Классики литовской фотографии: фотороманисты вне времени

Классика литовской фотографии это и психологизм Суткуса, и «фотофантастика» Бутырина, и беспристрастная этнофотография Мацияускаса, и тончайший лиризм Ракаускаса, и восхитительная телесность Дихавичюса… Оставаясь в границах индивидуального стиля и жанра, каждый из мастеров сумел передать через визуальный образ дух места, нечто характерное для своей земли и культуры, в итоге развив течение в культурный феномен мирового значения.

В 1969 году в журнале «Советское фото» впервые появился термин «литовская школа». Ему предшествовало знаковое событие: в Центральном доме журналистов в Москве состоялась выставка девяти литовских фотографов. Мероприятие широко обсуждалось в прессе и вызвало большой общественный интерес. В том же году вышел указ об официальном создании первого в Советском Союзе Общества фотоискусства, а Литву стали называть «фотографической республикой».

Работы литовских фотографов отличались от советской документальной традиции. Они не стремились восхвалять «героя» и...

Классика литовской фотографии это и психологизм Суткуса, и «фотофантастика» Бутырина, и беспристрастная этнофотография Мацияускаса, и тончайший лиризм Ракаускаса, и восхитительная телесность Дихавичюса… Оставаясь в границах индивидуального стиля и жанра, каждый из мастеров сумел передать через визуальный образ дух места, нечто характерное для своей земли и культуры, в итоге развив течение в культурный феномен мирового значения.

В 1969 году в журнале «Советское фото» впервые появился термин «литовская школа». Ему предшествовало знаковое событие: в Центральном доме журналистов в Москве состоялась выставка девяти литовских фотографов. Мероприятие широко обсуждалось в прессе и вызвало большой общественный интерес. В том же году вышел указ об официальном создании первого в Советском Союзе Общества фотоискусства, а Литву стали называть «фотографической республикой».

Работы литовских фотографов отличались от советской документальной традиции. Они не стремились восхвалять «героя» и свободно выбирали художественные приёмы (высокие или низкие углы, крупный план, акцентированная геометрия). Хотя о феномене литовской школы говорили как о европейской фотографии в СССР, но и коллеги с запада, приезжая в Литву, дивились отсутствию позиции отстранённого наблюдателя и той нетипичной теплоте, с которой запечатлевался человек.

Руководитель общества Антанас Суткус вспоминал: «Для нас главной была не "национальная идея". Главной заботой было всё-таки показать человека, своего, простого человека. Тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимистичным. Психологизм тоже приравнивался к пессимистическому настроению».

Участники общества избирали каждый свою тему и работали над ней, годами создавая своеобразный фотороман. Так Александрас Мацияускас 25 лет снимал сельские базары. Случалось ли вам наблюдать театральную сцену размером в несколько гектаров? Мацияускас отправлялся по выходным на крупнейшие рынки Литвы, где мог запечатлеть настоящие драмы и ситуационные комедии «купи-продай». Свои преисполненные красотой и чистотой «Цветы среди цветов» Римантас Дихавичюс создавал в 1974 – 1987 годы, выпустив первый альбом ню фотографий в СССР. Ромуальдас Ракаускас 10 лет работал над поэтичной серией «Цветение».

Так общая тема – Литва и её народ – нашла своё особое выражение в каждом авторском стиле. В лирическом реализме Вацловаса Страукаса и в фантастических облаках над пригородами Вильнюса Альгимантаса Кунчюса. В духовной жизни, показанной в серии «Сельские праздники» Ромуальдаса Пожерскиса, и в весёлом лете Александраса Мацияускаса. В пронзительных детских глазах Антанаса Суткуса и в похожих на кинокадры снимках Антанаса Межанскаса. В минималистских дюнах и мистических лесных пейзажах Йонаса Кальвялиса и жанровых зарисовках Аудрюса Завадскиса. В сугубо личных и экзистенциальных фотографиях Виргилиуса Шонты и в оптимистических фоторепортажах Марюса Баранаускаса.

Литовская школа фотографии – одна из самых сильных и интересных, с уникальным почерком, выделяющим её в своём роде как явление мирового значения. И сегодня, когда растёт интерес к советской фотографии, литовская классика обращает на себя заслуженное внимание. В нашем альбоме наряду с корифеями литовской фотографии имена более загадочные, но не менее значимые.

Читать ещё ...
Каникулы, 1976. Фотограф Марюс Баранаускас
К дюне Парнидиса, 1973. Фотограф Аудрюс Завадскис
Из серии Тбилиси, 1981. Фотограф Витас Луцкус
Из серии Тбилиси, 1981. Фотограф Витас Луцкус
Из серии Зима, 1968. Фотограф Аудрюс Завадскис
Из серии Песок, 1972. Фотограф Аудрюс Завадскис
Из серии Цветы среди цветов, 1974 – 1987. Фотограф Римантас Дихавичюс
Из серии Цветение, 1974 – 1984. Фотограф Ромуальдас Ракаускас
Из серии Цветы среди цветов, 1974 – 1987. Фотограф Римантас Дихавичюс
Из серии Сельские рынки, 1969–84. Фотограф Александрас Мацияускас
Из серии Рассказы о море. Фотограф Виталий Бутырин
Из серии Последний звонок. Фотограф Вацловас Страукас
Из серии Последний звонок. Фотограф Вацловас Страукас
Из серии Последний звонок. Фотограф Вацловас Страукас
Из серии Последний звонок. Фотограф Вацловас Страукас
Из серии Победы и поражения, 1970-е. Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Из серии Последний звонок. Фотограф Вацловас Страукас
Из серии Перо, 1985. Фотограф Аудрюс Завадскис
Из серии Литовские сельские базары, 1980. Фотограф Александрас Мацияускас
Из серии Литовские сельские базары, Кайшядорис, 1969. Фотограф Александрас Мацияускас
Из серии Литовские сельские базары, 1973. Фотограф Александрас Мацияускас
Из серии Лес. Фотограф Йонас Кальвялис
Из серии Литовская свадьба, 1970–80-е. Фотограф Александрас Мацияускас
Из серии Дюны, 1977. Фотограф Йонас Кальвялис
Из серии Дюны. Фотограф Йонас Кальвялис
Из серии Коллеги, 1980. Фотограф Витас Луцкус
Из серии Дюны, 1974. Фотограф Йонас Кальвялис
Из серии Гримасы утомлённого села, 1989 – 1994. Фотограф Римальдас Викшрайтис
Из серии Гримасы утомлённого села. Фотограф Римальдас Викшрайтис
Из серии Воспоминания, 1975 – 1987. Фотограф Альгимантас Кунчюс
Нет доступных фотографий