Феномен независимой кинокомпании А24 ещё предстоит осмыслить киноведам, но уже сейчас можно с определённостью сказать, что благодаря ей появились и добрались до проката несколько десятков картин, которые во-многом опередили кинематографический процесс. Эпоха картин с бюджетами в сотни миллионов долларов подходит к концу, уступая более дешёвой продукции стриминговых сервисов.
Подобный случай уже был в истории американского кино. В середине 1960-х дорогостоящие исторические пеплумы и традиционные вестерны – тогдашний аналог комикс-блокбастеров – перестали приносить прибыль и всё чаще проваливались в прокате. В связи с этим студии вынуждены были дать возможность высказаться покуда не набившим оскомину независимым режиссёрам. Так появились картины Скорсезе, Копполы, Полански, Кубрика, Фридкина, без которых современный кинематограф просто немыслим. Эти режиссёры очаровывали зрителя порой практически без бюджета – опираясь на оригинальные идеи и новый киноязык.
Однако, если разобраться, до сих пор зарабатывать на многомиллионных блокбастерах было гораздо легче, несмотря на колоссальные вложения – при отсутствии альтернатив зритель делал выбор в их пользу. Независимые же студии рисковали, провалив пару-тройку проектов, завершить свою деятельность, даже толком не начав – ведь речь всё равно шла о миллионах долларов, вложенных в продакшн и дистрибуцию. Пробиться в широкий прокат на больших экранах и откусить от пирога зрелищного кино для инди-картин весьма непростая задача.
Процессы, которые происходят сейчас, весьма напоминают великий исторический слом времён «нового Голливуда», и студия А24 уверенно балансирует на гребне волны. То, к чему всемогущий Дисней (тоже взявший ориентир на стриминг, а значит – на более дешёвый продукт) и Нетфликс пришли совсем недавно, в А24 успешно практикуют с 2013-го года. Они берутся за самые нетривиальные идеи, от которых иные студии бежали бы как от огня и доказывают, что подобные проекты интересны широкому зрителю.
Появилась эта волшебная студия благодаря Дэвиду Фенкелю, Джону Ходжесу и Даниелю Катцу, которые в 2012 году объединились для создания компании, которая должна была дать режиссёрам раскрыть свой талант на полную, без оглядки на крупных студийных боссов. В первом офисе компании работало всего восемь человек, а название она получила в честь итальянской трассы, по которой когда-то ехал Даниэль Катц. Но завидная одержимость и чутьё (никакими фокус-группами и бухгалтерскими расчётами объяснить успех нельзя) сделали своё дело.
Первый большой успех пришёл с картиной «Враг» Дэни Вильнёва – одного из главных нынче голливудских трендсеттеров. В 2015-м компания приютила картину Алекса Гарленда «Из машины», получившую первый для А24 Оскар. Дальше же всё закрутилось, как снежный ком, но, имевшие любые возможности «подружиться» с крупными студиями и податься в напрочь коммерческий мейнстрим, Френкель, Ходжес и Катц не стали менять политику компании.
Картины, созданные при участии А24 побеждали на Каннском кинофестивале, неоднократно становились лауреатами Оскара и BAFTA. Для компании снимают подающие надежды и вполне состоявшиеся режиссёры: Йоргос Лантимос, Роберт Эггерс, Грета Гервиг, Кевин Смит, Дэвид Мишо, София Коппола, Гас Ван Сент, Гаспар Ноэ – список можно продолжать ещё долго. Об уровне актёров, занятых в съёмках, и говорить излишне.
Всё вышеперечисленное делает А24 компанией, за деятельностью которой полагается следить всякому порядочному ценителю кино. Для тех же, кто ещё мало знаком с её проектами, мы предлагаем эту разноплановую подборку неординарных картин на любой вкус: от роуд-муви до хоррора, от трагикомедии до драмы.