Варвар: хоррор, который поможет осознать свои взрослые страхи

Варвар: хоррор, который поможет осознать свои взрослые страхи

Варвар / Barbarian (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,7

В обертку типичной хоррор-истории об одинокой девушке, которая селится в арендованном доме, но встречает там ещё одного постояльца, автор картины Зак Креггер завернул сложное, многоплановое повествование. Уже в самом трейлере демонстрируется увлекательное жонглирование жанрами. Начальные музыкальные титры намекают на мелодраму, которая внезапно сменяется пугающим триллером, постепенно погружая зрителя в элементы традиционного хоррора и уже совсем неожиданно – в глубокое и сложное авторское кино.

Используя проверенные клише фильмов ужасов, режиссёр как бы сознательно путает зрителя, пытаясь выбить у того из-под ног почву стереотипных суждений. Показать, что хоррор – не всегда хоррор, злодей может не выглядеть как злодей, а спасение и добродетель не всегда благо, прежде всего, для того, кто склонен к самопожертвованию.

Оказавшись в странном арендованном доме, героиня картины, рационально предвидя опасность, всё же спускается в злополучный подвал. Режиссёр, демонстрируя нарочитые ходы, которые порою вызывают желание вскочить и закричать: «не ходи туда», подталкивает зрителя к размышлениям о том, как часто в жизни мы ведем себя подобным образом, игнорируя явные сигналы здравого смысла. Мужские персонажи преднамеренно двулики. Режиссёр поднимает через их истории сложную тему – способность человека оправдать себя даже в самых ужасных поступках.

Креггер искусно подошел к созданию сценария. Его картина разделена на несколько смысловых моментов, каждый из которых логично увязан с остальными. То, что в процессе просмотра выглядит и воспринимается как добротный хоррор, уже ближе к финальным титрам вынуждает зрителя, словно прозреть, осознать выводы, к которым изначально вели все подсказки. Невольно возникают параллели с картиной «Род мужской», определившей новый виток в подобной категории хорроров. Архетипическая история, которую приходится «разгадывать» с конца, улавливая во взаимосвязи событий скрытый посыл.

Обсуждая сложность сценария, зрители, да и критики бьются над разгадкой названия картины, ведь слово «Варвар» в ней не упоминается ни разу. Кому-то кажется, что ответ на этот вопрос и есть расшифровкой смысла, заложенного режиссёром. Сам Креггер, то ли ещё больше интригуя, то ли кокетничая, утверждает, что «Варвар» – название, которое родилось из случайного рабочего варианта и прижилось в силу своей емкости и универсальности. Кто истинный «варвар» в картине – ответить предстоит каждому лично для себя.

Отдельно стоит отметить полное соответствие экранным образам камерной актёрской троицы: Джорджины Кэмпбелл, Джастина Лонга и Билла Скарсгарда. Им удалась та сложная палитра смены чувств, задуманная режиссёром, переход от одного жанра к другом. Операторская работа создаёт иллюзию полного присутствия, невольно кажется, что наблюдаешь жуткое зрелище, находясь за спиной одного из персонажей.