Фотодневник Франка Хорвата: год жизни через объектив известного фотографа

«Ежедневный отчёт» – фотопроект Франка Хорвата (Frank Horvat) о последнем годе тысячелетия. Каждый день на протяжении всего 1999 года Хорват делал, по крайней мере, одну фотографию. Избранные им кадры как зарубки на память, маленькое кино жизни, год, который не пролетел бесследно, но был прожит. Кроме памятных моментов, ценных для самого автора, его снимки несут важный посыл – они учат мыслить как фотограф, замечать важное в повседневном, обращать внимание на детали, свет, цвет, композицию, остроумные обстоятельства, проявлять любопытство. Признанный классик фотографии, Франк Хорват снимал до глубокой старости. Регулярно он выезжал на прогулки на инвалидном кресле, чтобы запечатлевать окружающий мир, его поэзию, юмор, уникальность.

«Можно подумать, всё, что я показываю – это лица с полузакрытыми глазами, горшки с маслом и мармеладом на столе для завтрака, распускающиеся ветви дуба, маки, паутину, древесную кору, перезрелый инжир, дети в бассейне и мешки для мусора. Но, прежде...

«Ежедневный отчёт» – фотопроект Франка Хорвата (Frank Horvat) о последнем годе тысячелетия. Каждый день на протяжении всего 1999 года Хорват делал, по крайней мере, одну фотографию. Избранные им кадры как зарубки на память, маленькое кино жизни, год, который не пролетел бесследно, но был прожит. Кроме памятных моментов, ценных для самого автора, его снимки несут важный посыл – они учат мыслить как фотограф, замечать важное в повседневном, обращать внимание на детали, свет, цвет, композицию, остроумные обстоятельства, проявлять любопытство. Признанный классик фотографии, Франк Хорват снимал до глубокой старости. Регулярно он выезжал на прогулки на инвалидном кресле, чтобы запечатлевать окружающий мир, его поэзию, юмор, уникальность.

«Можно подумать, всё, что я показываю – это лица с полузакрытыми глазами, горшки с маслом и мармеладом на столе для завтрака, распускающиеся ветви дуба, маки, паутину, древесную кору, перезрелый инжир, дети в бассейне и мешки для мусора. Но, прежде всего, это мой восторг от того, что я увидел через видоискатель своего Nikon. Это различные способы отражения или поглощения света поверхностями, непрерывные изменения контраста и цвета не только в зависимости от времени суток, капризов погоды, смены времен года, но также простого дуновения ветерка в листве. Исследование собственного тела, присутствие человека или животного поблизости. Моим предметом исследования, в конечном счете, была не столько окружающая меня реальность, сколько моё восприятие этой реальности».

В своём фотопроекте, посвященном Нью-Йорку – «Нью-Йорк вдоль и поперёк», Хорват уже обращал внимание на досадное свойство нашей памяти не замечать, либо забывать большинство мелких событий, сцен, которые были прожиты, но не зафиксированы. «Ежедневный отчет» стал для него своего рода кимкидуковской картиной «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Зафиксированным жизненным циклом, собственным фильмом в преддверии Миллениума.

«Кто-то сказал, что путешествовать – все равно, что украсть немного времени у смерти. И, безусловно, верно, что дни, когда мы путешествуем, кажутся нам длиннее других, поскольку они богаче событиями. Точно также у меня создавалось впечатление, что мое время в течении этого 1999 года расширялось: в первый день месяца последний казался бесконечно далеким. Иногда это давало мне ощущение, что я могу манипулировать временем, подобно алхимикам, которые верили, что могут преобразовывать вещества».

Богаче нашу жизнь делает внимание ко всему, что нас окружает, интенсивное проживание каждой минуты, каждого дня. Внимательность к привычным местам и будничным занятиям. Пройтись тысячный раз по знакомой улице и открыть её заново, заметить, что-то новое в каждом утре.

«Врачи настояли на том, чтобы я ходил пешком не менее получаса в день, что мне казалось невыносимо скучным, особенно в жилом пригороде Булони, где расположена моя студия. Моя неприязнь к Булони объясняется тем, что за полчаса ходьбы, я не мог видеть ничего, кроме закрытых ставен, бетонных блоков, скамеек, на которых никто не сидит, оград, ограждающих жалкие маленькие садики. С другой стороны, исследование этого места представляло собой сложную задачу, поскольку заставляло меня внимательно присмотреться к моему окружению, сделать открытия, которые были бы значительно более ценными, учитывая скудность обстановки».

«Ежедневный отчет» Хорвата получился не просто личным дневником, взглядом на обыденность, но своеобразным путешествием увлеченного жизнью человека. В нем нет проходных кадров – каждый запечатленный сюжет таит в себе любопытное маленькое открытие, эмоцию, яркий момент. Фотограф говорит, что с помощью такого интенсивного погружения у него получилось осознать «плотность» этих мгновений, их необратимость.

«Особенно подобное чувствовалось ранним утром, когда выглядывало солнце: очевидно из-за прозрачности воздуха, пока он еще был насыщен ночной влагой, но еще больше из-за того, что я сам открывался в те первые часы пробуждения, как чистая страница, ожидающая, когда появятся слова, что будут сказаны об этом дне».

Подробнее с фотопроектов «Ежедневный отчет» можно познакомиться на сайте фотографа.

По ссылке также обзор творчества Франка Хорвата, его фотопроекты – «Портреты деревьев» и «Нью-Йорк вдоль и поперёк».

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм