Женщины-фотографы с нетривиальным взглядом

Специфичность женской фотографии произрастает из особенностей визуального восприятия и художественных интересов, характерных для слабого пола.

Мужчины и женщины по-разному думают. По-разному видят. И по-разному фотографируют. Женщинам свойственно фокусироваться на личных фотоисториях (дневниковые и исповедальные снимки Салли Манн и Нан Голдин), сосредотачиваться на маргинализированных группах (фрики Дианы Арбус и цыгане Ляли Кузнецовой), создавать собственный мир (Надя Ли Коэн и Галина Лукьянова), делиться культурными комментариями через свои работы.

В нашем альбоме работы женщин-фотографов, сделанные во всех стилях как уже признанными легендами фотографии, так и теми, кто ещё не выгравировал свои имена на скрижалях истории, но уже восторгает современников нетривиальным взглядом. Подборка дополняется.

Луиза Даль-Вульф – ведущий модный фотограф 20-го века

Луиза Даль-Вульф (Louise Dahl-Wolfe; 1895 – 1989) заняла почётное место среди ведущих модных фотографов 20-го века. Она...

Специфичность женской фотографии произрастает из особенностей визуального восприятия и художественных интересов, характерных для слабого пола.

Мужчины и женщины по-разному думают. По-разному видят. И по-разному фотографируют. Женщинам свойственно фокусироваться на личных фотоисториях (дневниковые и исповедальные снимки Салли Манн и Нан Голдин), сосредотачиваться на маргинализированных группах (фрики Дианы Арбус и цыгане Ляли Кузнецовой), создавать собственный мир (Надя Ли Коэн и Галина Лукьянова), делиться культурными комментариями через свои работы.

В нашем альбоме работы женщин-фотографов, сделанные во всех стилях как уже признанными легендами фотографии, так и теми, кто ещё не выгравировал свои имена на скрижалях истории, но уже восторгает современников нетривиальным взглядом. Подборка дополняется.

Луиза Даль-Вульф – ведущий модный фотограф 20-го века

Луиза Даль-Вульф (Louise Dahl-Wolfe; 1895 – 1989) заняла почётное место среди ведущих модных фотографов 20-го века. Она помогла переосмыслить мировую модную фотографию и повлияла на таких мастеров, как Хорст П. Хорст, Ричард Аведон и Ирвин Пенн. Даль-Вульф изучала изобразительное искусство и теорию цвета, прежде чем заняться фотографией. В начале 1930-х годов она пришла в репортажную съёмку и документировала сельскую жизнь в период Великой депрессии. В 1936 году Даль-Вульф приняли в Harper’s Bazaar, где она пробыла на должности штатного фотографа следующие 22 года.

В эпоху формального светского портрета она снимала своих моделей в непринуждённой обстановке, часто в залитых солнцем уличных локациях. На счету Луизы Даль-Вульф 86 обложек и тысячи других публикаций. Сегодня о ней говорят как о профессионале, возглавившим новую эру модной фотографии.

Нан Голдин – исповедальная и эпатажная фотография

За яркие цветные снимки, в которых Нан Голдин (Nan Goldin; 1953) запечатлела мир лиричный, крайне личный и одновременно универсальный, её признают пионером дневниковой фотографии. Её кинематографические кадры, вошедшие в «Балладу о сексуальной зависимости», представляют сотни интимных моментов из жизни Голдин в Нью-Йорке в 1970-80-е годы. Автор с неуклонной откровенностью задокументировала свою жизнь и окружающее общество, поражённое СПИДом, наркоманией и другими зависимостями. В отличие от отстранённости классической документальной фотографии, фотосъёмка для Голдина – это «способ прикоснуться к кому-то, форма нежности».

За последние тридцать лет влияние её «Баллады» на фотографию и другие эстетические сферы неуклонно росло. Об этом произведении говорят как о современной классике. Фотоистории Нан Голдин о городской жизни в начале восьмидесятых вобрали важный, трансцендентный для человечества элемент: потребность в воссоединении.

Эллен Фон Унверт – элегантная провокация и восторженное настроение

Уже тридцать лет Эллен фон Унверт успешно творит в жанрах модной, редакционной и рекламной фотографии, а в 1998 году American Photo Magazine назвал её одной из самых важных личностей в мире фотографии. Прежде чем стать фотографом, фон Унверт десять лет проработала моделью. Снимать начала ради удовольствия и веселья. О своей манере съёмки фотограф говорит:

«Техника, несомненно, помогает сделать фотографию волшебной, но я предпочитаю работать с атмосферой. Думаю, одержимость техникой – это по-мужски. Я скорее сосредотачиваюсь на модели или местоположении... В моих изображениях всегда есть элемент репортажа. Ещё мне нравится неожиданность, поэтому я люблю снимать в отелях, барах, клубах и на улице».

Рут Оркин – новаторский фотожурналист

Рут Оркин (Ruth Orkin; 1921–1985) из числа фотографов, которые осваивают дело жизни с самого детства. В 10 лет она получила свою первую Univex и начала фотографировать друзей и учителей в школе. В 17 лет Оркин совершила монументальное путешествие на велосипеде из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы увидеть Всемирную выставку 1939 года. Всю дорогу фотографировала и вскоре уже снимала для всех крупных журналов. В 1951 году по заданию журнала LIFE Оркин отправилась в Израиль с филармонией, откуда держала путь в Италию. Там, во Флоренции, она встретила Нинали Крейг (она же Джинкс Аллен), американскую студентку-искусствоведа, которая стала героиней «Американской девушки в Италии», одной из самых известных работ не только в творчестве Оркин, но и в истории фотографии. Снимок был частью серии с изначальным названием «Не бойтесь путешествовать в одиночку». Впоследствии Рут Оркин удостаивалась наград в области фотожурналистики и считается одной из лучших женщин-фотографов в Штатах.

Салли Манн – самый неоднозначный американский фотограф

Первые успехи принесли ей снимки пейзажей американского Юга и исторической архитектуры. Но репутация провокатора, а вместе ней и международная слава, пришла к Салли Манн с портретами девочек, запечатлённых в эфемерном переходном моменте между детской невинностью и женственностью. Эти изображения вызвали шквал дискуссий, на что автор ответила: «Мне нравится заставлять людей чувствовать себя немного неуютно. Это побуждает их исследовать, кто они и почему так думают».

Её нашумевшая серия «Семейные фотографии» (1984–1991) сложилась из интимных чёрно-белых снимков собственных детей. По убеждению Салли Манн, «лишь то, что вам близко, вы можете сфотографировать лучше всего, и пока вы не запечатлите то, что любите, настоящего искусства у вас не получится». «Если говорить о наличии у меня какой-либо эстетики, то это своего рода эстетика сороки – я просто иду и подбираю всё, что есть. Если задуматься, вокруг были мои дети, поэтому я их и фотографировала, – рассказывает Манн. – Не то чтобы меня так сильно интересовали дети или их съёмка, просто они там были».

Имоджен Каннингем: «Во всём должно быть немного красоты»

Вне зависимости от того, представляла ли она вниманию зрителя человеческое тело или тычинку цветка – работы Имоджен Каннингем пронизывает чувственный и энергетический импульс, проходящий через всю жизнь.

Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham; 1883 – 1976) – одна из первых профессиональных женщин-фотографов в Америке. Наиболее известна ботаническими фотографиями, хотя так же снимала обнажённую натуру, промышленные пейзажи и уличные сцены. Изучив фотографию в Германии, Каннингем открыла портретную студию в Сиэтле. Первые работы создавала под влиянием академической живописи начала прошлого века. С 1920-х годов приступила к пристальному и детальному изучению жизни растений и других природных форм, могла с одинаковой заинтересованностью фотографировать человека и суккулент. В 1932 году она присоединилась к участникам фотографического объединения «Группа f/64». На протяжении всей карьеры возвращалась к старым интересам, пробовала силы в новых, стремясь проникнуть в суть вещей, жить в самом центре водоворота, направлявшего её то к науке, то к искусству, то к социальным вопросам.

Лилиан Бассман – изящество фигуры и пленительная драматичность

Лилиан Бассман (Lillian Bassman; 1917 – 2012) выросла в Бруклине, Нью-Йорк, в семье еврейских иммигрантов, приехавших из России. Во время учёбы в Манхэттенской школе познакомилась с коллегой-фотографом Полом Химмелем, с которым они поженились в 1935 году и прожили вместе на протяжении 73 лет, вплоть до его смерти. Что касается карьеры, Бассман три десятилетия успешно реализовывалась в модной фотографии, сотрудничая Junior Bazaar и Harper’s Bazaar. В своих зернистых чёрно-белых фотографиях она усиливала контраст между моделью и демонстрируемой одеждой. Бассман создавала новаторские для своего времени работы, применяя художественной подход в отрасли со строгими форматами.

В начале 1970-х, когда индустрия стала диктовать новые требования, она, не пожелав подстраиваться, переключилась на другие проекты. Интерес к работам Бассман вернулся в 1990-е. Фотографии Лилиан Бассман до сих пор кажутся полными ауры романтики и очарования, квинтэссенцией изящности и женственности.

Мэри Эллен Марк – экстраординарное фотографическое наследие

За многолетнюю и экстраординарную карьеру Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark; 1940 – 2015) опубликовала много книг с разнотематическими фотосериями, в том числе «Выпускной бал», «Близнецы» и «Индийский цирк». Её архив насчитывает более двух миллионов снимков и, по сути, она построила две карьеры – в документальной фотографии и в кино. В качестве специального фотографа, нанятого для создания промокадров, Марк побывала на более сотни съёмочных площадок («Сатирикон Феллини», «Апокалипсис сегодня», «Ганди», «Пролетая над гнездом кукушки» и др.).

В свою первую поездку она отправилась в Турцию по стипендии Фулбрайта в 1965 году. Затем было много путешествий, в которых Марк документировала жизнь различных народов и культур. Её фотоэссе посвящены бездомным детям в Сиэтле, борделям в Индии, католичкам и протестанткам в Северной Ирландии, пациентам психиатрической больницы штата Орегон.

«Меня интересуют люди окраин. Я чувствую притяжение к тем, у кого не наилучшее положение в обществе. Я всегда на их стороне. Может быть, я нахожу их более человечными. Больше всего на свете я хочу признать их существование», – объясняла выбор своей главной темы Эллен Марк. «Думаю, фотография ближе к письму, а не к живописи. Потому что с её помощью вы передаёте идею. Изображение не должно нуждаться в подписи; оно уже должно передавать идею».

Надя Ли Коэн – уникальность и неповторимость женщин в эстетике 1950-70-х

Фотограф, режиссёр и модель Надя Ли Коэн, явно очарованная атмосферой 1950-70-х, снимает постановочные портреты с продуманными до мельчайших деталей сюжетами. Её модели не просто красиво позируют, они играют роли. В восприятии Нади Ли Коэн фотография больше сопоставима с моментом из несуществующего фильма, чем с неподвижным изображением. Очарование этой концепции в том, что картинка не даёт полного понимания и уверенности в происходящем, она даёт начало повествованию, оставляя простор для воображения.

Работы Нади Ли Коэн смело говорят об одержимости общества красотой и совершенством. Не смотря на причудливость образов, автор уверяет, что её не интересуют понятия волшебного или фантастического, она смотрит на реальность и повседневность, что естественно и проявляет на фотографиях.

«На первый взгляд моя работа может напоминать времена, характеризуемые мужской объективацией женщин. Но мне эстетически приятны образы тех эпох, так почему я не могу ссылаться на них и использовать в своих постановках, стилях и моделях? Кроме того, то, как я фотографирую женщин, переворачивает устаревшие ассоциации с ног на голову».

Доротея Ланж – фотограф, запечатлевший символ Великой депрессии

Всю профессиональную жизнь Доротея Ланж (Dorothea Lange; 1895 – 1965) создавала чуткие фотодокументы человеческих жизней. Её карьера началась с должности секретаря у Арнольда Генте (Arnold Genthe), одного из самых успешных фотографов-портретистов в Штатах. У него освоила навыки ремесла, обучилась ретушированию и фотомонтажу. Позже открыла собственную портретную студию, но Великая депрессия оказалась тяжким испытанием, в том числе для её брака и для карьеры. Всё более разочаровываясь в портретной работе, Ланж вышла на улицы Сан-Франциско за новыми экспериментами в съёмке.

Ключевым в карьере стал момент, когда её пригласили в числе других коллег снимать условия рабочих для Администрации по защите фермерских хозяйств. В это время Ланж сделала свою самую известную фотографию – «Мать-мигрантка» (1936). Изображение привлекло внимание к проблеме страдающих от голода тысяч людей и помогло привлечь средства для мигрантов в лагере под Нипомо, где был сделан снимок, а сама фотография стала символом Великой депрессии.

Диана Арбус – мастер маргинальной эстетики

Сочувствие и интерес к обитателям задворок общества возвело её в разряд необычных и при жизни непонятых творцов. Уже после смерти Диану Арбус (Diane Arbus; 1923 – 1971) признали неординарным документалистом, а её работы стали культовыми, хотя многие портреты трансвеститов, цирковых карликов и страдающих синдром Дауна до сих пор воспринимаются противоречиво. «Я действительно верю, что есть вещи, которые никто бы не увидел, если я их не сфотографирую», – говорила Арбус.

Её работы охватывают всю послевоенную американскую социальную сферу и составляют разнообразный и необычайный портрет общества. Подход Арбус бросал вызов установившимся условностям, диктующим дистанцию между фотографом и объектом съёмки, что вызывало психологическое напряжение, характерное для её фотопортретов. Дочь фотографа Эми Арбус пошла по стопам матери, однако в её объективе преимущественно субкультурные архетипы, нью-йоркские панки и модники 1980-90-х.

Гоар Дашти

Сюжеты для фотографий Гоар Дашти (Gohar Dashti) черпает в родном Иране. Её интересует то, как природные и антропогенные катастрофы прошлого повлияли на граждан и современные социальные структуры. Среди тем, которые поднимает Дашти: совмещение коллективной истории и индивидуальной идентичности; войны, революции и некогда действовавшие вулканы, опустошившие и сформировавшие социальную, политическую и экологическую топографию Ирана; положение девушек и женщин в обществе между модернизацией и традиционным исламским давлением. Ещё одно направление в её работах: как природа отвоёвывает брошенные дома, чьи владельцы по разным причинам покинули жилища. «Человек преходящ, а природа постоянна», – заключает Дашти.

Ширин Нешат

Ещё одна известная иранка – Ширин Нешат (Shirin Neshat). Имя фотохудожницы знают во всём мире. Слава пришла к ней в первую очередь после премий на Венецианской биеннале: в 1999 году и в 2009-ом в виде «Серебряного льва» за лучшую режиссуру (фильм «Женщины без мужчин»). Как в фильмах, так и в фотопроектах автора волнуют темы гендера, идентичности и политики в мусульманских странах, противоречия культуры и власти, отношения между личным и политическим. Свои взгляды и мысли Нешат преподносит с убедительной аргументированностью и не без медитативной красоты.

Флор Гардуньо – фотографии с магическим реализмом

В своём творчестве мексиканский фотограф Флор Гардуньо (Flor Garduño; 1957) раскрывает зрителю священное и символическое из повседневной жизни. Запечатлённые ею обряды из жизни латиноамериканцев воплощают уникальное восприятие времени, а земные формы ссылаются на невидимые порядки бытия. Свой визуальный язык она сплетает, выстраивая связи между женскими телами, животными, предметами и природой. Темы Гардуньо универсальны, а фотографии наполнены архетипами и символами, принадлежащими не к конкретной народности или культуре, но к человечеству в целом.

Читать ещё ...
Лилия, Лос-Анджелес. Фотограф Надя Ли Коэн
На память. Фотограф Надя Ли Коэн
Cozy Little Christmas Кэти Перри. Фотограф Надя Ли Коэн
Кино. Фотограф Надя Ли Коэн
Эрин Блэкуэлл в Сиэтле, 1983. Фотограф Мэри Эллен Марк
Шон Пенн. Фотограф Мэри Эллен Марк
Сиэтл, 1983. Фотограф Мэри Эллен Марк
Федерико Феллини  на съёмках Сатирикона, Рим, Италия, 1969. Фотограф Мэри Эллен Марк
Позирующая Эмине, Турция, 1965. Фотограф Мэри Эллен Марк
Лори в ванной 81-го отделения больницы штата Орегон, 1976. Фотограф Мэри Эллен Марк
Крейг Скармардо и Шайло Матер на родео в Техасе, 1991. Фотограф Мэри Эллен Марк
Катрин Денёв на съёмках фильма Сирена с Миссисипи, 1969. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дайан Лейн и Фрэнсис Форд Коппола на съёмках фильма Бойцовая рыбка, 1983. Фотограф Мэри Эллен Марк
Актёрский состав фильма Милоша Формана Пролетая над гнездом кукушки на съёмках в больнице штата Орегон, 1975. Фотограф Мэри Эллен Марк
Аманда со своей кузиной Эми Вальдес. Северная Каролина, ок. 1990. Фотограф Мэри Эллен Марк
Цветочница на свадьбе, 1964. Фотограф Диана Арбус
Тройняшки, Нью-Йорк, 1963. Фотограф Диана Арбус
Пара подростков на Гудзон-стрит, Нью-Йорк, 1963. Фотограф Диана Арбус
Марк Повинелли и Нина Гольдман. Прекрасная эпоха, 2004. Фотограф Эми Арбус
Люди в костюмах, 1970-71. Фотограф Диана Арбус
Женщина с ребёнком на руках в Центральном парке, Нью-Йорк, 1956. Фотограф Диана Арбус
Женщина с маской в инвалидном кресле, 1970. Фотограф Диана Арбус
Две девушки на пляже, Кони-Айленд, Нью-Йорк, 1958. Фотограф Диана Арбус
Женщина в шляпе, Нью-Йорк, 1970. Фотограф Диана Арбус
Близнецы, 1966. Фотограф Диана Арбус
Сборщик хлопка, мигрант, Аризона, 1940. Фотограф Доротея Ланж
Очередь за едой, Сан-Франциско, 1933. Фотограф Доротея Ланж
Мичиган-Хилл, Вашингтон, 1939. Фотограф Доротея Ланж
Магазин Перекрёсток, Алабама, 1937. Фотограф Доротея Ланж
Дорога на Запад, Нью-Мексико, 1938. Фотограф Доротея Ланж
Нет доступных фотографий