Как чтение увеличивает эмоциональный интеллект и улучшает функции мозга

Как чтение увеличивает эмоциональный интеллект и улучшает функции мозга

Новые исследования о том, как ещё чтение влияет на мозг и как отличается эффект от прочитанного в зависимости от вида литературы.

Читать – значит узнавать больше о мире, чем мы могли бы познать лично, соприкасаться с жизнями других людей, получать знания и систематизировать информацию... По крайней мере, чтение может этому служить. Многочисленные недавние исследования убедительно свидетельствуют о том, что оно улучшает эмоциональный и когнитивный интеллект, изменяя и активируя области мозга, ответственные за эти способности.

Важно ли чтение для выживания вида? Видимо, нет. «Люди читают и пишут всего около 5000 лет – слишком недолго для серьёзных эволюционных изменений», – пишет Грег Миллер в журнале «Наука». Мы неплохо справлялись на протяжении десятков тысяч лет до появления письменности. Но согласно теории нейробиологов, чтение «перенастраивает» области мозга, ответственные и за зрение, и за разговорный язык. Даже взрослые, которые учатся читать в зрелые годы, могут испытать эти эффекты, увеличив «функциональную связь со зрительной корой», некоторые исследователи обнаружили, что возможно есть «мозговой способ фильтрации и тонкой настройки потока визуальной информации, взывающей к нашему вниманию» в современном мире.

Это улучшение связи между областями мозга может сыграть важную роль при нарушениях в развитии. Например, одно из исследований Университета Карнеги-Меллона показало, что «100 часов интенсивного обучения чтению улучшило навыки чтения у детей, а также повысили качество... находящегося под угрозой белого вещества до нормального уровня». Директор Национального института психического здоровья Томас Инсел воодушевлён полученными результатами и говорит, что этот «захватывающий подход опробуют в лечении психических расстройств, всё чаще появляющихся из-за проблем в определённых цепях мозга».

Чтение может не только улучшить когнитивные способности, но и привести к усовершенствованию так называемой «модели психики человека» или «теории разума» (theory of mind). Этот термин используют учёные когнитивисты для описания того, как «мы определяем психические состояния других людей и как используем эти состояния, чтобы объяснить и предсказать их действия», как гласит Энциклопедия философии в Интернете. (В Википедии: theory of mind – модель психики человека, или понимание чужого сознания, или теория намерений, теория сознания, теория разума; в фильмах «Би-би-си» встречается как «теория разума». Означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, – что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение).

Улучшенная «модель психики человека» (или «теория разума») может привести к большему уровню эмпатии и, возможно, даже к расширению исполнительных функций, что позволяет лучше «удерживать в голове одновременно несколько перспектив (точек зрения) и переключаться между ними», – пишет психолог Бриттани Томпсон.

Исследования показывают, что улучшения «модели психики человека» происходят главным образом с чтением рассказов. Раймонд А. Мар из Йоркского университета в Торонто опубликовал мета-анализ, в котором рассмотрел многие исследования, демонстрирующие влияние понимания рассказа на «модель психики человека». Его вывод таков: чем лучше мы понимаем события в повествовании, тем лучше способны понять действия и намерения окружающих нас людей. Также имеют значение разновидности прочитанных нами рассказов. Психологи Дэвид Комер Кидд и Эммануэле Кастано из Новой школы социальных исследований провели анализ и проверили, как влияют различия в качестве текстов на эмпатическую реакцию, случайным образом раздав 1000 участникам отрывки из популярных бестселлеров и из беллетристики.

Чтобы определить разницу между ними, исследователи сослались на работу «Удовольствие от текста» критика Ролана Барта, оперировавшего понятиями текст-удовольствие и текст-наслаждение. Барт противопоставлял традиционную, классическую и авангардную, модернистскую литературу, часто выражая эту оппозицию читательская – писательская. Как объясняет Кидд:

Некоторые пишут то, что мы называем "писательской" беллетристикой, где вы сами заполняете пробелы и соучаствуете, а другие создают "читательскую", где вас развлекают. Мы склонны наблюдать больше "читательской" в таких жанрах беллетристики, как приключения, романы и триллеры, где писатель диктует свой опыт в качестве читателя. "Писательская" [литературная] переносит вас в новую среду, где вам приходится искать свой собственный путь.

Исследователи использовали два теста «модели психики человека» для измерения степени эмпатии и обнаружили, что «показатели были стабильно выше у тех, кто читал "писательскую" беллетристику, чем у тех, кто предпочитал популярную беллетристику или нон-фикшн», – отмечает Лиз Бери в The Guardian. Другие исследования показали, что описательный язык стимулирует области мозга, традиционно не связанные с чтением. «Например, такие слова, как "лаванда", "корица" и "мыло" вызывают реакцию не только в языковых областях мозга, но и в отделах, связанных с запахами», – пишет Энни Мёрфи Пол в The New York Times, ссылаясь на исследование 2006 года, опубликованное в научном журнале «NeuroImage».

Другими словами, чтение может эффективно имитировать реальность в мозге и производить аутентичные эмоциональные реакции: «Похоже, мозг не делает большого различия между чтением о событии и его проживании в реальной жизни». Это если событие описано сенсорным языком. Эмоциональный мозг, похоже, так же не делает огромного различия между чтением написанного текста и слушанием как его читает или пересказывает кто-то другой. Когда участники совместного немецко-норвежского эксперимента слушали, как декламируют стихи, у них появлялись физические ощущения и «примерно у 40 процентов были видимые мурашки».

Но различные типы текстов вызывают различные типы реакций. К примеру, читая или слушая роман, мы можем не только испытывать ощущения, но «во время чтения проживать несколько жизней», как писал Уильям Стайрон. Авторы исследования, проведённого в 2013 году Университетом Эмори и опубликованного в журнале «Brain Connectivity», заключают, что чтение романов может перенастроить области мозга, вызывая «переходные изменения в функциональной связности». Эти биологические изменения продолжались до пяти дней после того, как участники исследования прочитали роман Роберта Харриса «Помпеи» (2003). Повышенная связность в некоторых регионах «соответствовала регионам, ранее связанным с восприятием перспектив и осмыслением истории».

«Ну и что?», – скептически реагирует Иэн Стедман в New Statesman. Чтение может создавать изменения в мозге, но точно так же эти изменения могут происходить под воздействием другого опыта, способствующего нейропластичности. По мнению Стедмана в большинстве отчётов неврологии о чтении излишне преувеличивают результаты исследований, чтобы поддержать «распространённый и ошибочный миф о "перенастройке" мозга».

Критика Стедмана, направленная на исследование, описанное в «Brain Connectivity», имеет свои аргументы. Малый размер выборки, отсутствие контрольной группы и игнорирование вопросов о различных видах текстов делают и без того предварительные выводы ещё менее впечатляющими. Однако более предметные исследования, взятые вместе, показывают, что «перенастройка», которая происходит, когда мы читаем, – хотя, возможно, временная и нуждающаяся в частом повторе, – действительно способствует развитию когнитивных и социальных функций. А выбор того, что именно читать или даже слушать, действительно имеет значение.

Превью: актриса Мишель Уильямс.

Смотрите также: