Классики литовской фотографии: фотороманисты вне времени

Классики литовской фотографии: фотороманисты вне времени

Классика литовской фотографии это и психологизм Суткуса, и «фотофантастика» Бутырина, и беспристрастная этнофотография Мацияускаса, и тончайший лиризм Ракаускаса, и восхитительная телесность Дихавичюса… Оставаясь в границах индивидуального стиля и жанра, каждый из мастеров сумел передать через визуальный образ дух места, нечто характерное для своей земли и культуры, в итоге развив течение в культурный феномен мирового значения.

В 1969 году в журнале «Советское фото» впервые появился термин «литовская школа». Ему предшествовало знаковое событие: в Центральном доме журналистов в Москве состоялась выставка девяти литовских фотографов. Мероприятие широко обсуждалось в прессе и вызвало большой общественный интерес. В том же году вышел указ об официальном создании первого в Советском Союзе Общества фотоискусства, а Литву стали называть «фотографической республикой».

Работы литовских фотографов отличались от советской документальной традиции. Они не стремились восхвалять «героя» и свободно выбирали художественные приёмы (высокие или низкие углы, крупный план, акцентированная геометрия). Хотя о феномене литовской школы говорили как о европейской фотографии в СССР, но и коллеги с запада, приезжая в Литву, дивились отсутствию позиции отстранённого наблюдателя и той нетипичной теплоте, с которой запечатлевался человек.

Руководитель общества Антанас Суткус вспоминал: «Для нас главной была не "национальная идея". Главной заботой было всё-таки показать человека, своего, простого человека. Тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимистичным. Психологизм тоже приравнивался к пессимистическому настроению».

Участники общества избирали каждый свою тему и работали над ней, годами создавая своеобразный фотороман. Так Александрас Мацияускас 25 лет снимал сельские базары. Случалось ли вам наблюдать театральную сцену размером в несколько гектаров? Мацияускас отправлялся по выходным на крупнейшие рынки Литвы, где мог запечатлеть настоящие драмы и...

Классика литовской фотографии это и психологизм Суткуса, и «фотофантастика» Бутырина, и беспристрастная этнофотография Мацияускаса, и тончайший лиризм Ракаускаса, и восхитительная телесность Дихавичюса… Оставаясь в границах индивидуального стиля и жанра, каждый из мастеров сумел передать через визуальный образ дух места, нечто характерное для своей земли и культуры, в итоге развив течение в культурный феномен мирового значения.

В 1969 году в журнале «Советское фото» впервые появился термин «литовская школа». Ему предшествовало знаковое событие: в Центральном доме журналистов в Москве состоялась выставка девяти литовских фотографов. Мероприятие широко обсуждалось в прессе и вызвало большой общественный интерес. В том же году вышел указ об официальном создании первого в Советском Союзе Общества фотоискусства, а Литву стали называть «фотографической республикой».

Работы литовских фотографов отличались от советской документальной традиции. Они не стремились восхвалять «героя» и свободно выбирали художественные приёмы (высокие или низкие углы, крупный план, акцентированная геометрия). Хотя о феномене литовской школы говорили как о европейской фотографии в СССР, но и коллеги с запада, приезжая в Литву, дивились отсутствию позиции отстранённого наблюдателя и той нетипичной теплоте, с которой запечатлевался человек.

Руководитель общества Антанас Суткус вспоминал: «Для нас главной была не "национальная идея". Главной заботой было всё-таки показать человека, своего, простого человека. Тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимистичным. Психологизм тоже приравнивался к пессимистическому настроению».

Участники общества избирали каждый свою тему и работали над ней, годами создавая своеобразный фотороман. Так Александрас Мацияускас 25 лет снимал сельские базары. Случалось ли вам наблюдать театральную сцену размером в несколько гектаров? Мацияускас отправлялся по выходным на крупнейшие рынки Литвы, где мог запечатлеть настоящие драмы и ситуационные комедии «купи-продай». Свои преисполненные красотой и чистотой «Цветы среди цветов» Римантас Дихавичюс создавал в 1974 – 1987 годы, выпустив первый альбом ню фотографий в СССР. Ромуальдас Ракаускас 10 лет работал над поэтичной серией «Цветение».

Так общая тема – Литва и её народ – нашла своё особое выражение в каждом авторском стиле. В лирическом реализме Вацловаса Страукаса и в фантастических облаках над пригородами Вильнюса Альгимантаса Кунчюса. В духовной жизни, показанной в серии «Сельские праздники» Ромуальдаса Пожерскиса, и в весёлом лете Александраса Мацияускаса. В пронзительных детских глазах Антанаса Суткуса и в похожих на кинокадры снимках Антанаса Межанскаса. В минималистских дюнах и мистических лесных пейзажах Йонаса Кальвялиса и жанровых зарисовках Аудрюса Завадскиса. В сугубо личных и экзистенциальных фотографиях Виргилиуса Шонты и в оптимистических фоторепортажах Марюса Баранаускаса.

Литовская школа фотографии – одна из самых сильных и интересных, с уникальным почерком, выделяющим её в своём роде как явление мирового значения. И сегодня, когда растёт интерес к советской фотографии, литовская классика обращает на себя заслуженное внимание. В нашем альбоме наряду с корифеями литовской фотографии имена более загадочные, но не менее значимые.

Ещё
Нет доступных фотографий