Классики литовской фотографии: фотороманисты вне времени

Классика литовской фотографии это и психологизм Суткуса, и «фотофантастика» Бутырина, и беспристрастная этнофотография Мацияускаса, и тончайший лиризм Ракаускаса, и восхитительная телесность Дихавичюса… Оставаясь в границах индивидуального стиля и жанра, каждый из мастеров сумел передать через визуальный образ дух места, нечто характерное для своей земли и культуры, в итоге развив течение в культурный феномен мирового значения.

В 1969 году в журнале «Советское фото» впервые появился термин «литовская школа». Ему предшествовало знаковое событие: в Центральном доме журналистов в Москве состоялась выставка девяти литовских фотографов. Мероприятие широко обсуждалось в прессе и вызвало большой общественный интерес. В том же году вышел указ об официальном создании первого в Советском Союзе Общества фотоискусства, а Литву стали называть «фотографической республикой».

Работы литовских фотографов отличались от советской документальной традиции. Они не стремились восхвалять «героя» и...

Классика литовской фотографии это и психологизм Суткуса, и «фотофантастика» Бутырина, и беспристрастная этнофотография Мацияускаса, и тончайший лиризм Ракаускаса, и восхитительная телесность Дихавичюса… Оставаясь в границах индивидуального стиля и жанра, каждый из мастеров сумел передать через визуальный образ дух места, нечто характерное для своей земли и культуры, в итоге развив течение в культурный феномен мирового значения.

В 1969 году в журнале «Советское фото» впервые появился термин «литовская школа». Ему предшествовало знаковое событие: в Центральном доме журналистов в Москве состоялась выставка девяти литовских фотографов. Мероприятие широко обсуждалось в прессе и вызвало большой общественный интерес. В том же году вышел указ об официальном создании первого в Советском Союзе Общества фотоискусства, а Литву стали называть «фотографической республикой».

Работы литовских фотографов отличались от советской документальной традиции. Они не стремились восхвалять «героя» и свободно выбирали художественные приёмы (высокие или низкие углы, крупный план, акцентированная геометрия). Хотя о феномене литовской школы говорили как о европейской фотографии в СССР, но и коллеги с запада, приезжая в Литву, дивились отсутствию позиции отстранённого наблюдателя и той нетипичной теплоте, с которой запечатлевался человек.

Руководитель общества Антанас Суткус вспоминал: «Для нас главной была не "национальная идея". Главной заботой было всё-таки показать человека, своего, простого человека. Тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимистичным. Психологизм тоже приравнивался к пессимистическому настроению».

Участники общества избирали каждый свою тему и работали над ней, годами создавая своеобразный фотороман. Так Александрас Мацияускас 25 лет снимал сельские базары. Случалось ли вам наблюдать театральную сцену размером в несколько гектаров? Мацияускас отправлялся по выходным на крупнейшие рынки Литвы, где мог запечатлеть настоящие драмы и ситуационные комедии «купи-продай». Свои преисполненные красотой и чистотой «Цветы среди цветов» Римантас Дихавичюс создавал в 1974 – 1987 годы, выпустив первый альбом ню фотографий в СССР. Ромуальдас Ракаускас 10 лет работал над поэтичной серией «Цветение».

Так общая тема – Литва и её народ – нашла своё особое выражение в каждом авторском стиле. В лирическом реализме Вацловаса Страукаса и в фантастических облаках над пригородами Вильнюса Альгимантаса Кунчюса. В духовной жизни, показанной в серии «Сельские праздники» Ромуальдаса Пожерскиса, и в весёлом лете Александраса Мацияускаса. В пронзительных детских глазах Антанаса Суткуса и в похожих на кинокадры снимках Антанаса Межанскаса. В минималистских дюнах и мистических лесных пейзажах Йонаса Кальвялиса и жанровых зарисовках Аудрюса Завадскиса. В сугубо личных и экзистенциальных фотографиях Виргилиуса Шонты и в оптимистических фоторепортажах Марюса Баранаускаса.

Литовская школа фотографии – одна из самых сильных и интересных, с уникальным почерком, выделяющим её в своём роде как явление мирового значения. И сегодня, когда растёт интерес к советской фотографии, литовская классика обращает на себя заслуженное внимание. В нашем альбоме наряду с корифеями литовской фотографии имена более загадочные, но не менее значимые.

Читать ещё ...
Из серии Воскресенье, 1968 – 1985. Фотограф Альгимантас Кунчюс
Из серии Вещи и формы, 1979. Фотограф Виргилиус Шонта
Из серии Армейский дневник, 1968. Фотограф Виталий Бутырин
Из серии Армейский дневник, 1968. Фотограф Виталий Бутырин
Игрушки, Вильнюс, 1974. Фотограф Антанас Суткус
Зимнее утро, 1965. Фотограф Ромуальдас Ракаускас
Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в Литве, 1965. Фотограф Антанас Суткус
Ёлки, Вильнюс, ок. 1960. Фотограф Антанас Суткус
Жан-Поль Сартр в Ниде, 1965. Фотограф Антанас Суткус
Друзья, Вильнюс, 1966. Фотограф Антанас Суткус
Дорога детства. Дзукия, 1969. Фотограф Антанас Суткус
Деревенская улица. Дзукия, Литва, 1969. Фотограф Антанас Суткус
День танца, 1975. Фотограф Антанас Суткус
Двор. Фотограф Антанас Суткус
Весеннее утро, 1966. Фотограф Альгимантас Кунчюс
Вильнюс, 1958. Фотограф Антанас Суткус
В селе Райтининкай, 1970. Из серии Воскресенье. Фотограф Альгимантас Кунчюс
В детский сад, 1972. Фотограф Зенонас Булгаковас
В ветлечебнице. Фотограф Александрас Мацияускас
Будущее старого Вильнюса, 1965. Фотограф Ромуальдас Ракаускас
В Башкортостане, 1981. Фотограф Витас Луцкус
Близ Меркине, 1968. Из серии Воскресенье. Фотограф Альгимантас Кунчюс
Автострада, 1964. Фотограф Ромуальдас Ракаускас
Юность, 1979. Фотограф Марюс Баранаускас
Полёт, 1978. Фотограф Виргилиус Шонта
Зарядка, 1963. Фотограф Антанас Суткус
Новости рынка, 1974. Фотограф Зенонас Булгаковас
Дуб, 1969. Фотограф Йонас Кальвялис
Чайник и зеркало. Фотограф Витас Луцкус
Из серии Цветы среди цветов, 1974 – 1987. Фотограф Римантас Дихавичюс
Нет доступных фотографий