Фильмы 2022 года, которые стоит посмотреть

В подборке лучшие фильмы 2022 года. Критерий отбора только один – эти фильмы впечатлили редакцию, возможно, впечатлят и вас.

Кино продолжает быть зеркалом общества, отражать его наибольшие страхи и опасения. Если в прошлом году многие режиссёры погрузились в социальную сатиру, нынешний демонстрирует непредсказуемое жонглирование жанрами, когда в одной киноленте уживаются моменты драмы, триллера, сложное и глубокое психологическое кино (фильм «Варвар»).

Зрителю по-прежнему нравятся яркие...

В подборке лучшие фильмы 2022 года. Критерий отбора только один – эти фильмы впечатлили редакцию, возможно, впечатлят и вас.

Кино продолжает быть зеркалом общества, отражать его наибольшие страхи и опасения. Если в прошлом году многие режиссёры погрузились в социальную сатиру, нынешний демонстрирует непредсказуемое жонглирование жанрами, когда в одной киноленте уживаются моменты драмы, триллера, сложное и глубокое психологическое кино (фильм «Варвар»).

Зрителю по-прежнему нравятся яркие сильные драмы, авторские высказывания, подобные картине «Род мужской», определившей новый виток в жанре хоррор. Архетипическая история, которую приходится «разгадывать» с конца, улавливая во взаимосвязи событий скрытые смыслы.

Как и любая сфера публичного выражения, кинематограф не может стоять в стороне современной повестки. Режиссёры продолжают переосмысливать литературных, исторических персонажей в контексте нынешних реалий. Тематика фильмов и сериалов последних лет также говорит о том, что всем громким криминальным делам, так или иначе уготована судьба экранизаций.

Популярностью пользуются камерные драматические ленты, чем-то схожие с театральными постановками, экранизация супергероики, эпических саг. Возрос интерес к воплощению на экране антиутопий.

По традиции в нашей подборке мы планируем публиковать максимально разножанровые картины. Рецензии на фильмы можно читать, не опасаясь спойлеров. Стараемся подать о фильме наиболее обширную информацию, чтобы его просмотр погружал во вселенную, созданную автором.

Список фильмов будет обновляться и пополняться новыми кинолентами.

Автор Инна Москальчук

Читать ещё ...

Меню: гастрономические снобы в плену у шеф-повара маньяка

Меню: гастрономические снобы в плену у шеф-повара маньяка

Меню / The Menu (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 6,9

Элитарная группа гурманов отправляется в загадочный гастро-тур на уединенный частный остров, на котором расположен один единственный ресторан. Владелец ресторана он же знаменитый шеф-повар, Джулиан Слоуик (Рэйф Файнс) обещает подарить эксклюзивным гостям незабываемый кулинарный опыт. Подача блюд высокой кухни похожа на театральное представление, каждое блюдо сопровождают многозначительные комментарии шефа. С каждой новой сменой блюд слова, которые посетители слышат в свой адрес, становятся всё более похожи на угрозы. Постепенно гости начинают осознавать, что в меню жуткого ресторана не только блюда, но и их жизни.

Чёрнокоме...

Меню / The Menu (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 6,9

Элитарная группа гурманов отправляется в загадочный гастро-тур на уединенный частный остров, на котором расположен один единственный ресторан. Владелец ресторана он же знаменитый шеф-повар, Джулиан Слоуик (Рэйф Файнс) обещает подарить эксклюзивным гостям незабываемый кулинарный опыт. Подача блюд высокой кухни похожа на театральное представление, каждое блюдо сопровождают многозначительные комментарии шефа. С каждой новой сменой блюд слова, которые посетители слышат в свой адрес, становятся всё более похожи на угрозы. Постепенно гости начинают осознавать, что в меню жуткого ресторана не только блюда, но и их жизни.

Чёрнокомедийная социальная сатира, похоже, пытается высмеять все то, что принято считать элитарным и наделять приставкой «лакшери». В триллере «Меню» режиссёра Марка Майлода («Игра Престолов», «Бесстыжие») очередь дошла до высокой кухни, пожалуй, самого «позерского» увлечения тех, кто не считается с деньгами, и готов платить немыслимые суммы за новые, нестандартные вкусовые впечатления. Гости, которые собираются на элитарном ужине, обманчиво кажутся собранием случайных людей. Постепенно, раскрывая нелицеприятную правду о каждом из них, шеф-повар жуткого ресторана не только приправляет свои изысканные блюда страхом, но и указывает на то, что от собравшихся здесь также ожидается «оплата по счетам».

Одни из самых ярких персонажей, на которых держится главная сюжетная арка – деспотичный шеф, роль которого блестяще исполнил Рэйф Файнс, непосредственная девушка Марго – Аня Тейлор-Джой и метрдотель ресторана – суровая тайка Эльза (Хонг Чау). Именно её персонаж мгновенно вызывает ассоциации с другой социальной сатирой – «Треугольником печали», вышедшей на экраны совсем недавно. Эти две картины невозможно не сравнивать – элитарное общество, закрытое пространство, роскошный ужин, который заканчивается адским представлением всех человеческих слабостей и пороков, ловушка на уединённом острове. И если создатели «Треугольника печали» сделали упор на открытый финал, который весьма однозначен, авторы «Меню», похоже, решили внести полную ясность, гротескно разыграв партию до конца. Один из семи смертных грехов – чревоугодие, они представили как зацикленность на себе, снобизм, гордыню и полную ослепленность своим социальным статусом. Гости зловещего ужина готовы есть десерт со вкусом земли и выражать восхищение лишь бы не показаться человеком ничего не смыслящим в гастрономии. Никто из них честно, без лицемерия, не способен сказать о своих истинных впечатлениях. Иллюзия высокого искусства, пафос которого не дает возможности докопаться до сути, понять, что пустое, а что наполнено смыслом.

Иронизируя над культом высокой еды, авторы сценария также иронично и двусмысленно наделяют этим настроением структуру сюжета самого фильма. Игра в метаиронию низвергает все смыслы и как бы говорит о том, что выбранная тема сама по себе абсурдна. Её можно подавать только под таким театральным, напыщенным, и главный вопрос – съедобным ли соусом.

Читать ещё ...

Банши Инишерина: история о дружбе, вечных вопросах жизни и смерти

Банши Инишерина: история о дружбе, вечных вопросах жизни и смерти

Банши Инишерина / The Banshees of Inisherin (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,8

Трагикомедия ирландского режиссёра Мартина Макдонаха с культовым актёрским дуэтом из «Залечь на дно в Брюгге» в главных ролях. Глубокая философская притча о дружбе, одиночестве, честности с собой и другими, невозможности услышать друг друга и извечном страхе смерти. Каждый человек остров или все мы части чего-то одного, большего?

В основу сценария фильма легла одна из пьес ирландского цикла режиссёра и драматурга Мартина Макдонаха. Десять лет потребовалось автору на доработку произведения, чтобы представить его в виде сложной драмы о двух друзьях, отношения которых олицетворяют главные...

Банши Инишерина / The Banshees of Inisherin (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,8

Трагикомедия ирландского режиссёра Мартина Макдонаха с культовым актёрским дуэтом из «Залечь на дно в Брюгге» в главных ролях. Глубокая философская притча о дружбе, одиночестве, честности с собой и другими, невозможности услышать друг друга и извечном страхе смерти. Каждый человек остров или все мы части чего-то одного, большего?

В основу сценария фильма легла одна из пьес ирландского цикла режиссёра и драматурга Мартина Макдонаха. Десять лет потребовалось автору на доработку произведения, чтобы представить его в виде сложной драмы о двух друзьях, отношения которых олицетворяют главные человеческие страхи, заблуждения, рефлексии. Сюжет схож с подачей японских новелл – медленное течение повествования, не мажорное, не минорное, не эпичное – но камерное, не фабула, а атмосфера. Всё это подается вскользь, через намеки, аллюзии, без явных отсылок и морализаторства. Каждый сам волен делать выводы и толковать увиденное.

Остров Инишерин – замкнутый гротескный мир, персонажи которого словно взяты в заложники сложившимися жизненными обстоятельствами. На дворе 1923 год, на материке бушует гражданская война, которая долетает до островитян лишь одинокими отголосками. Давние друзья – деревенский простак, фермер Подрик (Колин Фаррелл) и пожилой скрипач Колм (Брендан Глисон) живут в налаженном, простом и понятном для каждого мире. Как положено друзьям они встречаются, разговаривают, пропускают по кружке в пабе и проводят время за разговорами. Между ними ничего не происходит, буквально ничего, пока в один день, словно выстрел в лоб не звучит приговор Колма: «Ты мне больше не нравишься». Он прекращает общение, навсегда. Более того, на любые попытки заговорить с ним, обсудить это решение – грозит отрезать себя по одному пальцу.

Кажется, что абсурдность ситуации зашкаливает. Зритель будто сам оказывается в шкуре незадачливого Подрика, который бьется над вопросом – почему лучший друг его игнорирует и не получает ответа. Ирония в том, что истинный ответ Подрик и не способен понять. Автор затрагивает множество тем. Выбор человека между одиночеством и общением ради общения. Качество отношений – что они дают человеку, чем наполняют. Почему тот, с кем честно прекращают отношения, воспринимает это настолько болезненно? Всегда ли честность на пользу, как часто мы врём себе, занимаемся самообманом. Почему эго в человеке не даёт ему принять выбор другого и смириться.

Но это лишь один пласт тем, на которые пытается пролить свет режиссёр. Более глубинный конфликт лежит в плоскости страха смерти. Колм пишет музыку, он стремиться создать произведение, которое оставило бы о нём память в веках. Запомниться в его понимании – значит, обессмертить себя. На такую трактовку намекает и само название произведения, в котором фигурируют мифологические создания Банши – феи-призраки, которые своими возгласами предупреждают о смерти. Жертва творца, его взаимодействие с окружающим миром, цена, которую тот вынужден платить, погружаясь в обыденность. Есть ли в этой обыденности жизнь или она скрыта в духовном поиске и саморефлексии. Гражданская война, которая идёт «фоном» для героев – ещё один символ невозможности человека услышать друг друга, пустяковой прихоти, способной стать причиной трагедии и кровопролития.

Меланхоличный островной пейзаж лишь усиливает чувство одиночества, которое пытается осознать каждый персонаж картины. В фильме у каждого героя своя партия в этой сложной, многоплановой, трагикомичной симфонии.

На премьерном показе картины в Венеции зрители устроили фильму 13-минутную овацию. Колин Фаррелл получил приз фестиваля как лучший актёр, Мартин Макдонах был удостоен приза за лучший сценарий.

Читать ещё ...

Варвар: хоррор, который поможет осознать свои взрослые страхи

Варвар: хоррор, который поможет осознать свои взрослые страхи

Варвар / Barbarian (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,7

В обертку типичной хоррор-истории об одинокой девушке, которая селится в арендованном доме, но встречает там ещё одного постояльца, автор картины Зак Креггер завернул сложное, многоплановое повествование. Уже в самом трейлере демонстрируется увлекательное жонглирование жанрами. Начальные музыкальные титры намекают на мелодраму, которая внезапно сменяется пугающим триллером, постепенно погружая зрителя в элементы традиционного хоррора и уже совсем неожиданно – в глубокое и сложное авторское кино.

Используя проверенные клише фильмов ужасов, режиссёр как бы сознательно путает зрителя, пытаясь выбить у того из-под ног почву...

Варвар / Barbarian (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,7

В обертку типичной хоррор-истории об одинокой девушке, которая селится в арендованном доме, но встречает там ещё одного постояльца, автор картины Зак Креггер завернул сложное, многоплановое повествование. Уже в самом трейлере демонстрируется увлекательное жонглирование жанрами. Начальные музыкальные титры намекают на мелодраму, которая внезапно сменяется пугающим триллером, постепенно погружая зрителя в элементы традиционного хоррора и уже совсем неожиданно – в глубокое и сложное авторское кино.

Используя проверенные клише фильмов ужасов, режиссёр как бы сознательно путает зрителя, пытаясь выбить у того из-под ног почву стереотипных суждений. Показать, что хоррор – не всегда хоррор, злодей может не выглядеть как злодей, а спасение и добродетель не всегда благо, прежде всего, для того, кто склонен к самопожертвованию.

Оказавшись в странном арендованном доме, героиня картины, рационально предвидя опасность, всё же спускается в злополучный подвал. Режиссёр, демонстрируя нарочитые ходы, которые порою вызывают желание вскочить и закричать: «не ходи туда», подталкивает зрителя к размышлениям о том, как часто в жизни мы ведем себя подобным образом, игнорируя явные сигналы здравого смысла. Мужские персонажи преднамеренно двулики. Режиссёр поднимает через их истории сложную тему – способность человека оправдать себя даже в самых ужасных поступках.

Креггер искусно подошел к созданию сценария. Его картина разделена на несколько смысловых моментов, каждый из которых логично увязан с остальными. То, что в процессе просмотра выглядит и воспринимается как добротный хоррор, уже ближе к финальным титрам вынуждает зрителя, словно прозреть, осознать выводы, к которым изначально вели все подсказки. Невольно возникают параллели с картиной «Род мужской», определившей новый виток в подобной категории хорроров. Архетипическая история, которую приходится «разгадывать» с конца, улавливая во взаимосвязи событий скрытый посыл.

Обсуждая сложность сценария, зрители, да и критики бьются над разгадкой названия картины, ведь слово «Варвар» в ней не упоминается ни разу. Кому-то кажется, что ответ на этот вопрос и есть расшифровкой смысла, заложенного режиссёром. Сам Креггер, то ли ещё больше интригуя, то ли кокетничая, утверждает, что «Варвар» – название, которое родилось из случайного рабочего варианта и прижилось в силу своей емкости и универсальности. Кто истинный «варвар» в картине – ответить предстоит каждому лично для себя.

Отдельно стоит отметить полное соответствие экранным образам камерной актёрской троицы: Джорджины Кэмпбелл, Джастина Лонга и Билла Скарсгарда. Им удалась та сложная палитра смены чувств, задуманная режиссёром, переход от одного жанра к другом. Операторская работа создаёт иллюзию полного присутствия, невольно кажется, что наблюдаешь жуткое зрелище, находясь за спиной одного из персонажей.

Читать ещё ...

Не беспокойся, дорогая: драма-антиутопия о подлинной цене райской жизни

Не беспокойся, дорогая: драма-антиутопия о подлинной цене райской жизни

Не беспокойся, дорогая / Don't Worry Darling (2022)

Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,5

«Золотые» 1950-е, американская дольче вита в драме-антиутопии режиссёра Оливии Уайлд. Главные герои – молодая семья Джека и Элис живут в идеальном пригороде, где каждый дом – шедевр архитектуры и дизайна. Налаженный быт, первоклассные вечеринки у бассейна в духе гламурных фотоснимков Слима Ааронса. Фасад мира настолько идеален, что у главной героини возникает подозрение в наличии скрытой стороны этого видимого благополучия. Распутывая клубок из полунамёков и лжи, Элис выясняет, что не так с их утопическим раем.

Фраза одного из рассказов писателя Джона Чивера могла бы стать лейтмотивов драмы Уайлд:...

Не беспокойся, дорогая / Don't Worry Darling (2022)

Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,5

«Золотые» 1950-е, американская дольче вита в драме-антиутопии режиссёра Оливии Уайлд. Главные герои – молодая семья Джека и Элис живут в идеальном пригороде, где каждый дом – шедевр архитектуры и дизайна. Налаженный быт, первоклассные вечеринки у бассейна в духе гламурных фотоснимков Слима Ааронса. Фасад мира настолько идеален, что у главной героини возникает подозрение в наличии скрытой стороны этого видимого благополучия. Распутывая клубок из полунамёков и лжи, Элис выясняет, что не так с их утопическим раем.

Фраза одного из рассказов писателя Джона Чивера могла бы стать лейтмотивов драмы Уайлд: «Отчего эти хорошие и милые люди, окружающие её, кажутся персонажами некой трагедии». Используя «хопперовский» прием нагнетания, идеальная картинка фильма с первых кадров вызывает у зрителя предчувствие катастрофы. Режиссёр неслучайно помещает своих персонажей в идеалистическую Америку 1950-х. Именно это время считают «золотым веком» страны – доходы увеличиваются, растёт благосостояние. Это пора той самой «американской мечты» с двухэтажным особняками и зелёными лужайками. Все женские персонажи «Не беспокойся, дорогая» – безупречные «стэпфордские» жёны. Уборка, готовка, уход за собой, отдых с подругами, время на хобби – их главные жизненные приоритеты. Мужчины, в свою очередь, дружным строем ежедневно отправляются на работу, о которой почему-то не принято говорить и расспрашивать.

Первой брешь в этом налаженном, как механизм швейцарских часов мире, замечает домохозяйка Элис. Она взволнована событиями, которые происходят с её подругой Маргарет, потерявшей сына. Женщина пытается доказать, что его смерть не случайна, но её поднимают на смех и выставляют параноичкой.

Фильм стоит «читать» между строк. Уайлд обвиняют в том, что её сюжет замешан на антиутопиях в духе «Шоу Трумана», «Плезантвиле», «Стэпфордских женах» и являет собою своеобразный микс идей из данных кинолент. Но, похоже, это та картина, о которой стоит составить собственное мнение. В фильме есть сильные и слабые стороны, актуальный взгляд на проблему взаимодействия женщин и мужчин, философские размышления о мнимом благополучии, «зоне комфорта», которая зачастую является добровольным самообманом.

Ещё до выхода картина привлекла внимание скандалами на съёмочной площадке. Шайа Лабаф должен был сыграть главную роль, но Уайлд отстранила его из-за конфликтного поведения. Роль досталась Гарри Стайлсу. Также возник конфликт между исполнительницей главной роли Флоренс Пью и самой Уайлд. Несмотря на отрицание трений съёмочной группой, лишняя шумиха пошла на пользу прокату картины. В первый уикэнд фильм заработал 19,2 миллиона долларов.

Отдельного внимания заслуживают локации съёмок, интерьеры в картине. Главной звездой фильма стал знаменитый дом Кауфмана в Палм-Спрингс. Особняк архитектора Ричарда Нойтра, построенный в 1940-е, включен в десятку лучших домов Лос-Анджелеса. Ещё одна достопримечательность в кадре – «Дом Вулкана», который называют шедевром пустыни.

Читать ещё ...

Три тысячи лет желаний: восточная притча о таинственной силе мечты

Три тысячи лет желаний: восточная притча о таинственной силе мечты

Три тысячи лет желаний / Three Thousand Years of Longing (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 7,0

Современная интерпретация истории «Аладдина», в которой повелителем Джинна становится отказавшаяся от всех страстей и желаний карьеристка в исполнении Тильды Суинтон. Убедить её в том, что чувствовать в себе желание – значит, жить, пытается обаятельный чародей из волшебного сосуда – Идрис Эльба. Талантливый актёрский дуэт на протяжении картины ведёт доверительные беседы, переносящие зрителя к событиям, которые предшествовали трём тысячам лет заточения Джинна. Калейдоскоп из восточных притч, романтических историй, философских рассуждений о том, что исполнение самых заветных желаний...

Три тысячи лет желаний / Three Thousand Years of Longing (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 7,0

Современная интерпретация истории «Аладдина», в которой повелителем Джинна становится отказавшаяся от всех страстей и желаний карьеристка в исполнении Тильды Суинтон. Убедить её в том, что чувствовать в себе желание – значит, жить, пытается обаятельный чародей из волшебного сосуда – Идрис Эльба. Талантливый актёрский дуэт на протяжении картины ведёт доверительные беседы, переносящие зрителя к событиям, которые предшествовали трём тысячам лет заточения Джинна. Калейдоскоп из восточных притч, романтических историй, философских рассуждений о том, что исполнение самых заветных желаний вовсе не гарантирует человеку счастья.

Специалист по изучению мифов и историй Алитеа (Тильда Суинтон) прилетает на конференцию в загадочный и колоритный Стамбул. В одной из сувенирных лавок женщина покупает древний сосуд, в котором оказывается заточен настоящий Джинн. Об этом Алитеа узнаёт в номере отеля, пытаясь оттереть сосуд от вековой пыли. Когда Джинн предлагает исполнить традиционные три желания, она неожиданно отказывается. Одинокой, поглощённой научной карьерой Алитее будто бы нечего желать. После неудачного брака она не особо верит в любовь, её устраивает комфортная однообразная жизнь, которая не предвидит сюрпризов. Чтобы показать важность и силу желаний Джинн рассказывает женщине о судьбе своих предыдущих «хозяев» и чем для них, да и для него самого обернулась попытка обладать самым заветным.

Создатель серии постапокалиптических боевиков «Безумный Макс» – Джордж Миллер на этот раз решил «поиграть» в восточную сказку. История, в основу которой лёг рассказ писательницы Антонии Байетт «Джин в бутылке из стекла «соловьиный глаз» в режиссёрской версии переносит зрителя в библейские времена царя Соломона, после – в Великолепный век правления султана и, наконец, к событиям, которые случились в девятнадцатом веке.

Кадры воспоминаний Джинна выглядят яркой россыпью самоцветов, контрастируя со спокойной меланхоличной атмосферой номера отеля, в котором происходит многочасовая беседа «волшебника из лампы» (в этой истории из загадочного сосуда) и Алитеи. Сценаристы словно противопоставляют рациональный, излишне предсказуемый и часто совершенно безликий мир Запада яркому колориту и страстности Востока. Алитеа изучает древние мифы, но сама не допускает присутствия толики чуда в реальной жизни. Размышляя о природе желаний, создатели также поднимают важный вопрос – насколько каждое наше желание, даже самое заветное – эгоистично и направлено на самого себя, но не на благо других.

Оператор Джон Сил («Гарри Поттер и философский камень», «Человек дождя», «Общество мёртвых поэтов») превратил «Три тысячи лет желаний» в красивую, сочную, яркую, наполненную восточным колоритом историю. Фильм получился своеобразной отдушиной, возможностью забыться хоть ненадолго в потоке новостей и событий. Он также призывает к личным размышлениям о том, что в жизни играет ключевую роль и чем ни при каких обстоятельствах не стоит пренебрегать.

Читать ещё ...

Род мужской: яблоко раздора в войне полов

Род мужской: яблоко раздора в войне полов

Род мужской / Men (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 6,1; Кинопоиска: 6,4

После самоубийства супруга, которое произошло на её глазах, овдовевшая молодая женщина решает провести какое-то время в отдалённой деревне. Ей хочется разобраться в себе, осознать степень своей вины в том, что случилось. В живописной английской глубинке, пережитые страхи и опасения возвращаются к ней в виде мужчин, которых она встречает. Сложная многоплановая история, пропитана символизмом, гендерным и религиозным подтекстом. Сюжет фильма подразумевает множество трактовок.

В расшифровке символов, к которым прибегает в своей картине режиссёр Алекс Гарленд, казалось бы, нет сложности. Мужчины, которые встречаются главной...

Род мужской / Men (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 6,1; Кинопоиска: 6,4

После самоубийства супруга, которое произошло на её глазах, овдовевшая молодая женщина решает провести какое-то время в отдалённой деревне. Ей хочется разобраться в себе, осознать степень своей вины в том, что случилось. В живописной английской глубинке, пережитые страхи и опасения возвращаются к ней в виде мужчин, которых она встречает. Сложная многоплановая история, пропитана символизмом, гендерным и религиозным подтекстом. Сюжет фильма подразумевает множество трактовок.

В расшифровке символов, к которым прибегает в своей картине режиссёр Алекс Гарленд, казалось бы, нет сложности. Мужчины, которые встречаются главной героине Харпер Марлоу (актриса Джесси Бакли) в загадочной деревушке все на одно лицо. Все они так или иначе возвращают женщину к травмирующим, абьюзивным отношениям, которые она переживала с супругом. Что этим хочет сказать режиссёр? Посыл – все мужчины одинаковы, кажется, слишком очевиден для такого сложного киноязыка. Можно допустить, что с помощью нарочитого обобщения Гарленд пытается понять, почему отношения между полами выстраиваются по определённой схеме, кто виноват в превосходстве одного пола над другим.

В попытке докопаться до сути режиссёр обращается к языческим мотивам, используя древний символ – зелёного человека, который якобы олицетворяет дух природы, начало-начал. Похоже на то, что Гарленд ищет путь, когда человечество свернуло не туда, как нарушилась эта естественная гармония, что на самом деле было тем запретным плодом с дерева познания.

Несмотря на то, что главная героиня – женщина, картина полностью посвящена мужчинам, исследованию их природы. Гораланд натуралистично, даже пугающие и отталкивающе вскрывает запретную мотив вырождения «рода мужского». Он приглашает зрителя обнажить все свои чувства, разобрать стену собственных стереотипов, чтобы составить новое видение ветхозаветной истории, «инволюции» мужчин.

Глубокие зелёные цвета фильма словно затягивают в воронку происходящего на экране. Всё, что видит зритель, настолько будоражаще, что порою возникает детское желание выкрикнуть предостережение главной героине, либо инстинктивно закрыть глаза в ужасе. Но полное обнажение чувств необходимое условие для рождения новых смыслов.

«Род мужской» сложно отнести к конкретному жанру, чаще всего звучат определения – психологический, фолк-хоррор, библейский хоррор. Картина встретила противоречивые отзывы, от полного восхищения до совершенного неприятия. Кто-то увидел в фильме лишь актуальную феминистскую повестку об угнетении одного пола другим.

Сложную, многосмысловую работу Гарленда сравнивают с фильмом «Мама» Даррена Аронофски, также в ней есть отголоски попыток понять двойственную природу женщины (матери и сексуального объекта) Педро Альмадовара, осознание силы женщины как прародительницы в философских картинах Ларса Фон Триера.

Читать ещё ...

Костюм: изнанка и лицо гангстерского мира

Костюм: изнанка и лицо гангстерского мира

Костюм / The Outfit (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,9

Портной-одиночка Леонард Берлинг в своём небольшом ателье шьёт лучшие костюмы в Чикаго. Берлинг одевает представителей местного мафиозного клана. Посвященный в тайны мафии портной, оказывается втянутым в крупную разборку двух гангстерских банд. Его швейная мастерская становится мышеловкой, из которой невозможно выбраться, не сбросив маску.

Чопорный закройщик, который переехал в Чикаго из Лондона (в роли портного снялся Марк Райлэнс, его называют лучшим возрастным актёром Голливуда), после трагических событий личной жизни, загадочным образом общается с боссами мафии на равных. Его рука не дрогнет при раскройке идеальных...

Костюм / The Outfit (фильм 2022)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,9

Портной-одиночка Леонард Берлинг в своём небольшом ателье шьёт лучшие костюмы в Чикаго. Берлинг одевает представителей местного мафиозного клана. Посвященный в тайны мафии портной, оказывается втянутым в крупную разборку двух гангстерских банд. Его швейная мастерская становится мышеловкой, из которой невозможно выбраться, не сбросив маску.

Чопорный закройщик, который переехал в Чикаго из Лондона (в роли портного снялся Марк Райлэнс, его называют лучшим возрастным актёром Голливуда), после трагических событий личной жизни, загадочным образом общается с боссами мафии на равных. Его рука не дрогнет при раскройке идеальных костюмов, точно также персонаж Берлинга выдерживает допрос с пристрастием местного «крёстного отца». Тот пытается отыскать исчезнувшего сына, посетившего ателье в злополучную ночь. В ряды мафии затесался стукач ФБР, гангстеры делают всё, чтобы разоблачить предателя.

Действующих лиц не много, но сценарные ходы так мастерски запутаны, что разгадка тайны каждого персонажа служит отличной приманкой для удерживания внимания зрителя. Фильм сравнивают с детективной драмой «Достать ножи» за схожий психологизм и ход с постепенным разоблачением героев. Скрытая двойственность – лейтмотив данной картины. На это создатели намекают даже в названии – ведь оригинальное Outfit – это не только «костюм», но также наименование преступного синдиката Аль Капоне, основанного в начале прошлого века в Чикаго.

Благодаря сосредоточенности на персонажах и камерной, схожей с театральной, атмосфере, режиссёр Грэм Мур дает возможность каждому актёру отыграть свою партию максимально ярко. Мур сознательно нарушает правила канонических гангстерских лент 50-х. Да, его герои также одеты в костюмы с иголочки, но перестрелки, погони, криминальная романтика отходят в этой истории на второй план. Режиссёр делает упор на психологическую и детективную составляющую. Поместив участников событий в замкнутое пространство, он пытается докопаться до сути каждого, ответить на вопрос «кто есть кто».

Читать ещё ...

Чёрный телефон: похищенный подросток против загадочного маньяка

Чёрный телефон: похищенный подросток против загадочного маньяка

Чёрный телефон / The Black Phone (фильм 2021)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,6

Фильм по одноименному рассказу сына Стивена Кинга Джо Хилла, снятый режиссёром Скоттом Дерриксоном. Пригород Денвера охвачен страхом. На самых видных местах расклеены объявления о пропаже подростков. Тринадцатилетний Финни, несмотря на свои опасения, всё же вступает в разговор со странным человеком на чёрном фургоне и жутким выбеленным лицом, который представляется фокусником. Похищенный, как и другие дети, юноша оказывается запертым в звуконепроницаемом подвале. На стене он находит черный телефон, аппарат отключён, но он обеспечивает связь Финни с другими жертвами маньяка.

«Чёрный телефон» – не совсем...

Чёрный телефон / The Black Phone (фильм 2021)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,6

Фильм по одноименному рассказу сына Стивена Кинга Джо Хилла, снятый режиссёром Скоттом Дерриксоном. Пригород Денвера охвачен страхом. На самых видных местах расклеены объявления о пропаже подростков. Тринадцатилетний Финни, несмотря на свои опасения, всё же вступает в разговор со странным человеком на чёрном фургоне и жутким выбеленным лицом, который представляется фокусником. Похищенный, как и другие дети, юноша оказывается запертым в звуконепроницаемом подвале. На стене он находит черный телефон, аппарат отключён, но он обеспечивает связь Финни с другими жертвами маньяка.

«Чёрный телефон» – не совсем экранизация, скорее адаптация не слишком объёмного рассказа Хилла (в одних источниках указывается 9 страниц, в других – 30). Автор описал свой иррациональный детский страх – воспоминание о чёрном дисковом телефоне в доме родителей, который ни к чему не был подключён. Самым большим ужасом было ожидание, что этот телефон может вдруг зазвонить. Режиссёр и сценарист картины Скотт Дерриксон решил обогатить эту историю не только леденящим кровь саспенсом, но также глубокими личными переживаниями. Для этого Дерриксон глубоко погрузился в собственное детство. Описанный им мрачный пригород – не что иное, как его родной Северный Денвер в 1978 году. Город полон насилия, которому подвергаются подростки дома, их собственной жестокости. «Чёрный телефон» стал для режиссёра своего рода терапией, он показал, что дети также могут давать отпор, вступать в опасную схватку и побеждать.

Образ главного злодея в фильме был списан с серийного убийцы Джона Уэйна Гейси, который в 70-х годах убил и изнасиловал 33 подростка. Маньк в рассказе-первоисточнике не носит маску, но режиссёру хотелось, чтобы грабитель был обезличен и стал воплощением всеобщего зла, обращённого на детей. Возможно, по этой причине он не вводит биографические детали прошлого похитителя. Жуткий телефон в истории Финни перестает быть воплощением страха, а служит его спасительной нитью, потусторонним измерением, из которого души погибших диктуют мальчику возможные варианты спасения. Те, кто посмотрел картину, уверяют, что каждая следующая минута в ней страшнее предыдущей, а финал впечатляет неожиданной развязкой.

В роли злодея в маске снялся Итан Хоук. Режиссёру необходим был характерный голос, который усиливал бы образ обезличенного убийцы. Хоук, который вначале отказался от роли, вскоре принял предложение. Критики пророчат, что его персонаж станет таким же эталонным как Пеннивайз и Джокер.

«Чёрный телефон» за особую мрачную атмосферу, яркие образы подростков сравнивают с сериалом «Очень странные дела». Сам же режиссёр делает акцент на том, что его фильм – это антиностальгия по прошлому, он видит в нём больше параллелей с ранним творчеством Стивена Спилберга. Дерриксон не исключает возможность сиквела при успехе первого фильма. Джо Хилл уже предложил режиссёру заманчивую идею.

Читать ещё ...

Варяг: шекспировские страсти в драматической скандинавской саге

Варяг: шекспировские страсти в драматической скандинавской саге

Варяг / The Northman (2022)

Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 6,9

Переосмысление древнеисландского эпоса о королевском наследнике – Амлете, который вдохновил драматурга Уильяма Шекспира на создание образа Гамлета в его знаменитой трагедии. Обратившись к первоисточнику, режиссёр картины Роберт Эггерс погружает зрителя в будоражащее прочтение истории о кровной мести сына за отца на скандинавский лад. Образы главного викинга на экране воплотил Александр Скарсгард, в роли его мистической возлюбленной снялась Аня Тейлор-Джой. Громкие имена актерского состава даже в ролях второго плана: Бьорк, Николь Кидман, Уиллем Дефо, Итан Хоук, говорят о том, что режиссёрский замысел состоял в том, чтобы...

Варяг / The Northman (2022)

Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 6,9

Переосмысление древнеисландского эпоса о королевском наследнике – Амлете, который вдохновил драматурга Уильяма Шекспира на создание образа Гамлета в его знаменитой трагедии. Обратившись к первоисточнику, режиссёр картины Роберт Эггерс погружает зрителя в будоражащее прочтение истории о кровной мести сына за отца на скандинавский лад. Образы главного викинга на экране воплотил Александр Скарсгард, в роли его мистической возлюбленной снялась Аня Тейлор-Джой. Громкие имена актерского состава даже в ролях второго плана: Бьорк, Николь Кидман, Уиллем Дефо, Итан Хоук, говорят о том, что режиссёрский замысел состоял в том, чтобы создать поистине грандиозное повествование.

Автор фолк-хорроров «Ведьма» и «Маяк» – американский режиссёр Роберт Эггерс, несмотря на не слишком обширную фильмографию, закрепил за собой репутацию человека, умеющего воссоздавать на экране мистическую атмосферу древних легенд и сказаний. История наследного короля Амлета, лишенного его земель, трона, наследства, очевидна, но только не для Эггерса. Богатая фантазия режиссёра погружает зрителя в притягательный мир первобытных воинов, волшебства, отчаянной любви, жестокой, но справедливой мести. В этом мире нет полутонов, воин в нём, подобно зверю издаёт рык, эмоции, чувства до предела обнажены и демонстрируют подлинную природу человека.

Используя величественные пейзажи Исландии как декорацию, режиссёру удалось не превратить картину в однозначное фэнтези, а создать чарующую атмосферу, которой веришь. Ведьмы, магические мечи, заговоры и зелье выглядят в ней правдоподобно и служат лишь намеком на мистическую составляющую. Сам Эггерс называет «Варяг» (возможно, более точно звучал бы перевод – «Норманн») авторским переосмыслением «Андрея Рублёва» и «Конана-варвара».

Привычно для своих фильмов режиссёр работал над картиной в паре с оператором Джарином Блашке (номинация «Оскар» за лучшую операторскую работу в фильме «Маяк»). Палитра фильма вторит настроению, которое царит на экране. Сцены сражений, трагических будней главного героя показаны в мрачных и глубоких серо-зелёных тонах, яркие эмоциональные моменты окрашены в тёплые краски. Дополняет картину музыкальный фон, который сопровождает всё повествование. Звуки варгана, речитатив и горловое пение погружают в своеобразный транс, добавляя истории ещё большей поэтичности, несмотря на кровавые сцены, жестокость и моменты хоррора. Аню Тейлор-Джой можно увидеть в откровенных сценах, которые поклонники фильма уже разобрали на скриншоты.

Картина не окупилась в прокате, но получила высокие оценки критиков. Мнения зрителей разделились – одни называют «Варяг» лучшим фильмом 2022 года, других возмущает несоответствие историческим фактам, надуманность и однозначность сюжета.

Читать ещё ...

Аллея кошмаров: зверь в человеческом обличье

Аллея кошмаров: зверь в человеческом обличье

Аллея кошмаров / Nightmare Alley (фильм 2021 года)

Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 7,3

«Аллея кошмаров» – нуарный триллер от режиссёра Гильермо Дель Торо. Мрачная история афериста Стэнтона Карлайла, которая разворачивается в декорациях бродячего цирка в Америке 40-х годов. Закулисье факиров, цирковых уродцев, подоплёка индустрии обмана. «Игра в бога», которая приведёт главного героя к его истинному обличью.

«Не ты дурачишь людей – они сами себя дурачат», – фраза, которая звучит в одной из сцен фильма. Парадоксальная тяга человека к миру тайны, осознанное желание быть втянутым в обман, приводит главного героя Стэна Карлайла к решению предоставить желающим эту возможность. Тёмное прошлое...

Аллея кошмаров / Nightmare Alley (фильм 2021 года)

Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 7,3

«Аллея кошмаров» – нуарный триллер от режиссёра Гильермо Дель Торо. Мрачная история афериста Стэнтона Карлайла, которая разворачивается в декорациях бродячего цирка в Америке 40-х годов. Закулисье факиров, цирковых уродцев, подоплёка индустрии обмана. «Игра в бога», которая приведёт главного героя к его истинному обличью.

«Не ты дурачишь людей – они сами себя дурачат», – фраза, которая звучит в одной из сцен фильма. Парадоксальная тяга человека к миру тайны, осознанное желание быть втянутым в обман, приводит главного героя Стэна Карлайла к решению предоставить желающим эту возможность. Тёмное прошлое персонажа с первых сцен указывают на то, что человеческого в Карлайле мало. Символически он примыкает к бродячему цирку, в котором внешнее уродство, обман – валюта для привлечения зрителя. Карлайл не задумывается, насколько уродлива его собственная душа. Из парня «принеси-подай» он выбивается в цирковую элиту. Стэну не даёт покоя номер чтеца мыслей – менталиста, который работает в паре с женой и с помощью тайных кодов выведывает у зрителей нужную информацию. Карлайл завладевает секретным кодом и решает стать менталистом высшего ранга. В компании своей возлюбленной он отправляется в грандиозное турне по стране, дурача богачей. Заигравшись, герой не замечает, как сам, словно мифический змей уроборос, кусает себя за хвост. В лице психотерапевта Лилит Риттер, которая оказывается на одном из сеансов лже-менталиста, он находит равного себе по хитрости и коварству соперника. Насколько сокрушительной сила обмана окажется для самого лжеца?

Тема циркового балагана, словно создана для Дель Торо. Большой эстет, известный своей маниакальной страстью к деталям, каждый элемент декорации на съёмочной площадке он контролирует лично. Для Дель Торо тотальное погружение зрителя в атмосферу истории идёт вровень с раскрытием сюжета. История бродячего цирка покорила его и вдохновила создать тревожную нуарную вселенную без использования привычных монстров, вампиров, мистической составляющей. Для режиссёра это был своего рода вызов, с которым он справился.

За камеру в «Аллее кошмаров» встал неизменный оператор главных картин Дель Торо – датчанин Дан Лаустсен. Для подлинного нуарного эффекта режиссёр использует реалистичную маскировку под старину – это привычная для его картин съёмка с нижнего ракурса, намеренное сужение кадра. Переосмыслив историю одноимённого произведения Уильяма Линдси Грешема, Дель Торо показал путь саморазрушения человека, заигравшегося в обман, но сделал это по-своему театрально и ярко. В 1947 году роман Грешема уже был экранизирован, но режиссёр Эдмунд Голдинг на своё усмотрение смягчил концовку, подарив герою надежду. Дель Торо остался верен первоисточнику, раскрыв события в том свете, в котором их видел автор.

Роман Грешема не так прост, как кажется, в нём интерес автора к мистике, глубокое погружение в психоанализ (во время написания Грешем проходил курс психотерапии). В описанном персонаже также много личного, поскольку писатель был хроническим алкоголиком. Он покончил с собой в номере отеле, в котором был написан первый черновик романа. Рядом с ним была найдена визитка со словами: «Был да вышел. Ни адреса, ни телефона, ни работы, ни денег». Автор и его персонаж будто слились воедино.

В фильме первоклассный актёрский состав: в главных ролях – Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Руни Мара, неизменный талисман и звезда фильмов Дель Торо – Рон Перлман.

 

Читать ещё ...
Телеграм