«Американский Запад» Ричарда Аведона

«Американский Запад» Ричарда Аведона

Простые американцы – шахтёры, нефтяники, рабочие, безработные, домохозяйки, пьяницы, бродяги в фундаментальной драматической серии портретов Ричарда Аведона – «Американский Запад». Пять лет с 1979 по 1984 год фотограф колесил по Западу Америки, объездил 17 штатов и 189 городов. Фотографировал на ярмарках, родео, спускался в угольные шахты, снимал на нефтяных месторождениях, в тюрьмах. Он сделал портреты 762 героев, экспонировал около 17 тысяч листов плёнки. «Американский Запад» Ричард Аведон назвал лучшей своей работой, несмотря на то, что в своё время её резко раскритиковали. Признание серия получила спустя долгие годы.

Гигантские портреты – полтора на два метра, снятые Аведоном для проекта, не могли не шокировать. Привычно, что такие монументальные размеры предназначались для знаменитостей, моделей и президентов. Никто не ожидал увидеть на подобных изображениях простых американцев. Аведон снял их с тем же пиететом, с которым снимал Энди Уорхола, Мэрилин Монро, для того времени...

Простые американцы – шахтёры, нефтяники, рабочие, безработные, домохозяйки, пьяницы, бродяги в фундаментальной драматической серии портретов Ричарда Аведона – «Американский Запад». Пять лет с 1979 по 1984 год фотограф колесил по Западу Америки, объездил 17 штатов и 189 городов. Фотографировал на ярмарках, родео, спускался в угольные шахты, снимал на нефтяных месторождениях, в тюрьмах. Он сделал портреты 762 героев, экспонировал около 17 тысяч листов плёнки. «Американский Запад» Ричард Аведон назвал лучшей своей работой, несмотря на то, что в своё время её резко раскритиковали. Признание серия получила спустя долгие годы.

Гигантские портреты – полтора на два метра, снятые Аведоном для проекта, не могли не шокировать. Привычно, что такие монументальные размеры предназначались для знаменитостей, моделей и президентов. Никто не ожидал увидеть на подобных изображениях простых американцев. Аведон снял их с тем же пиететом, с которым снимал Энди Уорхола, Мэрилин Монро, для того времени подобный творческий подход стал настоящим вызовом. Это была демократизация фотографического изображения, в которой Аведон заявил себя первопроходцем. Его забавляло, что люди могут смотреть на пустое лицо модели и находить его более интересным, чем изможденное лицо шахтера.

Критики назвали серию «Американский Запад» вуайеристской и даже человеконенавистнической. Многих возмутила эксплуатация Аведоном социальной повестки, стремления повлиять на зрителя, вызвать у него снисхождение, чувство жалости.

Представление о значимости, проделанной Аведоном работы, пришло гораздо позже. В контексте анализа всего творчества фотографа стало очевидным, что грань между его модной фотографией и социальными портретами отсутствовала всегда. На протяжении всей карьеры Аведон стремился к подлинности. С самого начала его портреты были нацелены на то, чтобы убрать блеск гламура с образа знаменитости и показать обычного, часто неуверенного в себе человека. Серия фотографий «Американский Запад» стала лишь новым витком его глубокого исследования.

Для некоторых героев серии пристальное и такое непривычное внимание известного фотографа стало знаковым и поворотным моментом в судьбе. Билли Мадд – водитель, которому Аведон предложил сделать его портрет, был очень одиноким, подавленным в тот период. Когда он впервые увидел свою фотографию, признался, что был поражен тому, как Аведону удалось раскрыть в нём что-то такое, о чем он сам не подозревал. Портрет изменил Мадда, он уволился с работы и вернулся к своей семье, начал новую жизнь.

Аведону удалось запечатлеть сокровенное «я» своих героев. Сам фотограф признался, этого не случилось бы, если бы не новое ощущение смертности, которое он испытывал тогда из-за тяжелых сердечных заболеваний и старения. Он назвал «Американский Запад» данью уважения простым людям и их непростой жизни.

Проект «Американский Запад» завершился выставкой и каталогом. Сегодня он признан как один из самых важных фотографических проектов 20-го века. Все изображения находятся в собственности Музея американского искусства Амона Картера, по инициативе которого была создана серия.

Смотрите также обзор творчества Ричард Аведон: честность без полутонов и серию фотографий «В память о покойных мистере и миссис Комфорт».

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм