчаяние человека, который пытается сам выбраться из сложных жизненных обстоятельств, но ему на это не достаёт сил. Хватит ли сил самому Франсуа, услышит ли он тех, кто предостерегает его от такой жертвенности.

В декорациях родной деревни, которая за все эти годы совсем не изменилась, наивный герой не улавливает намёк на то, что здесь никто не хочет меняться, все настолько свыклись со страданием, что принимают его за норму жизни.

В картине Шаброля много юношеского максимализма, поскольку он также снимал её в молодые годы. В основу фильма лёг его собственный сценарий. Это во всех смыслах авторское кино, без продюсеров, известных актёров. В качестве декораций Шаброль выбрал для съёмок свой родной городок Сардан, провинцию в настоящей французской глубинке.

Ещё

«Хиросима, любовь моя»: пронзительная история любви на пепелище личной боли

«Хиросима, любовь моя»: пронзительная история любви на пепелище личной боли

Хиросима, любовь моя /  Hiroshima mon amour (1959)

Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 8

Глубокая личная история пережитой боли, которая даёт человеку понимание боли вселенской. Выжженный изнутри, переживший свою внутреннюю Хиросиму, способен почувствовать боль целого народа.

Режиссёр картины Ален...

Хиросима, любовь моя /  Hiroshima mon amour (1959)

Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 8

Глубокая личная история пережитой боли, которая даёт человеку понимание боли вселенской. Выжженный изнутри, переживший свою внутреннюю Хиросиму, способен почувствовать боль целого народа.

Режиссёр картины Ален Рене разыграл фильм как музыкальную партитуру. Волнительное вступление, будоражащие повторы, невыносимые, истязающие душу звуки страдания. Он не называет своих героев. Она и он – этого достаточно. Они встречаются в послевоенной Хиросиме, спустя 14 лет после бомбардировки. Каждый пережил свою личную катастрофу. Он – потерял семью. Она – любимого, который был немецким солдатом, оккупантом её родной Франции. Оскорбления, унижения за связь с нацистом. Разве любовь не долготерпит, разве она не ответ на жестокость? Повествование ведётся в трех временных плоскостях – прошлое каждого из героев, их мимолётное настоящее, глубинная боль человечества, которая перекликается с их собственными израненными сердцами. Их роман длится всего двадцать четыре часа. У каждого из героев семьи, каждый понимает, что эта невыносимая связь должна оборваться. Он архитектор, она актриса. Лишь перед ним она соглашается сбросить маску и поведать о самом сокровенном. А он, восстанавливающий родную страну после бедствия, также по крупицам пытается восстановить её душу.

В 1961 году фильм получил «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. «Хиросима, любовь моя» называют одной из самых пацифистских картин в истории кинематографа.

Ещё

«На последнем дыхании»: убегая от самого себя

«На последнем дыхании»: убегая от самого себя

На последнем дыхании /  À bout de souffle (1960)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,8

Настроенческое, свежее, живое кино, которе снял Жан-Люк Годар. Париж 60-х, кафе, газетные лавки, настоящие горожане, невольные участники съёмок. Малобюджетность фильма сегодня выглядит как достоинство, поскольку...

На последнем дыхании /  À bout de souffle (1960)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,8

Настроенческое, свежее, живое кино, которе снял Жан-Люк Годар. Париж 60-х, кафе, газетные лавки, настоящие горожане, невольные участники съёмок. Малобюджетность фильма сегодня выглядит как достоинство, поскольку позволяет вне декораций увидеть историю побега от полиции, а в сущности от самого себя.

Сюжет «На последнем дыхании» нарочито прост. Молодой и обаятельный Мишель Пуакар (Жан-Поль Бельмодно) – настоящий прожигатель жизни. Он ворует дорогие машины, кутит с подружками, его жизнь легка, искриста, наполнена опасностью. Всё меняется, когда в одном из таких криминальных приключений Мишель убивает жандарма на сельской дороге. Полиция тут же садится ему на хвост. Начинается непрекращающаяся погоня за героем и его возлюбленной – американкой Патрисией (Джин Сиберг).

Темп художественного повествования нарастает от кадра к кадру, рваная нервность монтажа подчёркивает эмоциональное состояние героев. Работа с камерой, отсутствие киношных декораций придают фильму захватывающую документальность. Годар стремился к такому эффекту. Большинство сцен не были прописаны заранее, актёры узнавали о своих действиях только на съёмочной площадке. Это придавало игре естественность.

«На одном дыхании» своеобразный бунт режиссёра против тяжеловесной классики кинематографа, которая воспринимается как глухой, пыльных театральный занавес. История, словно спичка, которая вот-вот догорит. Эта стремительность, эмоциональное самосожжение один из лейтмотивов фильма.

Годар и сценарист картины Франсуа Трюффо оставляют много отсылок, зацепок, самоцитирований, которые придают грустной, драматической историю долю лёгкости, ироничности. Тут и Моцарт, и книги Фолкнера, живописные полотна Пикассо и Ренуара, кадры голливудских фильмов в жанре нуар.

Картина стала известной благодаря новаторскому монтажу, она ярким примером постмодернизма в киноискусстве.

Ещё

«Четыреста ударов»: драма о потерянном детстве

«Четыреста ударов»: драма о потерянном детстве

Четыреста ударов /  Les Quatre cents coups (1959)

Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 8

Пронзительная история ребёнка, ненужного, лишнего в этом мире. Ребёнка тонкого, чувствительного, с сердцем полным протеста, отчаянного, смелого мечтателя.

Биографичность повествования чувствуется с первых...

Четыреста ударов /  Les Quatre cents coups (1959)

Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 8

Пронзительная история ребёнка, ненужного, лишнего в этом мире. Ребёнка тонкого, чувствительного, с сердцем полным протеста, отчаянного, смелого мечтателя.

Биографичность повествования чувствуется с первых кадров. Болезненные воспоминания о школе, командный родительский тон дома, отсутствие радости, любви, постоянные упрёки. Сердце мальчика пытается противостоять жестокости мира, он ищет отдушину в побегах из школы, долгих прогулках по городу с другом, чтении. Он отчаянно пытается быть хорошим, но даже хорошему ему никто не верит. Главный герой Антуан символически направляется к морю, которое он никогда не видел и, о котором грезит. Образ моря в его сознание – образ далёкой мечты, образ избавления, свободы. Этому же сюжету вторит картина «Коктебель» режиссёра Бориса Хлебникова. Юный герой не знает и не стремится знать, как в дальнейшем сложится его судьба. Он спешит к своему морю. Этот по-детски наивный шаг дарит ему чувство мимолётного успокоения.

То, как Франсуа Трюффо открылся в этой истории, показал все свои слабые места, подарило картине ощущение полной достоверности. Новаторский метод съёмки – летящая камера, которая скользит лабиринтами улиц, взмывает к крышам домов, устремляется за главным героям во всех его проделках, вертится, кружится волчком. Зритель словно ныряет в воронку этой саднящей достоверности, на поверхности оказываются собственные воспоминания, детские переживания и страхи.

Картина стала триумфатором в Каннах в 1959 году. Рассказ об Антуане – своём альтер-эго режиссёр продолжил ещё в четырёх фильмах. Картину изучают в киношколах и считают одним из величайших фильмов о детстве и взрослении.

Ещё

«Любовники»: пробуждение к жизни через любовь

«Любовники»: пробуждение к жизни через любовь

Любовники / Les Amants (1958)

Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,3

Стереотипную мелодраму о супружеской измене режиссёр Луи Маль превратил в глубокое личное исследование, манифест честности с собой, освобождения через любовь.

Красноречивое название романа Доминика Виванта «Там, где следующий...

Любовники / Les Amants (1958)

Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,3

Стереотипную мелодраму о супружеской измене режиссёр Луи Маль превратил в глубокое личное исследование, манифест честности с собой, освобождения через любовь.

Красноречивое название романа Доминика Виванта «Там, где следующий день», по мотивам которого снят кинофильм Маля, является едва ли не лейтмотивом большинства картин «Новой волны». Герои в отчаянии оставляют прежнюю жизнь и устремляются к призрачному горизонту. В этом поступке – обескураживающая честность, пробуждение после долгого эмоционального сна.

Главная героиня «Любовников» живёт в таком сне. Внешне благополучная семья – преуспевающий муж, дочь дошкольница, хороший дом, всё это тяготит героиню. Как во флоберовской Эмме Бовари в ней нет жизни. По старой памяти, она пытается воскресить забытые эмоции в объятиях любовника, но это приносит ещё большее разочарование. Жанна осознаёт насколько «мертва» её жизнь. Иронично, с издёвкой режиссёр показывает скучающее буржуазное общество, противопоставляя иллюзорному покою истинную природу человека, от которой не спрячешься. Выходом для Жанны становится случайный незнакомец, который пробуждает в ней даже не любовь, а чувство новизны, желание жить.

Размышляя над историей, каждый между её строк впишет свою интерпретацию. Кто-то решит, что уже завтра Жанна вернётся к привычному укладу и надоевшему мужу, кто-то осудит беглянку, кому-то увидится, исполненный верой финал. «Однажды рискнув – можно остаться счастливым», - фраза вселяющая надежду. Маль даёт поверить в это лишь авансом, каждый сам должен решить, насколько хватит его смелости.

Картина была номинирована на «Золотого льва» и получила специальную премию жюри на кинофестивале в Венеции в 1958 году. Костюмы для Жанны Моро пошиты по эскизам Коко Шанель.

 

Ещё