Больница Никербокер: Медицина, убивающая, чтобы спасать

Больница Никербокер: Медицина, убивающая, чтобы спасать

Больница Никербокер / The Knick (2014 – 2015)
Рейтинг IMDb: 8.4; Кинопоиска: 8.5

Что получится, если смешать в одном бокале авторское видение успешного кинорежиссёра, харизматичных персонажей в необычном историческом антураже и популярный формат медицинского шоу? «Больница Никербокер», конечно. Натуралистичность изображения работы врача начала прошлого века, остросоциальный подстрочник и психологизм сразу наталкивают на лестное сравнение с «Записками юного врача» Михаила Булгакова.

Важным моментом является не то, где именно разворачивается сюжет – больничным антуражем не удивишь фанатов «Доктора Хауса», «Скорой помощи», «Клиники» и других шоу, – но когда именно он разворачивается. Начало 20-го века с одной стороны является относительно близким и понятным для нас, жителей века 21-го. С другой же стороны, для медицинской науки это глубокое прошлое – многие болезни тогда были ещё неизлечимы, антибиотиков нет, зато есть кокаин, морфин и опий в виде «современных» лекарств, а операционная хирурга похожа больше на мясницкую лавку, чем на привычный нам хромированный хай-тек. Что и говорить о социальном устройстве общества, где негры и женщины, несмотря на формальные права, не воспринимаются всерьёз и подвергаются преследованиям? Именно в таких условиях и приходится действовать главному хирургу больницы Джону Тэккери в исполнении Клайва Оуэна. Впрочем, не следует думать, что перед нами очередной продукт американской квазитолерантности – это история развития в обществе процессов, которые вот-вот определят будущее – наше настоящее. Больница же, как некий микрокосм, вмещает в себя и преломляет, как приметы времени, так и общечеловечские ценности, сливаясь в устрашающую и величественную одновременно симфонию.

В середине 2010-х формат сериала окончательно утратил прежние уничижительные коннотации, прежде заметные в снисходительности отношения к нему представителей «серьёзного» кинематографа. Вслед за этим и начался процесс перехода под сериальное крылышко не только ведущих киноактёров, но и культовых режиссёров, чему и является примером «Больница Никербокер». Тандем не перестающего экспериментировать с форматами Стивена Содерберга и Клайва Оуэна, который легко уживается как в массовом, так и в авторском кино, обеспечил «ещё одному сериалу на медицинскую тематику» огромную популярность. Отдельного внимания заслуживает неординарный эмбиэнтовый саундтрек, идеально ложащийся на события столетней давности.