Роман о городе: Нью-Йорк сквозь объектив Франка Хорвата

«Нью-Йорк вдоль и поперёк» – интимная и поэтичная серия о городе в 1980-е. Её можно считать решающей в творчестве Франка Хорвата (Frank Horvat), поскольку это атмосферное путешествие ознаменует его переход от черно-белой к цветной фотографии, но также переход от модных снимков к личным проектам. Запечатлевая Нью-Йорк в период с 1982 по 1987 год, Хорват слонялся его самыми отдаленными районами, кружил в метро, выходя на случайных станциях за человеком, который его впечатлил. Это полная спонтанности одиссея подлинного художника, который способен уловить то, что обычно ускользает от глаз. До того, как стать фотографом, Хорват мечтал стать писателем, повествовательность этой серии говорит сама за себя.

«Вдоль и поперёк – это не просто переходы от окраин к центру города, от темноты метро к виду с верхних этажей небоскребов, от январских температур к июльским. Но также переходы, от одного дня к другому, и от одной минуты к другой, между восторгом и разочарованием, триумфом и неудачей,...

«Нью-Йорк вдоль и поперёк» – интимная и поэтичная серия о городе в 1980-е. Её можно считать решающей в творчестве Франка Хорвата (Frank Horvat), поскольку это атмосферное путешествие ознаменует его переход от черно-белой к цветной фотографии, но также переход от модных снимков к личным проектам. Запечатлевая Нью-Йорк в период с 1982 по 1987 год, Хорват слонялся его самыми отдаленными районами, кружил в метро, выходя на случайных станциях за человеком, который его впечатлил. Это полная спонтанности одиссея подлинного художника, который способен уловить то, что обычно ускользает от глаз. До того, как стать фотографом, Хорват мечтал стать писателем, повествовательность этой серии говорит сама за себя.

«Вдоль и поперёк – это не просто переходы от окраин к центру города, от темноты метро к виду с верхних этажей небоскребов, от январских температур к июльским. Но также переходы, от одного дня к другому, и от одной минуты к другой, между восторгом и разочарованием, триумфом и неудачей, самореализацией», - говорит Хорват, который в каждой своей фотографии преследовал двойное откровение – важность того, на что обращена камера, но также чувства фотографа.

Он не жил в Нью-Йорке и его поездки случались исключительно по работе, но, когда Хорват посчитал, что суммарно он провел в городе более двух лет – осознал, что это значимая часть жизни, которую ему не хотелось бы просто так упустить. В конце рабочего дня, после того, как контактные листы со съемок были отсмотрены, он брал свою 35-миллиметровую «Leica» и выходил на улицы города. Это было настоящее приключение.

«Некоторые моменты я даже не думал запечатлевать на пленку, но они продолжают жить в моей памяти. Шахматисты со своими импровизированными досками на тротуаре Бродвея. Или парень, доставляющий горячую еду, чей фургон застрял в пробке на другой стороне города, и который понимает, что его доставка безнадежно опоздает и что еда, в конечном счете, окажется в мусорном баке. Поэтому он решает раздать её другим водителям, любому пешеходу, который захочет… Или девушка гоу-гоу, стоящая на коленях на своей стойке, её непринужденный разговор с клиентом о последнем бейсбольном матче, погоде на выходные».

Нью-Йорк очаровывал Хорвата своей полной противоположностью бесчеловечному мегаполису, в каждом его уголке бурлила жизнь и слагалась своя история. Обилие сюжетов так огромно, что упущенный момент, когда взвод затвора не сработал или освещение не позволило сделать кадр, не вызывал в нем огорчения, напротив сильнее пробуждал аппетит. Снимать не мешкая, молниеносно, не раздумывать, не строить, полностью отдаться моменту – вот главные правила создания этой серии.

«Шестая авеню, темноволосая женщина бросается ко мне, её волосы развеваются на ветру, как змеи Медузы. Я вижу её в видоискателе на долю секунды. Но нажал ли я на спуск в нужный момент? С правильным кадром, правильным фокусом, правильной скоростью?».

Экспонируя плёнки после, фотограф поражался случайным деталям, которые возникли на снимке, открывая его для себя заново. Подобные находки Хорват называл «милостивый подарок от богини фотографии» и размышлял, действительно ли видел Брессон все то, что позже обнаруживал на контактных листах.

В серии о Нью-Йорке Хорват впервые много и содержательно размышляет о цвете. Досконально изучив черно-белую композицию, фотограф все больше убеждается в том, что цвет живет по своим особым законам.

«Цветная фотография имеет свои правила и требует своего собственного баланса, который я только начинаю понимать. В предыдущих цветных сериях – «Портреты деревьев» и «Очень похожие» я больше был озабочен тем, чтобы избежать нежелательного цвета, чем стремился воспользоваться возможностями, которые предоставляет ситуация. Но палитра Нью-Йорка слишком богата, здесь нужно позволить цвету сказать свое слово. Изучение того, как говорить на этом языке, может оказаться главной отдачей от этого проекта».

Смотрите также обзор творчества Франка Хорвата и его проект – «Портреты деревьев».

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм