Показать все темы...

Почему прокрастинаторы – лучшие творцы, а вам не обязательно быть первым, чтобы быть оригинальным

Почему прокрастинаторы – лучшие творцы, а вам не обязательно быть первым, чтобы быть оригинальным

Как к творческим людям приходят великие идеи? Недавно на конференции TED выступил организационный психолог, профессор Уортонской школы бизнеса, Адам Грант, вошедший в мировой топ-40 профессоров моложе 40 лет, по версии издания BusinessWeek. Он изучает «оригиналов»: тех, кто мечтает и воплощает в жизнь новые идеи.

Из этого выступления вы узнаете, почему полезно умеренно прокрастинировать, чтобы находить интересные идеи, а также о трёх неожиданных привычках оригиналов, включая принятие неудачи.

Семь лет назад один студент предложил мне инвестировать средства в его компанию. Он сказал: «Мы с тремя друзьями собираемся взорвать рынок — продавать вещи онлайн». Я ответил: «Окей, ребята, вы все лето над этим трудились, так?» — «Нет, мы все работали в других местах — вдруг бы эта идея не сработала». — «Понятно, но сейчас вы собираетесь посвятить этому проекту все свое время?» «Не совсем. У каждого из нас есть запасные варианты работы». Прошло полгода, настал день запуска компании, а у них даже вебсайт не готов. И тогда я им сказал: «Ребята, вы понимаете, что вся ваша компания — это сайт? Буквально». Разумеется, я отказался в них инвестировать.

Потом они назвали компанию Warby Parker.

Они продают очки онлайн. Недавно их признали самой инновационной компанией в мире и оценили ее больше, чем в миллиард долларов. Теперь моя жена отвечает за наши инвестиции. Почему я был оказался неправ?

Чтобы выяснить это, я стал изучать тех, кого я называю «оригиналами». Оригиналы — это нонконформисты, те, кто не только находит новые идеи, но и действует, чтобы реализовать их. Люди, которые выделяются из толпы и громко заявляют о себе. Они творят и меняют мир. На них хочется сделать ставку. И они выглядят совсем не так, как я ожидал. Я хочу показать вам три вещи, которые я узнал о том, как распознать оригиналов и стать немного похожим на них.

Первая причина, по которой я отказал Warby Parker, — их медлительность. Вы все отлично знаете, что происходит в голове у прокрастинатора. Признáюсь вам — я, наоборот, прекрастинатор. Да, есть такой термин. Вы испытывали панику, когда до срока сдачи два часа, а у вас еще ничего не готово? Так вот я чувствую эту панику уже за два месяца до дедлайна.

Это началось давно. В детстве я серьезно увлекался игрой в Nintendo. Я вставал в пять утра, начинал играть и не останавливался, пока все не получалось. Наконец я совсем отбился от рук, и местная газета сделала репортаж о темной стороне Nintendo с моим участием. После я променял волосы на зубы. Но это здóрово пригодилось мне в колледже, потому что я закончил свою выпускную работу за четыре месяца до срока. Я гордился этим, пока несколько лет назад ко мне не пришла моя студентка Джия и не сказала: «Лучшие идеи приходят, когда я прокрастинирую». — «Очень мило, а где те четыре работы, которые ты должна была сдать?»

Она была одной из самых творческих студенток, и я как организационный психолог решил проверить этот тезис. Я дал ей задание собрать некоторые данные. Она сходила в несколько компаний. Работники заполнили опросы о том, как часто они прокрастинируют. Потом она попросила руководителей оценить новаторские и творческие качества их сотрудников. Разумеется, прекрастинаторы вроде меня, те, кто бежит и делает все раньше срока, оцениваются как менее творческие, чем те, кто умеренно прокрастинирует. Я хотел знать, что происходит с хроническими прокрастинаторами. Она ответила: «Я не знаю, они не заполнили мой опросник».

Таковы наши результаты. Как видите, те, кто откладывает до последней минуты, так заняты валянием дурака, что у них не возникает новых идей. С другой стороны, те, кто сразу берется за дело, так неистово нервничают, что у них тоже не оказывается оригинальных идей. Похоже, оригиналы находятся в золотой середине. Почему? Может, у оригиналов просто плохие рабочие привычки. Может, откладывание дел не способствует творчеству.

Чтобы выяснить это, мы провели несколько экспериментов. Мы попросили людей придумать бизнес-идеи, а потом независимые читатели оценивали, насколько эти идеи творческие и полезные. Кого-то мы попросили выполнить задание сразу же. Других мы заставили прокрастинировать, дав им поиграть в «Сапера» пять-десять минут. Конечно, умеренные прокрастинаторы оказались на 16% более творческими, чем люди из двух других групп. «Сапёр» классный, конечно, но не он способствует творчеству, потому что если вы играете в игру и только потом узнаете о задании, творческого взрыва не происходит. Только когда вы уже знаете, что вам нужно работать над заданием, и начинаете прокрастинировать (но задание остается активным где-то в ваших мыслях), тогда у вас что-то рождается. Прокрастинация предоставляет время, чтобы рассмотреть разные идеи, поразмыслить нестандартно, принять неожиданные решения.

Когда мы завершали эти эксперименты, я начинал писать книгу об оригиналах, и я подумал: «Сейчас самое время, чтобы научить себя прокрастинировать, пока я пишу главу о прокрастинации». Для перехода к прокрастинации я, будучи уважающим себя прекрастинатором, на следующий день встал пораньше и составил план того, как буду прокрастинировать.

Потом я усердно работал, чтобы достичь цели по недостижению цели. Я начал писать главу о прокрастинации, и однажды — примерно на середине — буквально бросил работу на полуслове на несколько месяцев. Это было ужасно. Но когда я вернулся к работе, у меня была куча новых идей. Как сказал Аарон Соркин, «Вы называете это прокрастинацией, я называют это раздумьями».

Попутно я выяснил, что многие из великих оригиналов были прокрастинаторами. Например, Леонардо Да Винчи. Он в течение 16 лет работал над «Моной Лизой», чувствуя себя неудачником, и написал об этом в дневнике. Но отвлекавшие его опыты с оптикой изменили его принципы изображения света, сделали его лучшим художником.

А Мартин Лютер Кинг-младший? Ночью перед сáмой главной речью в своей жизни, перед Маршем на Вашингтон, он не спал до трех ночи. Он ждал своей очереди подняться на сцену и все еще делал пометки, вычеркивал ненужные места. Поднявшись спустя 11 минут, он оставил свои заметки и вместо них произнес четыре слова, которые изменили ход истории: «У меня есть мечта». Этого не было в заготовке. Откладывая задачу доработки речи до самой последней минуты, он оставался открытым для огромного количества возможных идей. А поскольку речь не была еще высечена в камне, у него была свобода импровизировать.

Прокрастинация — враг продуктивности, но она может быть другом для творчества. Мы видим, что многие великие оригиналы быстро запрягают, но долго едут. Именно это я упустил с Warby Parker. Когда они медленно запускались в течение шести месяцев, я говорил: «Многие уже начинают продавать очки онлайн». Они упустили преимущество первых. Но я не понимал, что они проводили это время в попытках придумать, как убедить людей не бояться заказывать очки чрез интернет. Похоже, преимущество быть первым — миф. Посмотрите на исследование более 50 категорий товаров, в котором сравниваются первые продавцы на рынке с теми, кто предложил улучшенный вариант. У пионеров процент неудачи составляет 47%, а у тех, кто улучшает, — всего 8%. Посмотрите на Facebook, который запустился после Myspace и Friendster. На Google: они ждали несколько лет после Altavista и Yahoo. Намного проще улучшить чью-то идею, чем создать что-то новое с нуля. Урок, который я усвоил: не обязательно быть первым, чтобы быть оригинальным. Нужно просто отличаться и быть лучше.

Но это была не единственная причина моего отказа Warby Parker. Они сами были полны сомнений. Они составляли запасные планы, и я засомневался, есть ли у них мужество быть оригинальными, потому что я ожидал, что оригиналы выглядят примерно вот так.

Внешне многие оригиналы выглядят уверенными в себе, но внутри они чувствуют те же сомнения и страх, что и мы с вами. Просто они по-другому к ним относятся. Это наглядное изображение того, как у большинства из нас выглядит творческий процесс.

pochemu polezno umerenno prokrastinirovat 1
[1. Классно. 2. Сомнительно. 3. Никудышно. 4. Я никуда не гожусь. 5. Приемлемо. 6. Круто.]

В моих исследованиях я выяснил, что есть два типа сомнений: сомнение в себе и сомнение в идее. Сомнение в себе парализует, заставляет остановиться. А сомнение в идее дает энергию, мотивирует пробовать, экспериментировать, переделывать, как делал Мартин Лютер Кинг. Ключ к оригинальности — простая вещь: избегать прыжка от пункта три к пункту четыре. Вместо: «Я никуда не гожусь» вы говорите: «Первые два варианта всегда никудышные, я просто еще не дошел до цели». Как дойти до нее? Подсказка, кажется, в том, каким браузером вы пользуетесь. Можно предсказать ваши результаты и заинтересованность, зная, какой браузер вы используете. Кому-то могут не понравиться результаты этого исследования...

Но есть свидетельства, что пользователи Firefox и Chrome работают намного лучше, чем пользователи Internet Explorer и Safari. Вот так.

Еще они на 15% дольше работают на одном месте. Почему? Это не техническое преимущество. У всех четырех групп пользователей примерно одинаковая скорость печати и один и тот же уровень владения компьютером. Это связано с тем, откуда берется браузер. Если вы пользуетесь Internet Explorer или Safari, они были предустановлены на компьютере, и вы приняли вариант, предложенный по умолчанию. Если вы хотели Firefox или Chrome, вам нужно было усомниться и спросить, нет ли варианта получше, а потом проявить сообразительность и скачать новый браузер. Люди слышат об этом исследовании и думают: «Круто, если я хочу работать лучше, мне нужно просто обновить браузер?»

Нет, это о том, что нужно быть тем, кто начинает сомневаться в варианте по умолчанию и искать варианты получше. Если вы хорошо это сделаете, откроете себя для чего-то противоположного дежавю. У этого чувства есть название — это «вюжаде».

«Вюжаде» — это когда вы смотрите на что-то уже в сотый раз и неожиданно видите это свежим взглядом.

Это может быть сценарист, который читает историю, пролежавшую на полке полвека. В каждой из последних версий главным героем была злодейка-королева. Но Дженнифер Ли усомнилась: а есть ли в этом смысл? Она переписала первый акт, и вместо злодейки появилась угнетенная героиня, а «Холодное сердце» стало самым успешным анимационным фильмом. У этой истории простая мораль. Когда вы чувствуете сомнение, не отпускайте его.

Что насчет страха? Оригиналы тоже боятся. Они боятся неудачи, но от всех остальных их отличает то, что они еще больше боятся не попробовать. Они знают, что можно провалиться, начиная бизнес, который обанкротится, или можно провалиться, вообще не начиная бизнес. Знают, что в итоге больше всего мы жалеем не о действиях, а о бездействии. То, что мы хотели бы переиграть (посмотрите ученых) это неиспользованные шансы.

Элон Маск недавно признался мне, что не ожидал успеха Tesla. Он был уверен, что в первые несколько запусков SpaceX не достигнет орбиты, не говоря уж о возвращении, но не попытаться было нельзя. Многие из нас не пытаются.

У меня есть хорошие новости. Вас не осудят за ваши плохие идеи. Но многие думают, что их будут порицать. Если посмотреть на индустрии и спросить людей об их самой большой идее, самом важном предложении, 85% промолчат вместо того, чтобы высказать ее. Они боятся опозориться, показаться глупыми. Но знаете что? У оригиналов есть множество плохих идей, тысячи плохих идей.

Если посмотреть на разные отрасли, величайшие оригиналы проваливались больше всего, потому что они больше всех пытались. Возьмем классических композиторов, лучших из лучших. Почему у некоторых из них больше страниц в энциклопедиях и больше переизданий их произведений? Один из основных факторов — суммарное количество созданных композиций. Чем больше вы производите, тем больше разнообразия и тем выше ваши шансы наткнуться на что-то оригинальное. Даже легендам классической музыки — Баху, Бетховену и Моцарту — пришлось написать сотни и сотни композиций, чтобы создать намного меньшее количество настоящих шедевров.

Когда основатели Warby Parker пытались придумать, как назвать свою компанию, им нужно было что-то сложное, уникальное, без негативных ассоциаций, чтобы создать розничный бренд, и они перебрали больше 2 000 вариантов, пока не остановились двух фамилиях Warby и Parker. Если сложить все это вместе, то выходит, что оригиналы не так уж отличаются от остальных. Они боятся и сомневаются, они прокрастинируют. У них есть плохие идеи. И иногда — не вопреки, а благодаря этим качествам они достигают успеха.

Когда вы встречаете людей с такими качествами, не совершайте моих ошибок. Не вычеркивайте их. А если это вы сами, не списывайте себя со счетов. Знайте: быстрый старт и медленное завершение могут усилить ваш творческий порыв. Вы можете мотивировать себя, засомневавшись в собственных идеях и начав бояться неудачи. Вам нужно много плохих идей, чтобы получилось несколько хороших.

Быть оригинальным непросто, но я ни капли не сомневаюсь, что это лучший способ сделать мир вокруг лучше.

Фото: Thebestartt.

Получайте самые свежие публикации в папку "Входящие"

Комментарии
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.